Как казаки газ воровали. Часть 2

Почему «патриоты Украины» принуждают свое население приобретать украинский газ втридорога, на этом цинично наживаясь? «Тому що» «рулили» ситуацию в НАК «Нафтогазе» «патриот» Алексей Ивченко. А в ГП «Укргаздобыча» – непотопляемый Илья Рыбчич. Платить – всем нам. Илья Рыбчич: им недовольны Президенты

6 июня июня 2003 года Илья Рыбчич, тогда – председатель правления ДК «Укргаздобычи» – впервые попал «под раздачу» за провал в работе газовой отрасли страны. Компания, чья деятельность в тот день стала предметом рассмотрения Совета нацбезопасности и обороны, собралась внушительная – практически все «генералы» этой стратегической отрасли. Важность обсуждаемого вопроса потребовала присутствия на заседании СНБО Президента Л.Кучмы.

Обсуждался вопрос о неотложных мерах по повышению эффективности недропользования в Украине. По итогам заседания СНБО предложило: признать неудовлетворительным состояние государственного управления в сфере недропользования. Оргвыводы: за упущения в работе был объявлен выговор вице-премьер-министру. За серьезные упущения в работе было предложено освободить от должностей министра экологии и природных ресурсов, а также первого заместителя Госсекретаря Минэкологии и природных ресурсов. Кабмину было поручено решить вопрос о пребывании на должностях председателя правления НАК «Недра Украины». И председателя правления ДК «Укргаздобыча» Ильи Рыбчича.

Жесткие оргвыводы последовали по причине царящего в «глубинах» этих ведомств явно организованного бардака по выдаче лицензий на недропользование «приближенным» к виновникам коммерческим структурам. И отсутствия у нырнувших в коммерцию чиновников государственнической позиции в освоении природных богатств Отечества.

О серьезности «вздрючки» говорит тот факт, что решения СНБО были оформлены Указом Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года «О неотложных мерах по повышению эффективности недропользования в Украине».

Кто, что и где «крысил» из упомянутых господ-чиновников, и в чью пользу – для общественности так и осталось «за кадром». В бытность Л.Кучмы чиновники сор из избы предпочитали не выносить: попался – значит, не повезло… Главное – затаиться и «пересидеть».

«Пересидел»… В июле 2004 года И.Рыбчич назначен заместителем председателя правления НАК «Нефтегаз Украины»: как говорят отечественные чиновники, «переместился параллельно» – то есть без большого ущерба для себя, остался в системе. Впрочем, из системы И.Рыбчич никогда и не выпадал: он являлся членом правления НАКа с февраля 1999 года.

Удалось «газовому генералу» безболезненно пережить и смену власти в стране. Это министров и первых замов снимают часто, но системе всегда нужны специалисты, знающие отраслевые секреты и тайные пружины, двигающие те или иные процессы, в том числе и производственные.

К чести И.Рыбчича – он, действительно, один из немногих высококвалифицированных спецов в отечественной газовой отрасли. Очевидно, необходимость быстрых кадровых замен в нефтегазовой отрасли со стороны новой властной команды и стала причиной того, что 11 марта 2005 года И.Рыбчич вновь был назначен на «свою» прежнюю должность – руководителя «Укргаздобычи, дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины». Но…

19 октября 2005 года Кабинет министров освободил Илью Рыбчича от должности заместителя председателя правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины». Согласно постановлению, Рыбчич был освобожден в связи с предоставленным им заявлением. То есть, «по собственному желанию».

Напомним и еще об одной громкой для нефтегазовой отрасли отставке: за шесть дней до Рыбчича – 13 октября – Кабмин освободил от обязанностей члена правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Анатолия Рудника. И.Рыбчича и А.Рудника связывало доброе десятилетие не только совместной работы на газовом «поприще» (последний длительное время возглавлял «Укртрансгаз»). Но и обширный совместный бизнес, умело «обставленный» от посторонних глаз оффшорными, и не только, коммерческими образованиями. Профессиональные газовики, они прекрасно знали, где брать и как прятать.

