Чем лучше мы живем, тем становится страшнее – медицинский факт. Кто торгует нашим страхом
«Торговля страхом» – популярнейшая из политических технологий. Всякий раз, когда политикам нужно заручиться поддержкой граждан для проведения какой-то сомнительной операции, подавить сопротивление оппонентов или предотвратить возможный провал на выборах, они выбрасывают в общество какую-нибудь «страшилку», которая парализует массовое сознание.
Природный дар
Люди во все времена чего-нибудь боялись. Психологи считают это свойство природным даром: существо, не ведающее страха, было бы беззащитным пред любой внешней опасностью. Те же психологи говорят, что есть такие ситуации и объекты перед которыми человек будет испытывать страх всегда: высота, темнота, боль, внезапное изменение окружающей обстановки, незнакомые люди и т.п. Но глубина переживаемого страха, массовость и количество распространенных фобий, по идее, должны меняться.
Стоит ли человеку XXI века боятся (массово), скажем ведьм или сглаза. Однако на самом деле прогресс не усмиряет фобии, а просто меняет их «ассортимент». По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 10 лет число фобий выросло от 300 до 1030. Людей, у которых постоянное чувство страха обрело форму психического расстройства, то есть в прямом смысле, больных – примерно 7% от всего населения планеты. И несоизмеримо выше всего эта доля как раз в тех странах, которые более других преуспели на ниве научно-технического и социального прогресса.
Секрет кроется в человеческом бессознательном. Страх – это базовый инстинкт, который никогда не покинет нашу голову. Поэтому когда общество прогресса справилось с основными источниками страхов, инстинкту фобий стало некуда девать свою энергию, от этого люди и начинают бояться чего-то иного, на первый взгляд совершенно безобидного (длинных слов, ассиметричных вещей, облаков и даже спать н правом боку, клоунов, телефонов и беспорядка).
Враг не дремлет
Из нешуточных и объективных современных фобий самая распространенная – боязнь стать жертвой теракта. Так, в Москве, по опросам социологов, этого страшатся до 70% жителей. Москвичей можно понять: они видели, что такое терроризм. Но похожие чувства испытывают и жители тех городов и стран, где вероятность серьезных терактов во много раз ниже, чем риск попасть под автомобиль. Дело, видимо, не в том, насколько реальна та или иная угроза.
Хотя терроризм – явление относительно новое, страх, который оно провоцирует, трудно назвать новомодной фобией. Многие специалисты полагают, что терроризм всего лишь актуализировал традиционный страх человека перед агрессивным чужаком, тайным злодеем. В разные эпохи и у разных народов этот злодей имел свое обличье: ведьма, масон, протестант, коммунист… Теперь коварный враг утвердился в массовом сознании в восточного человека с бомбой.
Из этого же корня произрастает и другая фобия, активизация которой отмечается во всех развитых странах- этнофобия. Все тот же страх перед чужаком, подогреваемый сегодня массовой миграцией. В Москве, например, 55% жителей считают несомненной угрозой расширение неславянской диаспоры. Но есть страны, где точно так же относятся к славянам.
Боязнь больших городов
По-настоящему новыми фобиями можно считать те, что порождены переменами в человеческом образе жизни. Например, распад традиционной семьи, привел к тому, что все больше людей страдают навязчивым страхом одиночества (аутофобией). Этот кошмар сегодня тревожит 40% европейцев, в том числе и россиян. Из той же серии – страх старости (геронтофобия), который мучает каждого четвертого жителя Европы.
Множеством новых фобий человечество обязано урбанизацией. Обитатели мегаполисов, привыкшие к жизни в тесноте густонаселенных кварталов, стали панически бояться открытых пространств (агорафобия). Причем, это пространство не обязательно должно быть бескрайней степью, некоторым, чтобы покрыться испариной достаточно оказаться на пустой городской площади или в комнате с не зашторенными окнами.
