Гнездо фашистского порока
В оккупированном Сталино кое-кому и кое-где было очень весело. Одно из таких мест – театр Варьете. Коллега Aryason, подняв ряд источников, подверг это гнездо как минимум легкомыслия своему исследованию. И вот что у него получилось.
Осенью 41 года немцы рвались к Москве и на Кавказ. Казалось, стоит приложить последнее усилие, и эта затянувшаяся война закончится, но неожиданное наступление Красной армии беспощадно сломало их радужные планы, оставив немцев зимовать в западном Донбассе.
Почти на полгода Сталино, (в документах местного самоуправления Юзовка), сделался ставкой 1-й танковой армии немцев. Здесь расположились множественные тыловые и госпитальные службы, через Сталино проходила основная артерия снабжения войск. Город наводнили солдаты вермахта, и очень скоро встал вопрос обеспечения их досуга. Немецкое командование прекрасно понимало, что для поддержания высокого морального духа, солдату требуется не только хорошая еда и обмундирования, но и возможность хорошо отдохнуть.
Решение этой проблемы возложили на городскую управу. До войны в Сталино находилось три театра: музыкальный, драматический и кукольный. Их коллектив большей частью эвакуировался, но часть артистов предпочла остаться. К концу 41 года они были взяты на учет в отделе «Народного воспитания и культуры», и из их числа, первым делом, сформировали труппу «Юзовского украинского музыкально-драматического театра». Из тех же, кто в неё не вошел, создали специализированные секции: драматическую, кукольную, эстрадную, цирковую. Они размещались под крышей музыкального театра и использовались для организации выездных концертов.
Бывшее здание театра братьев Тудоровских, где во времена оккупации находился театр «Варьете». Фото средины 20-х годов
В январе месяце принимается решение, о создании на базе секции эстрады и миниатюр театра варьете. В отличие от музыкально-драматического театра, чей репертуар составляли классические произведения, его программа должна была формироваться из номеров различных жанров: небольших музыкальных пьес, танцевальных, вокальных и цирковых постановок. Свое первое выступление театр варьете дал 20 января 1942 года, в здании бывшего театра братьев Тудоровских, на пересечении Садового проспекта и Второй линии. Возглавил его некто Е.Н.Крюков.
Театр «Варьете» предназначался исключительно для нужд вермахта, поэтому со сцены звучала в основном немецкая речь, а репертуар состоял из востребованных номеров. Все то, что не находило отклика в массах, мгновенно исчезало с подмостков. Даже первоначальное название «Варьете», сменилось на привычное для немцев – «Пестрая сцена», бывшее в Германии нарицательным для театров такого плана.
Находясь на полном самообеспечении, новый театр административно подчинялся Юзовскому музыкально-драматическому, согласовывая с ним свой репертуар и график работы, т.к. артисты этих театров часто выступали на обеих сценах. Работа в «Пестрой сцене» считалась менее престижной, но артисты оперы охотно жертвовали своим статусом ради «премии» в виде продуктов, которые можно было урвать в буфете варьете. Понятное дело, что все перемещения между театрами осуществлялись под строгим контролем администрации.
Очень быстро театр варьете приобрел широкую популярность, как в городе так и на фронте. Только с 19 мая по 9 июня 1942 года артисты бывшей секции эстрады и миниатюр дали 30 выездных спектаклей
Театр варьете на немецкой карте времен оккупации
С лета 42 года, в «Пестрой сцене» начинают выступать немецкие артисты. Так, 28 июня1942 года здесь дал концерт известный немецкий пианист Фриц Брахман, о чем широко писалось в прессе. Но самыми частыми гостями становятся артистические коллективы немецкой организации KDF («Сила через радость»), занимающейся вопросами обеспечения досуга населения Рейха и солдат вермахта.
Для местного население театр «Варьете», почти сразу, сделался синимом борделя, чему способствовали довольно тесные контакты местных девушек и немецких солдат, которые были не редкостью. Свидания в большинстве происходили именно там, так как посещение ресторана могли себе позволить лишь старшие офицеры, а музыкальный театр для простых немецких солдат оставался все-таки запасным вариантом, на случай, когда все остальные развлечения будут уже опробованы. Скопление в самом центре города местных девушек в сопровождении галантных оккупантов и вызвало дурную молву о «Пестрой сцене», хотя ничего особо порочного под ее стенами не происходило.
Девушки из Сталино и раненные солдаты вермахта на фоне типичной Нахаловки
Нуждам порока в оккупационном Сталино служили два борделя, один из которых находился неподалеку от театра варьете, на седьмой линии, в здании бывшей гостиницы «Октябрь», а другой, предназначенный для итальянских войск, в районе современного Крытого рынка. Порядок в этих публичных домах был не менее строгим, чем в армейской части.
Обслуживание клиентов осуществлялось согласно установленным правилам, и только в стенах заведения. Так что бордель и варьете роднило лишь то, что и актеры, и путаны подчинялись отделу «Народного воспитания и культуры» Юзовской городской управы.
В конце августа 1943 года большая часть артистов театра «Варьете», опасаясь преследования со стороны советской власти, предпочла отправиться на запад. Тем же, кто остался, предстояло сполна испить чашу СМЕРШевских чисток и народного презрения, получив клеймо «сотрудничал с оккупантами».
11 ноября 1943 года было принято решение о реэвакуации Сталинских театров. Но возвращение первого из них, драматического, произошло лишь спустя месяц. В это время на сцене оперного театра шла пьеса «За двумя зайцами», из репертуара театра варьете, поставленная объединившимися артистами оккупационных театров. В дальнейшем часть из них вошла в труппу музыкального театра, часть – в труппу драматического, имени Артема, а часть, вслед за бывшим директором варьете Е.Н.Крюковым, отправилась запасать древесину в леса Сибири
Источник: авторский сайт Е. Ясенова
Tweet