Немаловажная деталь: В «Нефтегазе» Илья Рыбчич отвечал за деятельность компании по добыче и транспортировке природного газа. То есть был куратором своего давнего приятеля А.Рудника. Уйдя из правления НАК «Нефтегаз Украины», И.Рыбчич сохранил свою начальственную должность в «Укргаздобыче». Теперь имеем одни убытки (смотри выше)…

Справка «УК»: Илья Иосифович Рыбчич родился 1949 году в селе Ильник Туркивского р-на Львовской области. Закончил Дрогобычский нефтяной техникум и Ивано-Франковский институт нефти и газа по специализации «бурение нефтяных и газовых буровых скважин». Кандидат технических наук. Трудовую деятельность начал в геологоразведочной экспедиции «Крымнефтегазразведка». После работал в «Крымморгеологии», в Красноградском управлении буровых работ. С 1986 года работал на руководящих должностях предприятий газодобывающей промышленности. В 1996 году И.Рыбчич возглавил ГП «Укрбургаз» АО «Укргазпром», с 1997 года –член правления АО «Укргазпром», заместитель председателя правления. После создания «Нафтогаза Украины» назначен членом правления компании. С момента создания в 1998 году по июнь 2003 года возглавлял ДК «Укргаздобыча». С июня 2004 года – заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины». Награжден орденом Трудового Красного знамени (1981 г.), орденами «За заслуги» ІІ и ІІІ степени; Лауреат Государственной премии СССР 1982 года.

Зачем выводят авуары?

Последний скандал, связанный с именем И.Рыбчича, внешне носил черты корпоративного конфликта. Хотя «УК» склонна дать тому другое объяснение.

Весной нынешнего года ГП «Укргаздобыча» начало активно выводить счета своих предприятий из Проминвестбанка. Будучи одним из крупнейших дочерних предприятий «Нефтегаза Украины», «дочка» вывела часть своих счетов из ПИБа и перевела их в Укргазпромбанк. «Укргаздобыча» – не единственное дочернее предприятие «Нефтегаза», счета которого были выведены из ПИБ. Ранее бывший председатель «Нефтегаза Украины» Алексей Ивченко заявлял, что компания переведет около 50% своих средств из ПИБ в государственный Укрэксимбанк. Это намерение вызвало огромное недовольство председателя правления Проминвестбанка Владимира Матвиенко, впоследствии переросшее в скандал.

Участники рынка отмечали, что перевод счетов «Укргаздобычи» из ПИБ в куда более мелкий Укргазпромбанк (по размеру чистых активов – 505 миллионов гривен – 62-е место в рейтинге Ассоциации украинских банков) вряд ли можно объяснить просто лучшими условиями обслуживания. К тому же с начала нынешнего года в банковских кругах поговаривали о шатком положении Укргазпромбанка на рынке.

Причина, скорее всего, кроется в другом. Дело в том, что в структуре собственников Укргазпромбанка есть физические лица, непосредственно связанные с «Укргаздобычей». Так, по словам почетного президента Укргазбанка Василия Горбаля, одним из акционеров Укргазпромбанка является… сам генеральный директор «Укргаздобычи» – Илья Рыбчич.

Более того: между этим дочерним предприятием «Нефтегаза Украины» и упомянутым банком есть и родственные связи. Например, заместитель председателя правления Укргазпромбанка Игорь Иванович Сухина является зятем Рыбчича. Помимо «службы» в банке, И.Сухина является весьма успешным предпринимателем, имея долевое участие в ряде иных коммерческих структур.

Например, ему принадлежит большая часть уставного капитала в ООО «Прогресс-1» (ОКПО 32385955; юридический адрес: Киев, улица Олеся Гончара, д. 41). Между тем, И.Сухина, по-видимому, унаследовал от тестя демонстративную скромность, так как разъезжает по Киеву на «Мерседесе -160» синего цвета (2002 года выпуска), зарегистрированном на супругу – Янину Сухину (в девичестве – Рыбчич). По доверенности. Впрочем, сам Илья Рыбчич собственником никаких авто не является вовсе…

Но вернемся к переводу счетов «Укргаздобычи» вУкргазпромбанк. Итак, вместо перевода в финансовых активов государственной «Укргаздобычи» в государственный Укрэксимбанк (озвученный А.Ивченко), деньги оказались в стогнирующем частном банке, подконтрольном семейству И.Рыбчича. Именно в Укргазпромбанке государству будет сложнее всего отследить финансовые потоки «Укргаздобычи», измеряемые сотнями миллионов гривен. Так и не последовал ответ на вопрос, почему деньги государственной компании должны обогащать владельцев частного банка – кто бы они ни были?

