Атомные монстры. Часть 3: суперэскадра

Продолжим публикацию материалов о самых экзотических проектах советского военно-промышленного комплекса, связанных с использованием ядерной энергии. Все эти проекты родились в эпоху холодной войны. Накануне мы рассказали о двух некогда совершенно секретных проектах – атомном бомбардировщике и атомной подводной лодке, способной скрытно доставить через океан батальон морской пехоты, усиленный танками.

Но мало кому известно, что для борьбы с американским флотом в любом уголке Мирового океана наша страна собиралась обзавестись еще и атомной армадой. Чтобы запас хода был неограничен, а высокую скорость, доступную обычным кораблям на час-два, можно было бы поддерживать сутками. Из-за нехватки средств большинство этих чудо-кораблей остались на бумаге. Но кое-что построит все же успели…

СССР был близок к обзаведению атомной эскадрой, равной которой в океане не было бы.

СССР был близок к обзаведению атомной эскадрой, равной которой в океане не было бы.

В те годы арена глобального противостояния советского и американского флотов выглядела для нас безнадежно проигрышной. По всему периметру границ Советского Союза, как ракушки на давно не чищенном корабельном днище, теснились военные базы вероятного противника. Даже в наиболее приближенном к родной земле Средиземном море у нашей 5-й оперативной эскадре не было никакого истребительного прикрытия. И потому в случае начала войны жизни той эскадры были отпущены считанные часы. Что уж говорить о советских надводных кораблях, которые рискнули бы подойти к Америке?

От этой геополитической безысходности у адмиралов ВМФ СССР созрел план: создать невиданную атомную эскадру во главе с авианосцем. Реакторы должны были иметь все — авианосец типа «Орел», ракетные крейсера типа «Орлан», корабли охранения типа «Анчар». Запас хода соединения — неограничен,

Замысел этот страшно взволновал Вашингтон. Но осуществиться ему было не суждено. Впрочем, обо всем по порядку.

Первым советские конструкторы взялись за воплощение в жизнь «Орлана». Ничего удивительного, кое-какой опыт проектирования атомных ракетный крейсеров в нашей стране уже имелся, хотя самих крейсеров никогда не было. История этого парадокса такова.

Об атомных кораблях советские адмиралы мечтали давно, с тех самых времен, как уамериканцы в 1957 году на своих верфях заложили «Лонг Бич» — первый в мире боевой надводный корабль с реактором. Потрясенный Никита Хрущев велел и у нас срочно произвести нечто подобное, только лучше.

СССР был близок к обзаведению атомной эскадрой, равной которой в океане не было бы.

«Лонг Бич»

В лихорадочной спешке начались работы нашим ответом Вашингтону. Назван задуманныйатомный крейсер был проектом 63. Постановление о начале работ Совет министров СССР принял в июне 1957 года. Замышлялось к 1964 году построить серию из семи подобных кораблей.

Ракетный крейсер пр.63. Эскизный проект ЦКБ-17, 1958 г.

Ракетный крейсер пр.63. Эскизный проект ЦКБ-17, 1958 г.

Водоизмещение проекта 63 должно было уложиться 15–16 тыс. тонн. Скорость полного хода — 32 узла. Главную ударную мощь корабля должны были составить от 18 до 24 стратегических крылатых ракет П-20, которые создавало конструкторское бюро Ильюшина (ОКБ-240). Если бы ильюшинцам и ленинградским корабелам удалось довести свои детища до ума, американцы вместе с их «Лонг Бичем» тряслись бы мелкой дрожью. Длина ракеты П-20 предполагалась порядка 21 метра, размах крыльев — 7,25 метра. Стартовый вес — до 30 тонн. Дальность стрельбы почти как у сегодняшних «Томагавков» — до 3000 километров. Но главное — ядерный заряд в 1-3 мегатонны.

Ни той ракете, ни атомному крейсеру проекту 63 не суждено было увидеть свет. Работы над ними свернули по указанию того же Хрущева, свято уверовавшего во всемогущество межконтинентальных баллистических ракет и поставившего крест не только на этих планах. Постановлением Совмина от 3 декабря 1958 года работы по атомным крейсерам проекта 63 были прекращены.

