За техосмотр заплатите вдвое!

В конце прошлой недели Кабмин одобрил некую «Концепцию реформирования государственной системы технических осмотров колесных транспортных средств». Эта концепция предусматривает, что проводить ТО будут частные диагностические станции, а «организацией их работы» будет заниматься Минтранс. Причем ГАИ все равно остается в этой «схеме» – хотя бы на некоторое время. Всем кормиться надо! Вот что нам с этого? “Война” за право проводить техосмотр – и получать соответствующие пошлины – продолжается уже не первый год.

На планы Минтранса не повлияло даже назначение на пост главы МВД вместо уже несоциалиста Юрия Луценко социалиста Василия Цушко. – Наши реформы будут способствовать уменьшению аварийности на 5%, выбросов загрязняющих субстанций на 15% (это 600 тысяч тонн) и использования автомобильного топлива на 3% каждый год, – несколько абстрактно заявили “Газете…” в Минтрансе.

– Новая практика прохождения ТО будет к тому же выгодна тем автолюбителям, которые выезжают за рубеж – ведь наши документы о техосмотре будут признаваться за рубежом, что упростит некоторые процедуры. Как удалось узнать, концепция предусматривает некий “переходный период”, во время которого гаишники будут проверять автомобили на предмет угона и “левых” агрегатов. Сейчас же ГАИ на своих диагностических станциях полностью проводит весь комплекс техосмотра. – В данный момент все работы по техосмотру автомобилей в стране проводятся только станциями ГАИ и никем другим, – подчеркнули в ГАИ для “Газеты…”.

– Рабочая группа еще работает над концепцией, и она – хоть и одобрена – но еще не подписана. Предлагаемая Минтрансом схема выглядит так: техосмотр и диагностика на лицензированной Минтрансом станции ТО, потом получение справки насчет угонов и прочего криминала из ГАИ, потом получение техталона из Минтранса. Опрошенные “Газетой…” водители не понимают, какая – кроме материальной – причина толкает министра транспорта на изменение системы прохождения ТО.

– Сейчас гаишники просто зарабатывают на этом – и в бюджет, и “для себя”, – говорит Юрий П., водитель первого же авто, которое стоит на паркинге возле редакции “Газеты…”. – Чем проходить ТО официально, легче заплатить знакомому гаишнику. Даешь ему 100 гривен, платишь еще официальные сборы за квитанцию о прохождении диагностики авто (34 грн), квитанцию на прохождение ТО (7,50 грн) и талон техосмотра (9 гривен) – и тебе готовый талон на дом привезут!

По данным “Газеты…” ( просто опросили знакомых, кто водит машину), около 80% автолюбителей проходят техосмотр по такой “ускоренной” процедуре. И хотя все понимают, что ТО – вещь законная и за “здоровьем” своего “коня” следят, нововведений не одобряют. – Только лишний раз придется деньги давать, – говорит водитель такси, тоже пожелавший остаться неизвестным. – Получается, что я плачу частной станции ТО за осмотр, потом плачу ГАИ, потом Минтрансу за талон.

И это только официально! А сколько переплачивать придется – в ГАИ точно что-то требовать будут. Другие автомобилисты вообще не представляют, как будет работать новая схема. – Я уже 20 лет за рулем и привык, что техосмотр проводит ГАИ, – сказал “Газете…” частный предприниматель Алексей Демиденко. – Если для автоперевозчиков процедура облегчится – то это однозначно будет хорошо, а вдруг проходить техосмотр будет сложнее?

ЧЕМ ГАИ РИСКУЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ

По оценкам экспертов “Газеты…”, рынок ТО “стоит” минимум 100 миллионов гривен в год. Сегодня только в Киеве ездит около 740 тыс. легковых автомобилей – их владельцы-частники должны проходить техосмотр раз в два года. Всего же по стране – около 9 млн единиц автотранспорта, из них 6,5 млн – легковушки. В этом году техосмотр должны пройти частные автомобили нечетного года выпуска. Транспортные средства, которые находятся на балансе предприятий или организаций, техосмотр проходят ежегодно, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей – ежеквартально.

СПЕЦИАЛИСТЫ

Виктория Диденко, пресс-секретарь Минтранса:

– Это делается против коррупции. Ни Минтранс, ни его подразделения не будут заниматься техосмотром – мы проведем тендеры среди лицензированных частных компаний на право проведения этих работ. Сама же передача техосмотра из ГАИ к нам – нормальная практика для европейских стран. Ведь не может одна структура и проводить техосмотр, и выезжать на место ДТП, где она же оценивает ущерб – это ведет к коррупции. Не зря ведь процесс передачи ТО активизировался в 2006 году, когда статистика показала – уровень ущерба от ДТП в Украине в несколько раз меньше, чем в Европе. Это и заставило задуматься о возможной коррупции во время техосмотра.

Геннадий Гребнев, начальник отдела связей с общественностью Департамента ГАИ МВД:

– Без ГАИ не обойдется. Согласно закону об автотранспорте, процедуру техосмотра должны проводить станции диагностики – они лицензированы и имеют достаточную техническую базу. Не исключено, что станции диагностики ГАИ смогут принять участие в конкурсе на проведение этих работ. Более того, наши станции могут его выиграть – благодаря хорошей технической оснащенности. Но даже если станция частная, после получения на ней документа о ТО автомобилист придет в ГАИ – здесь ему проверят машину на причастность к преступлениям, проверят номера узлов и агрегатов (не перебиты ли), а также уточнят по базе, все ли сборы и штрафы на этот автомобиль уплачены. Вся эта процедура должна занять где-то полчаса чистого времени. Сама диагностика автомобиля будет стоить 34 грн.

Андрей Прокопчук, «Газета по-киевски»

You may also like...