По данным самого Укргазпромбанка, по состоянию на 1 января 2003 года его владельцами являлись «Нафтогаз Украины» (24,4%), «Укргазпром Групп» (9,78%), страховая компания «Укргазпромполис» (8,75%). А в начале прошлого года «Нафтогаз Украины» продал свой пакет инвесторам, имена которых не разглашаются. Интересно, кому? Не самому ли И.Рыбчичу и его «группе поддержки»? Если так, то это многое объясняет…

Тогда закономерен другой вопрос: почему управляющий государственным предприятием отдает предпочтение частному банку при обслуживании счетов этого предприятия? К тому же банку, акциями которого этот управляющий владеет, а активами банка распоряжается его зять? И не праздный вопрос: это, случаем, не коррупция?

Как мы видим на примере «переброски» активов «Укргаздобычи», в том, что сделано, нет никакой прозрачности. И это, пожалуй, доминирующая черта нашего героя: вершить дела – даже с многомиллионными активами – «втемную».

Кроме того – и это тоже секрет полишинеля для крупных операторов газового рынка в Украине – И.Рыбчичу фактически принадлежит (через доверенных лиц и подставные структуры) страховая компания «Укргазпромполис». В 2005 году по прямому указанию Рыбчича все подразделения ДК «Укргаздобыча» были застрахованы именно в этой компании. Там же был застрахован весь персонал данных подразделений. Причем, не только на рабочих местах, но и добровольно-принудительно – «в быту».

Со страховой компанией Рыбчича связано и еще одно «чудо». Ранее в состав ДК «Укргаздобыча» входил цех по разливу минеральной воды, находящийся в Харьковской области. По указанию И.Рыбчича цех был выведен из структуры ДК «Укргаздобыча» и передан (продан) вышеупомянутой страховой компании «Укргазпромполис». Затем на базе цеха было создано АОЗТ «Шебелинская вода» (главный акционер – СК «Укргазпромполис»). После чего это АОЗТ по устному указанию Рыбчича продается обратно ДК «Укргаздобыча» через ГПУ «Шебелинкагаздобыча» (руководителем которого назначен племянник Ильи Иосифовича). Конечно же, по значительно завышенной цене. Так сказать, частный бизнес на государственных активах.

При ГПУ «Полтавагаздобыча» создано более 10 совместных предприятий с коммерческими структурами. Хотя лицензии принадлежат ГПУ «Полтавагаздобыча», большая часть прибыли уходит коммерческим структурам. Которые – в той или иной степени – имеют отношение к И.Рыбчичу.

По инициативе Рыбчича было принято решение о строительстве установок утилизации. Без оформления соответствующих документов – в частности, ТЭО, отдельного решения Кабинета министров на строительство объекта такой категории – был проведен тендер на строительство этого объекта. Тендер на строительство выиграла компания «Энергомаш», которая предложила наиболее высокую цену – 29 миллионов гривен. При окончании строительства объекта его стоимость возросла до 140 миллионов. Без соответствующих документов объект был введен в эксплуатацию, хотя до сих пор так и не запущен. Но даже при запуске его окупаемость – маловероятна. Интересно, что при высоких ценах на газ и дефиците топлива в 2005 году финансирование данного объекта шло гигантскими темпами – 5 миллионов гривен в неделю. Где, как не в строительстве, «отстирать» миллионы?

А в Кировограде Харьковской области при ДП «Укрбургаз» существует частная фирма по ремонту и разведке скважин «Бургеофизика», также подконтрольная И.Рыбчичу. Которая всегда имеет приоритет в финансировании от ДК «Укргаздобыча», хотя собственные мощности ДП «Укрбургаз» не загружены.

А на складах подразделений ДК «Укргаздобыча» («Шебелинкагаздобыча», «Харьковгаздобыча», «Укрбургаз» и других) лежит закупленное по завышенной цене оборудование на десятки миллионов гривен, которое не востребовано. Вероятная цель закупки – использование незаконных схем возврата денежных средств для личного обогащения.

Практически все вышеупомянутые организации возглавляют родственники Рыбчича. Почти все руководители дочерних предприятий ездят на новых дорогих иномарках последних моделей, хотя старый автопарк полностью исправен. Но – не с руки: помните «кредо» Ивченко насчет «мерседеса»?

