Нужны ли Украине выпускники Принстона, Оксфорда и Сорбонны?
СМИ неоднократно публиковали материалы об идиотизме процедуры подтверждения в Украине документов об образовании, выданных в других странах. К сожалению, никаких изменений к лучшему в этой процедуре, фактически препятствующей приезду в Украину образованных и квалифицированных специалистов, не произошло. Вредители из Министерства образования Украины мнят себя разведчиками!
Ознакомившись с перечнем документов, требуемых Министерством образования и науки (МОН) (а у нас только оно занимается нострификацией дипломов, я понял, что пройти эту процедуру практически нереально. Лейтмотивом списка требуемых для этого документов является глубочайшее недоверие к человеку, который решил учиться или работать в Украине, и явное желание максимально затруднить подтверждение документов об образовании. Я бы лично сразу отказался учиться или работать в Украине даже если бы был выпускником не Принстона, Оксфорда или Сорбонны, а заштатного университета в Центральной Африке.
Ниже приведу несколько цитат из перечня документов, требуемых для нострификации, из которых станет очевидно, что я, к сожалению, не преувеличиваю. Но вначале несколько примеров того, как это делается в других странах.
В России требуется лично предъявить паспорт, оригинал диплома с приложениями к нему и их нотариально заверенные переводы. Занимается этим специальное федеральное учреждение «Интеробразование», действующее под эгидой министерства образования. Официальная стоимость 2500 руб., но, по отзывам на форумах, реальная цена примерно 4000 руб. (тысяча с небольшим гривен).
В Чехии подаются (лично или по доверенности) заявление на специальном бланке и заверенные переводы диплома и вкладыша. Занимаются этим факультеты университетов, соответствующие профилю образования, или министерство образования (в сложных случаях), или министерства обороны и внутренних дел (если образование по этому профилю). Информации о стоимости процедуры я не нашел.
В Германии — нотариально заверенные копии диплома и его перевода подаются в учреждение по признанию иностранных дипломов в земле проживания. (Данных о стоимости не нашел.)
В США требуется заполненная форма (ее можно найти в Интернете и скачать), которую вместе с копиями диплома (можно и без перевода — если нужно, они сами переведут) посылают почтой в лицензированную частную фирму, их много. Естественно, это стоит денег. Кругом-бегом могут накрутить долларов триста (за переводы, экземпляры копий, уровень претензий; скажем, подтвердить аттестат о среднем образовании стоит дешевле, чем докторскую степень).
Из приведенных примеров видно, что, несмотря на некоторые различия, во всех странах перечень документов, требуемых для начала процесса нострификации, можно сказать, естественный. Ни в одной стране из тех, с правилами которых я ознакомился, нет даже намека на то, что заявителя подозревают в чем-то нехорошем, хотя какая-то проверка, наверное, производится. Скорее всего, чисто формальная, поскольку все прекрасно понимают, что сам по себе диплом ничего не решает. Это только точка отсчета, позволяющая претендовать, скажем, на поступление в аспирантуру или определенную должность в фирме. Если поступление на учебу или работу состоялось, а необходимых знаний и умений нет, то никакой диплом не спасет.
А вот теперь о том, как это делается в Украине. В списке соответствующих документов, вывешенном на сайте МОН, 10 (!) пунктов для России и 11(!) для других стран. Подавать документы можно только лично, стоит это 1800 грн. плюс, естественно, транспортные расходы на поездки в Киев и немалые (это очевидно) почтовые расходы на переписку с правительственными организациями других стран.
Откроем, например, список для Великобритании. Первые четыре пункта можно считать естественными (заявление, легализованные оригиналы документа об образовании и приложения к нему, нотариально заверенные копии и переводы). Дальше начинается. Пункт пятый: «Документ, виданий державним центральним органом управління освітою (Міністерством освіти або відповідною структурою) іноземної країни про визнання (акредитацію) навчального закладу та навчальної програми (плану), за котрими здійснювалося Ваше навчання протягом усього його періоду».
А если вы, не дай Бог, учились в филиале на территории другой страны, то такой же документ и из страны, в которой этот филиал находится (наше МОН все предусмотрело!). А если вы «прошлись» по нескольким университетам, то вам придется добывать подтверждения аккредитации в правительственных учреждениях всех этих стран. Представляете, вам, частному лицу, придется вступать в переписку с правительственными учреждениями Соединенного Королевства, запрашивая подтверждение аккредитации, скажем, Оксфорда.