Идея создания советского надводного боевого корабля с ядерной энергетической установкой была отложена, но, как выяснилось, ненадолго. Желание заиметь-таки атомную эскадру с почти неограниченными мореходными возможностями в Москве окончательно сформировалось к концу 60-х. В 1973 году был проектирован тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан». По водоизмещению оказался он в 1,5 раза больше «Лонг Бича» и в 2,5 раза больше каждого из следующего поколения американских атомных крейсеров типа «Вирджиния».

К достоинствам, способным помочь одержать победу в морском бою, это отнести трудно. Мы и рады были бы, чтобы «Орланы» получились не столь гигантскими, но беда была в изначальном желании советских адмиралов сделать их универсальными и вооружить всем, чем только возможно. В результате учета конструкторами всех пожеланий, на борту «Орлана» оказалась вся номенклатура вооружений надводного корабля кроме минно-тральной.

«Киров»

«Киров»

Вместе с тем, наш флот получил, может быть, излишне крупные, но мощнейшие корабли. Первый из них, изначально получивший наименование «Киров», был спущен на воду в 1977 году (после развала СССР переименован в «Адмирал Ушаков»). В 1984 году в строй вошел «Фрунзе» (переименован в «Адмирал Лазарев»). В 1988 году — «Калинин» («Адмирал Нахимов»). В 1998 году — «Петр Великий» (ранее на стапелях именовавшийся «Юрием Андроповым»).

«Фрунзе»

«Фрунзе»

Из этой армады в строю сегодня только последний. Слов нет, прекрасный корабль, предназначенный для уничтожения авианосцев. Куда мощнее американских аналогов — атомных ракетных крейсеров типа «Вирджиния» и «Калифорния».

Кстати, американцев очень обеспокоило появление у нас таких кораблей. Уничтожение российской эскадры во главе с «Петром Великим», по их расчетам, потребует сосредоточения усилий одновременно сразу четырех авианосных ударных групп. При моделировании такого боя получилось, что уничтожение «Петра» с кораблями охранения обойдется ВМС США беспрецедентно дорого — на плаву останется только один авианосец из четырех.

Сам «Петр» много не навоюет. Его боевые возможности трагически ограничены именно одиночеством. Ядерные собратья-крейсера фактически уничтожены многолетним отсутствием средств на поддерживающий ремонт.

Прошли времена рейдеров вроде гитлеровского «Бисмарка», наводившего ужас на конвои союзников в Атлантике. Но и того отправили на дно соединенные усилия флота Ее Величества. В век космических спутников сделать это куда как просто. Действовать «Петру» можно лишь в составе отряда. А возможности кораблей охранения с обычными двигателями сильно ограничивают потенциал атомного крейсера.

К строительству многоцелевых кораблей охранения проекта «Анчар» мы так и не приступили. Поддержать «Петра» мог бы атомный авианосец. И было до него — рукой подать.Проектирование «Орла» в 1984 году было поручено Невскому проектно-конструкторскому бюро. Должна была получиться махина водоизмещением порядка 75 тысяч тонн. На борт первенца, названного «Ульяновск», планировали посадить до 70 самолетов и вертолетов: 20 МиГ-29К, 25 Су-33, 8 Як-44, 15 Ка-27ПЛ, 2 Ка-27ПС. От традиционных американских авианосцев наш корабль должен был отличаться наличием собственного ударного оружия — 16 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет большой дальности «Гранит».

В 1987 году был подготовлен технический проект. Предполагалось построить четыре таких атомных гиганта. 25 ноября 1988 года головной атомный авианосец заложили на верфи в Николаеве. Спуск на воду планировался на 1992 год, вступление в строй — на декабрь 1995 года.

К моменту кончины Советского Союза «Ульяновск» был готов на 35 процентов. Украине, вместе с независимостью неожиданно заполучившей недостроенный авианосец, был он ни к чему. То, что с «Ульяновском» произошло дальше, наверняка можно отнести к крупным успехам ЦРУ. Один из адмиралов Черноморского флота рассказывал одному из авторов этих строк:

— Тотчас в высоких киевских кабинетах появились представители малоизвестной американской фирмы с предложением порезать «Ульяновск» на металл. Засверкали автогены. 147 резальщиков рвали в клочья корпус девять месяцев. Весь корпус был из брони, толщина которой в районе цистерн авиационного боезапаса и ракетных погребов достигала 70 миллиметров. А когда корпус авианосца уже не подлежал восстановлению, фирма объявила себя банкротом. Но угрожавший безопасности США корабль погиб, не родившись.

Автор: Сергей Ищенко, СП

You may also like...