Теперь поищем ответ еще на один вопрос.

Откуда капиталы?

Опять же не праздный вопрос относительно И.Рыбчича, претендующего на пост главы НАК «Нефтегаз Украины». Ответ на этот вопрос «УК» уже искала, исследуя происхождение активов братьев Чуркиных, скандально – и с нарушениями законности – приватизировавших николаевский «Черноморский судостроительный завод». Попытка реставрации темного прошлого этих выходцев из далекого Екатеринбурга привела автора к неожиданному выводу: высока вероятность того, что российские предприниматели являются лишь номинальными владельцами «ЧСЗ». А подлинными хозяевами этого и прочих, приватизированных Чуркиными, объектов являются партнеры россиян из НАК «Нефтегаз Украины».

На возможную причастность к приватизированному «ЧСЗ» ряда топ-менеджеров из «Нефтегаза» указывают «газовые» корни фирмы-регистратора акций судостроительного завода. «Кто стоит за АО «Украинские ценные бумаги», номинальным владельцем «Николаевской малотоннажной верфи», основной профиль которой – яхтостроение, и каковы их планы?» – задавались вопросом отечественные СМИ. Но ответ так и не прозвучал. Внесем ясность в этот вопрос.

Общество с дополнительной ответственностью «Украинские ценные бумаги» (ОКПО 21637983, номер регистрационного свидетельства – 37394949; дата регистрации в налоговых органах – 11.08.1994года), имеет юридический адрес: Киев, Стратегическое шоссе, дом 18.

“Українські цінні папери”, ТОВ (ОКПО 19116136, дата регистрации – 17.06.1993г., юридический адрес – Киев, переулок М.Рыльского, дом 10, кв. 203). Инициатор регистрации – АО “Украинская фондовая биржа”. Учредители – АО “УФБ”, коллективное многопрофильное МП “Надир” и киевлянин Беляев Виктор Павлович.

И еще одни “Украинские ценные бумаги” (ОКПО 21571534, зарегистрировано 05.03.1994г.). Учредители – пять физических и одно юридическое лицо. Вот их перечень – с указанием размеров уставных взносов каждого (в гривнах): КАРДАШИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА – 128 000; МОЛОЧКОВ ВИКТОР МАРАТОВИЧ – 288 000; КИРЮХИН БОРИС ПЕТРОВИЧ – 736 000; НЕГОДА ВИКТОР ГЕННАДИЕВИЧ – 288 000; ОТЧЕНАШ АНАТОЛИЙ АНТОНОВИЧ – 60 000; ТОВ “ФЕНИКС К” (ОКПО – 22928027) – 100 000.

Не стоит думать, что такое обилие весьма “ценных бумаг” – случайное совпадение. У всех трех коммерческих структур с идентичным названием директором является одно и то же лицо – некто Кирюхин Борис Петрович. Для чего регистрировалось все это многообразие “бумаг” – возможно, в состоянии установить следствие. Если желание правоохранителей установить происхождение миллионов для приватизации “ЧСЗ” не является всего лишь очередной “громкой”декларацией.

Именно последние “ценные бумаги” (в дальнейшем – “УЦБ”), имеющие код ОКПО 21571534, являются учредителем ЗАО “ЧОРНОМОРСЬКА СУДНОБУДIВНА КОМПАНIЯ” (ОКПО 32588876, зарегистрирована 02.09.2003г., юридический адрес: ул. Амурская, дом 6). Другие учредители судостроительной компании – “Helvick Investments” (“Хелдвик инвестменс”) и корпорация “Шиппинг технолоджи Лимитед”. Именно “представителем” киевской “Черноморской судостроительной компании” называл себя Игорь Анатольевич Чуркин во время своих первых посещений Николаева.

Также “УЦБ” является соучредителем ЗАТ “ІНВЕСТИЦІЙНИЙ ФОНД МАШИНОБУДУВАННЯ УКРАЇНИ” ЗАТ (ОКПО 21648283, директор – Молочков Виктор Маратович). Другие инвесторами этой структуры, учрежденной “Украинскими ценными бумагами”, являлись ЗАО “УКРНАФТОГАЗ” (Киев) и ЗАО “КОНЦЕРН НАДРА” (Киев).

