Современная американская трагедия: «мебельный» аферизм
Мошенничества, связанные с покупкой и продажей мебели (furniture scam), вошли в этом году в десятку самых распространённых преступлений по версии Федеральной торговой комиссии (FTC) и Бюро по улучшению деловой практики (BBB) США.
Согласно неофициальным данным, ежегодные убытки от мебельных афер превышают миллиард долларов. Причём расследованием данных преступлений не занимается какой-либо отдельный департамент (почему – непонятно). Более того, многие организации по защите прав потребителей вообще не занимаются приёмом жалоб на furniture scam, так как на этот счёт нет официальных инструкций.
Стоит признать, что мебель является самым необычным с точки зрения психологического восприятия товаром. Подавляющему большинству американцев нет никакого дела до того, какой фирмой изготовлена их кровать или шифоньер, и какой материал использовался при производстве.
Легендарный специалист по рекламе Дэвид О’Гилви ещё в 50-х годах прошлого века назвал мебель «товаром, в отношении которого не действуют никакие правила». Это отлично уяснили мошенники, но уж никак не потребители. Поэтому количество мебельных афер, рискну предположить, в масштабах Соединённых Штатов будет только увеличиваться.
Итак, одним из самых популярных способов обмана является так называемая «ярмарка в грузовике». На кишащей людьми улице останавливается большая фура, и пару мужчин в спецодежде мебельной компании предлагают всем желающим купить совершенно новую мебель со скидкой 90% (не за десять тысяч долларов, например, а всего за тысячу). Продавцы утверждают, что их фирма вышла из бизнеса, и мебель продаётся за бесценок.
Сказать, что этот способ обмана работает, значит ничего не сказать. Он приносит колоссальные доходы. Более того, многие жертвы даже не догадываются, что их обманули. Так, в Северной Каролине мошенникам удалось продать сразу 60 диванов на общую сумму почти в $100 тысяч наличными. Выглядели запечатанные в целлофан диваны великолепно, однако их реальная стоимость не превышала $250 за штуку. Производились же они не в Италии, как указывала этикетка, а в бейсменте частного дома. Причём нелегальными иммигрантами из Китая.
«Я была уверена, что мой диван стоит не меньше $5 тысяч и обрадовалась представившейся возможности купить его за $1.5 тысячи, – сказала Мелани Р., одна из обманутых. – К тому же распродажа проводилась всего в нескольких ярдах от дома. Водитель грузовика совершенно бесплатно занёс его в гостиную…»
Мебельная проблема заключается ещё и в том, что покупатели не могут узнать реальную стоимость товара даже через интернет. Они могут за несколько секунд установить, сколько стоит телевизор, пылесос или кофеварка (достаточно набрать номер модели в поисковую систему). Узнать же реальную цену стула или столика без опознавательных знаков рядовому потребителю невозможно. Этим, естественно, пользуются аферисты.
Так, житель Флориды Дэннис Вольф купил в магазине «антикварный столик из Гватемалы, изготовленный в конце XIX века». За покупку он отдал почти $4 тысячи. Только спустя полгода он обнаружил на оборотной стороне товара закрашенную этикетку с китайскими иероглифами и годом выпуска – 2010. Товар оказался рядовым китайским ширпотребом за $50, который был «состарен» самим же продавцом с помощью краски и наждачной бумаги.
Продавцы поддельного антиквариата занимают второе место в списке мебельных обманщиков. Так, арестованный за мошенничество на интернет-аукционах житель Калифорнии Джон Портер превращал в антиквариат даже сверхдешёвую складную мебель. Причём подделки были сделаны мастерски. «Этой кровати, по крайней мере, три столетия, – говорил мошенник одному клиенту. – Она привезена из Англии. Вы можете провести экспертизу, но она обойдётся вам в дополнительные $3 тысячи».
Заниматься дорогостоящими экспертизами, как правило, клиенты отказывались. Они верили Портеру и отдавали за подделки десятки тысяч долларов. Обман раскрылся случайно. Ножка одной из проданных кроватей отвалилась, и её владелец увидел современные шурупы и прессованные опилки.
Ещё одна разновидность мошенничества заключается в следующем: мошенники под видом добросовестной компании предлагают скупить оптом всю мебель в доме. Люди, которые собираются переезжать, очень радуются такому предложению. Вот только для продажи им необходимо сначала оплатить услуги оценщика и оставить компании небольшой депозит в размере нескольких сотен (тысяч) долларов. Оценщиком, естественно, прикидывается мошенник. Да и депозитарные деньги никогда не возвращаются назад.
Семейство Фостер из Техаса отдало $5 тысяч лжекомпании по скупке мебели. «Эти ребята провели в нашем доме три часа, – вспоминает обманутый глава семейства Клайв. – Они фотографировали, что-то записывали, консультировались по телефону. Потом они предложили нам $30 тысяч за всю мебель. Мы согласились, и они попросили нас оплатить услуги по предпродаже в размере $5 тысяч. На этом всё и закончилось».
Жертвами таких мошенников становятся, как правило, домовладельцы, переезжающие из больших домов в маленькие квартиры (из-за финансовых проблем). Причём количество таких надувательств увеличилось с 2008 года в разы. «Если вы продаёте мебель, то берите деньги с покупателей, а не отдавайте деньги им», – предупреждают борцы с мошенниками.
Покупка мебели через интернет и каталоги – самая большая потребительская ошибка. Порядка 55% покупателей хотят вернуть мебель назад, однако только 4% из них это действительно удаётся. Причина – высокие почтовые расходы.
Так, житель Нью-Йорка Кевин Уархедел заказал диван аж с Аляски. Он отдал за него $7 тысяч. «Когда мне привезли диван, то я ужаснулся, – вспоминает обманутый. – Даже на мусорной свалке можно найти мебель в лучшем состоянии. В каталоге была совершенно другая картинка».
Служба технической поддержки магазина, который торговал мебелью, согласилась помочь Уархеделу. «Отправьте нам диван назад и когда мы его получим, то вернём всё до последнего цента», – сказал любезным голосом диспетчер.
Уархедел понял, что его элементарно «кинули». Отправка дивана из Большого Яблока в Анкоридж обошлась бы ему в очень большую сумму. Кстати, мебельные мошенники довольно часто фальсифицируют адрес отправки. Чтобы отбить у покупателей охоту возвращать товар, они доставляют его якобы с Гавайских островов, Аляски или вообще из Пуэрто-Рико. В реальности же мебель собирается где-нибудь в соседнем городе (штате).
Немаловажно сказать, что большого количества мебели, представленной в каталогах и на интернет-сайтах, в реальности не существует. Только когда человек покупает шкаф (кровать, диван, стол) и оплачивает полную его стоимость, товар начинает собираться. Такими авантюрами, в частности, придерживаются полуподпольные фирмы, нанимающие нелегалов и уклоняющиеся от уплаты налогов.
В заключение хочу сказать, что нет ни одного эффективного способа уберечься от мебельных мошенников. Чтобы защититься от обмана на сто процентов, то нужно быть очень большим специалистом. К тому же в последнее время даже элитная мебель в роскошных американских магазинах порой продаётся с клопами, жучками и другими вредными насекомыми. Впрочем, это уже совсем другая история…
Автор: Евгений Новицкий, russian-bazaar.com
Tweet