Киев в расцвете бандитизма: ОПГ и бандитские союзы. ДОКУМЕНТ
Эта аналитическая записка «авторства» одной из украинских правоохранительных «контор» отражает ситуацию в преступном мире столицы Украины — Киеве, по состоянию на 1996 год. Бандитские войны столицы: кто с кем и против кого воевал.
Во второй половине 90-х мелкие шайки и банды киевского криминалитета сбились в крупные формирования вокруг наиболее харизматичных уголовных авторитетов. Киевским бандитам стало тесно в столице; они поделили на зоны влияния сам Киев, а также продолжили экспансию в регионы. А также налаживали кооперацию с бандитами Одессы, Харькова, Днепропетровска и прочих областных центров. «Дружбы» с донецкими ОПГ не получилось — местные «беспредельщики» были «на своей волне», отчаянно «мокрушничая» и отваживая «чужаков».
Публикуемый ниже документ — не более, чем свидетельство своего времени. Объективность которого сегодня каждый может оценить самостоятельно.
«СПРАВКА в отношении ОПГ, действующих в Киевском регионе
Анализ оперативной обстановки в Киевском регионе свидетельствует о том, что в связи с кризисным состоянием экономики, углублением негативных тенденций в промышленности и финансовой сфере, нарастанием социальной напряженности, связанной с дальнейшим снижением жизненного уровня населения и продолжающимся ростом преступности, с 1988 года на территории г.Киева и Киевской области соорганизовались и действуют устойчивые преступные группирования, занимающиеся разноплановой противоправной деятельностью, в том числе насильственного характера, активно внедряющиеся в экономику, располагающие межрегиональными и международными деловыми и криминальными связями.
В настоящее время существенное влияние на оперативную обстановку и расстановку криминальных сил в регионе оказывают 10 крупных («Савлоховых», «Авдышева», «Прыща», «Черепа», «Киселя», «Татарина», «Князя», «Рыбки», «Ткача» и «Фашиста»), более 30 мелких («Бонека», «Купца», «Хмарука», «Конона», «Балабана», «Кирилла», «Зозули», «Стаса», «Ларика» и др.), в том числе этнических (около 20), организованных преступных формирований. Общая численность активных членов в ОПГ составляет около 6000 человек.
Принцип территориального разделения сфер влияния преступных группировок, как было ранее, в данное время не действует. Каждая из групп распространяет свое влияние по всей территории Киевского региона, создавая систему взаимосвязанных преступных сообществ мафиозной направленности.
Обособленное место в криминальной среде занимают группирования чеченцев (около 10), которые до настоящего времени не объединены, но имеют единую цель — перемещения в Чечню добытых на Украине противоправным путем материальных и финансовых средств. Кроме того, активно действуют грузинская, армянская, дагестанская и другие этнические группировки.
Поступающая оперативная информация свидетельствует о трансформации организованной преступности в антисоциальную систему, претендующую на лидерство в экономике и политике. Современные организованные — преступные группирования проявляют тенденцию перехода от криминально-уголовной деятельности к экономическим преступлениям.
В условиях нестабильного экономического положения и несовершенства действующего законодательства, ими совершаются крупные контрабандные операции, а также мошеннические коммерческо-финансовые деяния в кредитно-банковской системе. Это позволяет полученные таким образом средства инвестировать в высокоприбыльные сферы незаконной экономической деятельности, а частично и законной, устанавливая над ней контроль.
Большинство ОПГ стремятся легализовать преступно нажитые средства путем создания и развития ЧП, МП, ООО, корпораций, концернов, консорциумов, финансово-промышленных групп, акционерных обществ, страховых компаний, коммерческих банков, нередко финансируя ряд экономических программ, в т.ч. и государственных.
Наличие криминального капитала дала возможность некоторым лидерам и членам ОПГ отойти от непосредственного участия в криминальной деятельности группирования и легально участвовать в политической и общественной жизни города, деятельности государственных учреждений и организаций (Савлохов Б. — президент федерации борьбы, Савлохов Р. — вице-президент фирмы «Дженерал Моторс Украина», тренер сборной Украины по вольной борьбе, Павленко В. — президент федерации дзю-до, Авдышев В. — председатель ассирийской общины, тренер ЦСКА).