Изучение всего богатства различных “Украинских ценных бумаг” приводит к убеждению: именно эти финансовые институты с одинаковым названием, чьи реквизиты указаны выше, и являлись тем самым инструментарием для манипуляции активами газовой отрасли Украины. Где частные интересы менеджмента, похоже, давно вытеснили государственные.

Когда начинаешь углубляться в хитросплетение взаимных интересов должностных лиц различных подразделений НАК “Нефтегаз Украины”, создается твердое убеждение: эти товарищи – одна большая, дружная семья, спаянная годами совместной деятельности. Причем, не только в государственных интересах.

Вот, например, структурное подразделение НАКа “Укртрансгаз”, возглавляемое г-ом Рудником Анатолием Андреевичем, является соучредителем благотворительного фонда “Блакитна магістраль”. А этот фонд, в свою очередь, – соучредитель “Укргаздобычи”, где на руководящем посту трудится некто Рыбчич Илья Иосифович.

Оба эти гражданина, связавшие свои судьбы с НАК “Нефтегаз Украины”, на протяжении длительного времени плодотворно сотрудничали с Игорем и Олегом Чуркиными. Проворачивая через коммерческие структуры последних различные сделки, итогом которых и становилось незаконное возмещение и присвоение огромных сумм НДС. О связке Рудник – Рыбчич – братья Чуркины в НАКе знают даже секретарши.

Чего же удивляться, что печать и подписи руководителя “Украинских ценных бумаг”, обслуживающих интересы разветвленного конгломерата “нефтегазовских” структур, были задействованы для оформления “отчуждения” “ЧСЗ”?

Возможно, что именно стараниями И.Рыбчича, и в его же интересах – полученные от криминальных сделок средства выводились из оборота “Нефтегаза” под прикрытием россиян Чуркиных. А затем через Чуркиных же и инвестировались – в тот же “Черноморский судостроительный завод”. А чтобы Чуркины были “на контроле”, юридическое оформление “их” бизнеса было “завязано” на структуры, афиллированные с “Нефтегазом”. Возможен также вариант, что приватизация “под русских” “ЧСЗ” – совместная попытка “отмывания” “грязных” средств менеджмента “Нефтегаза” и их российских подельников.

Повторимся: прокуратуре и СБУ не составит труда проверить эту версию происхождения средств предпринимателей Чуркиных. Средств, на которые завод и был выкуплен у государства фактически без всякого конкурса. Напомним, что флагман украинского судостроения, 90,25% акций которого 7 октября 2003-го ФГИУ реализовала за 119,305 миллионов гривен, приватизировался “адресно”, то есть конкретному владельцу. На момент продажи ГАХК “ЧСЗ” объединяла семь дочерних предприятий и шесть разнопрофильных ООО, на ее территории было размещено 988 сооружений, в том числе 198 производственного, 461 непроизводственного назначения, 92 складских помещения. В уставный фонд также вошли 12 набережных и стапелей, 173 объекта соцкультбыта.

Впрочем, случай с приватизацией «ЧСЗ» – далеко не единственный пример «семейного бизнеса» топ-менеджеров предприятий НАК «Нефтегаз Украины»…

Остается пожелать новому правительству Украины найти в силы дойти с принципиальной проверкой до каждой скважины. Глядишь, и покупать в России газа придется меньше. Ведь при нынешних «раскладах» в отрасли – даже своего, украинского газа, нам не видать…

P.S. 13 сентября НАК «Нефтегаз Украины» разместила на своем корпоративном сайте консолидированную финансовую отчетность за 2005 год. Аудит отчетности компании провела фирма «Ernst&Young».

Оказалось, что 2005 год «Нефтегаз» закончил с убытком в размере 1,842 млрд гривен. По состоянию на 31 декабря 2005 года текущие обязательства компании превышали ее текущие активы на 9,014 млрд гривен, в частности, в связи с задолженностью по неуплаченным налогам на общую сумму 5,168 млрд гривен.

С целью финансирования операционной деятельности и капиталовложений и рефинансирования отдельных краткосрочных обязательств на протяжении 2005 года. «Нефтегаз Украины» привлек кредиты иностранных банков на сумму около 5 млрд гривен. Общий объем долгосрочных кредитов и ссуд за 2005 год увеличился почти вдвое (до 7,862 млрд гривен) сравнительно с 2004 годом.

Вопрос: кто за это ответит?

«УК»

You may also like...