Болезнью больших городов называют психологи и страх публичного выступления (пейрофобию). Это болезнь мешает совершать какое-либо действие, которое может привлечь внимание окружающих. Тут, собственно, целый пучок фобий: страх высказать собственное мнение, заговорить с незнакомцем, познакомиться на улице с девушкой, выступить перед большой аудиторией… В основе этих страхов – боязнь ударить в грязь лицом, получить от ворот поворот или показать свою некомпетентность. Более других подвержены такого рода фобиям люди, которым по роду деятельности надо печься о собственной репутации – бизнесмены, топ-менеджеры, руководители учреждений.
Поскольку темп жизни стремительно ускоряется, а способы достичь успеха становятся все сложнее, массовый характер стала приобретать и лиссофобия – страх не выдержать жизненной гонки и сойти с ума. Еще одна тревожная тенденция: страхи «молодеют». 95% пациентов психиатрических клиник, страдающих фобическими расстройствами, составляют люди не старше 40 лет.
Торговля страхом
Почему же просвещение и технический прогресс не избавили человечество от фобий, а, наоборот, «нагрузили» нас новыми кошмарами? На этот вопрос можно ответить вопросом: а хочет ли человечество излечиться от страхов? Ведь лечением занимаются, собственно, только психиатры. Зато культивированием фобий в современном мире занята целая индустрия страха. Страх стал товаром, который ничего не стоит, но дорого продается.
Например, известно, что в автомобильных авариях народу гибнет в сотни раз больше, чем в авиакатастрофах. Тем не менее, лететь самолетами бояться многие, а массовой автофобии не замечается. Это и понятно: любая авиакатастрофа, в каком бы уголке планеты она ни произошла, сразу же становится телевизионным событием, картинкой, которую покажут миллионам людей и не по одному разу. А автомобильная авария – это зачастую банальный эпизод. Таков принцип отбора информации в СМИ: хороша та новость, которая способна ударить зрителю (читателю, слушателю) по нервам. На уровне физиологии это просто адреналиновый шок, «заводящий» адресата.
Можно назвать целый ряд фобий, возникших на пустом месте, и представляющих собой исключительно информационными продуктами: страх перед инопланетянами, боязнь космических катастроф (в том числе и недавний синдром 21.12.12), роботов или Интернета. Излишне говорить, что на эксплуатации фобий строится бизнес страховых компаний. Преуспевают на этом поприще и производители лекарственных препаратов, косметики, разного рода гигиенических услуг. Если верить рекламе, нынешние мужчины после 40 лет практически поголовно болеют простатитом.
Естественно, это резко увеличивает сбыт соответствующих препаратов и доходы урологов. Психиатры подозревают, что целый ряд фобических расстройств, таких, как фалакрофобия (страх облысеть), ритифобия (страх перед морщинами), осмофобия (страх перед естественным запахом своего тела) не были бы известны медицине, если бы они не приносили доход производителям парфюмерии. Как, в прочем, и киноиндустрии, специализирующейся на фильмах-катастрофах. Это к слову о фильме «2012». Это касается также и разного рода апокалиптических сект.
«Торговля страхом» – популярнейшая из политических технологий. Всякий раз, когда политикам нужно заручиться поддержкой граждан для проведения какой-то сомнительной операции, подавить сопротивление оппонентов или предотвратить вероятный провал на выборах, они выбрасывают в общество какую-нибудь «страшилку», которая сможет парализовать массовое сознание. Это может быть «биологическое оружие» Саддама Хусейна, «заговор олигархов», угроза «коммунистического реванша», «война цивилизаций» – любая небылица, которая способна вызвать доверие и внести страх.
При нынешних средствах распространения информации, внушить можно все, что угодно. Тем более, что каких-либо социальных институтов и структур, занимающихся профилактикой страхов, человечество не придумало. Остаются только психлечебницы, но это уже удел совсем больных.
Автор: Павел Котов, журнал ВОКРУГ СВЕТА
Tweet