Убийство «серого кардинала» российского футбола
В среду во дворе дома №2 по улице Макеева в Москве было совершено покушение на Юрия Шишлова — тренера-селекционера футбольного клуба «Луч-Энергия» (Владивосток). От полученного ранения в голову 65-летний тренер скончался через несколько часов в Боткинской больнице. Прокуратура завела уголовное по статьям «покушение на убийство» и «незаконный оборот оружия». Оперативники осторожно предположили, что преступление носит заказной характер…
Мы, в свою очередь, осмелимся добавить — «знаковый». Именно такой фигурой был Юрий Шишлов в российском футболе. О закулисье нашего спорта номер один он знал практически все. Юрий Николаевич был свидетелем, а порой и активным участником процессов, скрытых от рядовых болельщиков и правоохранительных органов.
«Серый кардинал», «эффективный менеджер», «человек-результат» — как его только ни называли знающие граждане. Особо сведущие и близкие люди специально приглашали его работать в клубы, перед которыми была поставлена определенная задача — выход в премьер-лигу. И Шишлов практически всегда выдавал необходимый результат, правда, что называется, с последствиями.
Поясним. В свое время в материале «Разводящие» наш корреспондент Роман Анин написал о так называемых лоббистах в российском футболе. Людях, которые обеспечивают нужный результат команде благодаря грамотной «распасовке» за пределами футбольного поля. Главным героем этого расследования стал как раз Юрий Шишлов.
Выяснилось, что после его работы в период с 2000 по 2007 год в элистинском «Уралане», ФК «Орел», ФК «Луч-Энергия», ФК «Шинник» у клубов возникали серьезные проблемы с правоохранительными органами, и в частности, с налоговым законодательством. Кстати, все указанные команды, за исключением «Орла», с задачей выхода в премьер-лигу успешно справились. Материал вышел в апреле 2008-го. Все наши попытки связаться с Юрием Николаевичем (тогда он работал во владикавказской «Алании» и обещал через несколько лет вывести клуб в высшую лигу) и получить от него комментарии успехом не увенчались.
А в начале 2009-го Юрий Шишлов позвонил в редакцию сам и предложил встретиться на нашей территории. Мы проговорили с ним около двух часов. Отрывки из этого интервью актуальны и до сих пор…
— Я понимаю, что у вас много знакомых в футболе, которые где-то работают, кого-то знают, и вот в этом футбольном пуле ходят всякие разговоры. Но первое, что движет людьми, — это зависть: почему у Шишлова получается, а у нас нет?.. И начинаются инсинуации: он с судьями договаривается, у него связи… Но нет никаких связей!
— Допустим, я готов поверить, что вы не «работаете» с судьями, не обращаетесь за помощью в высшие инстанции. Но мы же не будем притворяться и делать вид, что первая футбольная лига — кристально чистая. Вы там работаете уже много лет, как вам удается честно решать поставленные задачи в этом «болоте»?
— Если меня зовут в команду под конкретную задачу, первое, что я спрашиваю: на каких условиях мы работаем? Есть несколько критериев. Самое главное — четкое финансирование. Если футболист получает 10 тысяч долларов, он их должен получать в срок. Второе — комплектация состава… И третье. Да, вы правильно говорите, что первая лига — «серьезная». И притворяться здесь не стоит. Но в этих условиях я желаю только одного — чтобы нас не трогали. Дали нормально играть в футбол.
— А как это сделать?
— Да никак. Мы ведь тоже не всесильные. Но определенные рычаги имеются. Во-первых, если команда играющая, у арбитра к ней априори хорошее отношение. И второе — это старые знакомства, о которых я говорил. С некоторыми арбитрами я вместе рос, и в них я могу быть уверен: они меня никогда не предадут. Где бы мы ни играли, они обеспечат честное судейство.
— Но вы когда приводите своих игроков в клубы, наверное, тоже работаете небескорыстно?
— Решает все генеральный. Это он должен договариваться с агентами и остальными. Я со своей стороны, благодаря моим знакомствам, могу только поспособствовать снижению цены.
— А может быть такой вариант: мы друг друга хорошо знаем, игрок стоит 200, продаем генеральному за 300, а 50 делим пополам…
— Ну, если мы будем это отрицать, над нами только посмеются. Это же человеческие отношения, поэтому возможны любые договоренности. Но доказать все это почти невозможно…
— В общем, виновата сама система нашего футбола?