А если вы окончили британский университет на Кипре, то еще и с правительством Кипра. И если уж они не впадут в ступор от такого странного интереса и ответят, то непременно поинтересуются, читали ли чиновники, которые вынудили вас этим заниматься, текст Лиссабонской конвенции 1997 г., в которой черным по белому написано, что оценку своего учебного заведения определяет сама страна, и ей полностью доверяют другие страны — участницы конвенции. То есть не дело чиновников из других стран проверять, все ли в порядке с аккредитацией у Оксфорда. Максимум, что можно себе позволить — это заглянуть на сайт ЮНЕСКО и проверить, является ли конкретная страна подписантом конвенции. Между прочим, Украина ратифицировала конвенцию в 1999 году.
Седьмой пункт перечня — это настоящий шедевр чиновничьей изобретательности: «Документ, що засвідчує законодавчі підстави Вашого перебування на території країни, де відбувалося навчання, за увесь період отримання освітніх послуг (паспорт іноземного громадянина, довідка з ОВІР, документи про реєстрацію, карти побуту тощо)». То есть наш МОН пытается присвоить себе функции спецслужб. Какое, собственно говоря, отношение к оценке уровня квалификации имеет вопрос о «законодавчих підставах перебування на території країни, де відбувалося навчання»? Ловим нелегалов в других странах?
При этом сама по себе постановка вопроса о «законодавчих підставах» абсолютно бессмысленна. Напомню, что МОН требует подавать документы ЛИЧНО, то есть уже известно, что соискатель нострификации въехал в страну легально и все необходимые проверки уже были выполнены на границе в полном объеме, представляющем интерес для служб паспортного контроля. Разве этого недостаточно?
Пропустим остальные пункты и прочитаем последнюю строку перечня, набранную крупно и жирно: «Відповідальність за оформлені та надіслані документи покладається на заявника!» Какая «відповідальність», не написано. И уж, во всяком случае, понятно, что само министерство отвечает только за то, чтобы деньги не пролетели мимо их кассы.
Украина, как любое другое государство, заинтересована в том, чтобы как можно больше специалистов приезжало учиться, работать, жить, в конце концов. Понятно, что система нострификации должна быть максимально облегчена и, по сути, сведена к регистрационной, в то время как сейчас она даже не разрешительная, а фактически запретительная. Более того, вопрос о необходимости нострификации должен решать работодатель или «образованиедатель», а не МОН. Не сомневаюсь в том, что в 99 случаях из 100 заверенных переводов дипломов будет достаточно.
Именно так обстоит дело в других странах. Мне известен только один случай, когда такая нострификация потребовалась в США: мой старый приятель после нескольких лет работы решил начать преподавать. Для этого необходимо пройти процедуру evaluation и подтвердить докторский уровень, что он и сделал, обратившись в соответствующую фирму. Во всех остальных известных мне случаях, среди которых есть, например, поступление в аспирантуру в Принстон или на работу в крупную фирму в Германии, вопрос об официальном подтверждении диплома даже не возникал.
Для отдельных специальностей, например медицинских или фармацевтических, где уверенность в квалификации должна быть получена до поступления на работу, нострификация все равно ничего не решает, и можно, как в других странах, потребовать сдачи соответствующих экзаменов. В очень неясных случаях можно на уровне электронной почты запросить подтверждение выдачи диплома в соответствующем учебном заведении другой страны.
Но делать это должны чиновники, а не сам претендент. Нет, естественно, никакой необходимости и в личной подаче документов. Нотариально заверенных копий, отправленных почтой, вполне достаточно. Сроки рассмотрения должны быть жестко ограничены и безусловно выдерживаться вплоть до автоматического положительного решения при их нарушении. Настоящая выгода страны заключается в «притечке мозгов», а не в тех 1800 грн., которые платятся за малополезную бумагу.
В настоящий момент ситуация в Украине такова, что, не пройдя описанную бессмысленно сложную процедуру, невозможно ни поступить в аспирантуру или на работу, ни защищать диссертацию. Вернуться к здравому смыслу можно одним росчерком пера министра на бумаге, отменяющей «Положення про визнання іноземних документів про освіту» (приказ МОН Украины от 20.08.2003 №563) и временно (до выработки нормальных правил игры) устанавливающей простейший вариант — подачу по месту учебы или работы только нотариально заверенных копий документов об образовании и их переводов.
Яков Хазан, доктор физико-математических наук (Институт геофизики НАН Украины), ЗН
Tweet