При этом силовые структуры (боевики) большинства ОПГ, ранее занимающиеся рэкетом, «искусственно» приняли функции охраны (часто в виде официальных охранных фирм) для защиты бизнеса от мелких вымогателей, мошеннических деяний со стороны коммерческих партнеров, недобросовестного выполнения договорных обязательств, отстаивания интересов ОПГ в разрешении конфликтных ситуаций с другими группировки.
Как правило, при возникновении конфликтов между группировками, лидеры или их представители пытаются решить вопрос, прежде всего, мирным путем. Вооруженные т.н. «стрелки» и «разборки» происходят редко.
В связи с этим, группы «боевиков» ОПТ отходят на второстепенные роли и вспомогательные позиции в структуре и деятельности организованных преступных группирований.
В настоящее время лидеры ОПГ постоянно совершенствует систему безопасности группирования и подконтрольных коммерческих структур, используя прежде всего современное материально-техническое обеспечение и высококвалифицированных специалистов, в основном бывших сотрудников МВД, СБУ, прокуратуры, которые в совершенстве владеют методами оперативной работы и знают действующее законодательство. Наряду с этим, ими поддерживаются необходимые связи с действующими сотрудниками органов власти и управления, в том числе правоохранительных.
Созданный в 1994 году по инициативе лидеров ОПГ «Савлохова» и «Москвы» т.н. «Клуб 7» или «Золотая семерка» в целях:
— «стабилизации» криминальной обстановки в г.Киеве, в т.ч. упорядочения мелких и новых, недавно возникших группировок;
— контроля лидером за деятельностью своих «боевиков» и недопущение ими «несанкционированных наездов» и «беспредела»;
— решения конфликтных вопросов путем мирных переговоров, не приводящим к вооруженным столкновениям;
— взаимодействия в решении коммерческих вопросов;
— оказания противоборства чеченским группировкам и другим этническим ОПГ, пытающимся закрепиться в г.Киеве, в который первоначально вошли ОПГ «Авдышева», «Савлохова», «Москвы», «Киселя», «Прыща», «Ткача» и «Фашиста», носил декларативный характер и в настоящее время влияния на расстановку криминальных сил в регионе не оказывает. Достигнутые договоренности выполняются частично.
Фактически, лидеры действующих ОПГ по своему усмотрению, для достижения конкретной цели, заключили выгодные на определенном этапе «союзнические» договоренности между собой:
— ОПГ «Савлохова», «Киселя» и «Черепа» установили «союз» против ОПГ «Ткача», находящегося в «союзе» с бывшим лидером ОПГ «Москвой»;
— ОПГ «Фашиста» и «Прыща» — против ОПГ «Ткача»;
— ОПГ «Фашиста» и «Прыща» — против ОПГ «Конона»;
— ОПГ «Фашиста» и «Прыща» — против ОПГ «Рыбы»;
— ОПГ «Киселя» и «Татарина» — против чеченских ОПГ;
— ОПГ «Черепа» и «Конона» — против ОПГ «Прыща».
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в Киевском регионе практически завершен процесс создания устойчивых преступных сообществ, активно участвующих в криминализации экономики и существенно влияющих на жизнедеятельность общества путем реализации своих планов через установление силового и финансового контроля в конкретных сферах политической, экономической и социальной жизни.»
В 90-х годах популярное явление – рекет. К середине 1990-х годов под контролем «бандитских крыш» находилось, по некоторым оценкам, около 85% коммерческих предприятий (практически все, кроме занятых охранным бизнесом или работающих под прямой протекцией правоохранительных органов), при этом, по данным социологических опросов предпринимателей, с силовыми вымогательствами сталкивались только 30—45% \ Фото из музея СБУ., автор elektraua
Источник: «Аргумент»