— Не система — люди. Сейчас в большинстве клубов руководителями являются коммерсанты, бизнесмены, менеджеры — некомпетентные специалисты… Более того, они перенесли систему взаимоотношений из своей сферы в сферу футбола. И он от этого, конечно, страдает.
— В российском футболе сейчас много нелицензированных агентов?
— «Серые жучки», конечно, остались. А помимо них есть еще и другие, «совсем серьезные».
— Разве они не ушли вместе с 90-ми годами?
— А ты попробуй какого-то футболиста купить — сразу тебе звонок: гони деньги, это наш игрок…
— То есть основное ваше оружие как футбольного менеджера — это дипломатия?
— Именно! Абсолютно верно ты сказал. Поэтому я могу со всеми договориться и посоветовать, если попросят…
Можно предположить, что на этот раз Юрию Николаевичу не удалось договориться с кем-то из «серьезных» околофутбольных людей. Вряд ли это убийство связано с его деятельностью в нынешнем «Луче-Энергии». Клуб плотно засел в середине турнирной таблице, выполняет свою социальную функцию, да и, насколько нам известно, особой сверхзадачи перед командой в этом году не ставили.
На сайте владивостокского клуба исполнительный директор «Луча-Энергии» Анатолий Безняк так прокомментировал ситуацию: «Мы крайне шокированы произошедшим. Юрий Николаевич сотрудничал с нашим клубом несколько лет, помогал в комплектовании команды. Выражаем соболезнования всем родным и близким Юрия Николаевича. Нам очень хочется, чтобы правоохранительные органы как можно быстрее нашли и наказали виновных».
Версия же о том, что убийство имеет «ярославский» след, немногим более вероятна. Напомним, несколько недель назад экс-гендиректора ФК «Шинник» Владимира Шепеля суд приговорил к пяти с половиной годам колонии общего режима за финансовые преступления, совершенные им на этом посту с июля 2006 года по январь 2008-го. Юрий Николаевич проходил по нему одним из основных свидетелей. Свое отношение к этому процессу Юрий Шишлов также обозначил в упомянутом интервью.
— Жалко молодого парня. Он ведь был успешным бизнесменом и действительно хотел создать сильную команду. Но я его предупреждал, что так работать нельзя: рано или поздно придет проверка, и все выяснится. Эти финансовые дела — штука очень сложная. Почему я в них никогда и не лезу. Если клубу выделили бюджет 15 млн, то, заплатив налог, он лишается больших денег, нужных для нормального функционирования команды, зарплат, премий, перелетов. Но это хорошо, если 15, а если 8?
С чем клубу оставаться?.. Притом что тут есть и свои дурацкие нюансы: деньги, поступающие из федерального бюджета в областной, один раз облагаются налогом, а потом при переводе из областного в клубный бюджет налог надо заплатить еще раз… Если бы подобных проблем не было, может, и не пришлось бы гендиректорам выкручиваться. А так Шепель выбрал заведомо наказуемый путь.
За комментариями мы обратились к отцу Владимира Шепеля, Геннадию Степановичу:
— Мне непонятно, почему связывают это убийство с делом моего сына. Юрий Николаевич выступал только на первом процессе как свидетель защиты. Честно сказал, что часть денег действительно была потрачена на лечение его онкологического заболевания. И все. Во втором процессе он не принимал никакого участия. Откуда взялось, что он ключевой свидетель?!
Единственное, что могу предположить, да и то на грани абсурда — это из-за того, что вынесенный приговор моему сыну достаточно неубедителен, кому-то очень захотелось осложнить нам жизнь. Мол, смотрите, Шепель не только ворует, он еще и убивает…
В любом случае я искренне соболезную его родственникам. Я знал Юрия Николаевича как исключительно положительного человека.
Однако наши источники в правоохранительных органах утверждают, что именно эти две версии рассматриваются как основные: «Зная специфику его деятельности, заказ мог прийти как с одной, так и с другой стороны. Скорее всего, это покушение связано с финансовыми околофутбольными делами. Где-то с кем-то не поделился. Вполне возможно, что находясь между жизнью и смертью, Шишлов успел что-то сказать… Так или иначе, за дело взялись очень плотно».
Источник: Новая газета
Tweet