Прописка. Паспортная система с элементами крепостничества существовала еще в царской России
До 1895 г. система разноцветных паспортов, приписок и прописок, видов на жительство, оформление въездных и выездных документов была вообще довольно жёсткой. Например, существовало понятие «волчий паспорт» или «волчий билет», когда в паспорт ставилась красная отметка, для провинившихся подданных.
Женщины вообще не имели паспортов, обычно вписывались в паспорт мужа или отца, что затрудняло переезд или прописку. Проституткам выдавался жёлтый билет, заменявший паспорт. Выезд из страны был разрешён дворянам и купцам на 6 месяцев, при просрочке они могли быть лишены подданства. Зато поощрялся выезд евреев, но уже без права возврата.
С 1 января 1895 года в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов, сделаны послабления, зато ужесточились формы учёта и полицейский надзор за перемещением лиц.
В соответствии с инструкцией МВД, в случае нахождения лица вне места своего постоянного проживания без паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.
Паспортная система 1895 г. прочно базировалась на сословных различиях. Дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы имели бессрочные паспортные книжки. Податные сословия – мещане, ремесленники и сельские обыватели могли иметь паспорта трёх видов:
– паспортные книжки на 5 лет (выдавались при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала паспорта у тех, если их владельцы не уплачивали установочный сбор в срок);
– годичные паспорта;
– бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения). Они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.
Есть такая работа Ленина «К деревенской бедноте» (1903), над которой потешаются приспешники капитализма. В ней он раскритиковал паспортно-крепостническую систему царской России:
«Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит: свобода передвижения? Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земской начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно.
Русский мужик настолько еще закрепощен чиновником, что не может свободно перевестись в город, не может свободно уйти на новые земли. Министр распоряжается, чтобы губернаторы не допускали самовольных переселений: губернатор лучше мужика знает, куда мужику идти! Мужик – дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость? Разве это не надругательство над народом, когда всякий промотавшийся дворянчик командует взрослыми хозяевами-земледельцами?
Есть книжка «Неурожай и народное бедствие» (голод), написанная теперешним «министром земледелия», господином Ермоловым. В этой книжке прямо говорится: не следует мужику переселяться, когда на месте господам помещикам рабочие руки нужны. Министр открыто говорит, не стесняется, думает, что мужик не услышит таких речей и не поймет их.
Зачем отпускать народ, когда господам помещикам дешевые работники надобны? Чем теснее живет народ, тем выгоднее для помещиков, тем больше нужды, тем дешевле наниматься будут, тем смирнее будут сносить всякие прижимки. Прежде бурмистры за барской выгодой смотрели, а теперь смотрят земские да губернаторы. Прежде бурмистры распоряжались на конюшне наказывать, а теперь земские распоряжаются в волостном правлении пороть».
В 1903 г. вышел Устав о паспортах, где была ещё раз закреплена прописная система. Проживание без прописки и штампа в полицейском участке было запрещено. Паспорт полагалось иметь при себе во время любого выезда более чем на 50 верст от места прописки.
Выезд крестьян был практически невозможен, поскольку крестьянин привязывался к своему наделу обязанностью платить откупные платежи.
Представляется, что все «ужасы» советской паспортной системы, хорошо распиаренные в исторической беллетристике, есть наследие российской бюрократической традиции.
Автор Рошаль Семён, ДИЛЕТАНТ
Tweet