Мир страстей человеческих: Дело о пропавшей блондинке

Зимним февральским утром 2005 года проезжавший по одному из пригородов на западе Майами сотрудник местной электрокомпании увидел в кустах тело молодой обнаженной женщины. Подойдя ближе, он обнаружил, что женщина жива. Блондинка с роскошными волосами пришла в себя только в травмоцентре Jackson Memorial Hospital, куда ее доставили вертолетом, и почти ничего не могла вспомнить о том, что же с ней произошло.

Однако ее травмы говорили лучше всяких слов: у нее была зафиксирована тяжелая травма головы и перелом нескольких ребер. Врачи также обнаружили на ее теле семя. Кроме того, у нее наблюдались последствия глубокого психологического шока. Она постоянно путалась в своих показаниях, пересыпала свою речь украинскими словами, а английские произносила так непонятно, что и врачи и полицейские приложили немало усилий, чтобы ее понять.

 

Самым удивительным было то, что, как только она очнулась, она потребовала адвоката.

Местным детективам удалось выяснить, что иммигрантка из Украины последние месяцы проживала в Airport Regency Hotel, расположенном в 8 милях от того места, где ее обнаружили. Ничем не примечательный отель, обычная перевалочная база, где останавливаются на ночь или сутки авиапассажиры, путешествующие с пересадкой. Всего 174 номера. Несколько этажей.

Потерпевшая рассказала, что до того, как поселиться в гостинице, она работала на круизной линии. В одном из рейсов она серьезно поранила себе палец, и ее работодатель поселил ее на время выздоровления в гостиницу, сняв небольшой номер. Нападение, по ее словам, произошло в ее номере на 4 этаже. Преступники подкараулили, пока она откроет дверь, и напали. В нападении участвовали двое или трое белых мужчин, которые говорили друг с другом с испанским акцентом. Последнее, что она запомнила, как мужчина прижимал ей подушку к лицу. Когда она почти лишилась сознания, неизвестный заставил выпить крепкий алкогольный напиток. Все остальное она помнила лишь обрывками. Ее взвалили на плечо, куда-то понесли. Потом жестоко насиловали на заднем сидении автомобиля. Она просила не убивать ее… После этого – темнота, мрак…

Все, о чем она рассказала, было ужасно, но не давало местным сыщикам никакой зацепки, никакого следа.

А уж после того, как адвокат потерпевшей подал иск к гостинице, требуя многомиллионной компенсации, детективы вообще усомнились в том, что было совершено преступление. Они посчитали, что вся эта история была обыкновенной инсценировкой. А предполагаемая жертва – обычной соучастницей схемы по вымоганию денег.

Справедливости ради следует отметить, что детективы сделали практически все, что в таких случаях положено делать. Они несколько раз обыскали номер жертвы, допросили сотрудников отеля, собрали все видеозаписи с камер наблюдения в гостинице и вокруг. Даже проверили лист постояльцев. Правда, не особо тщательно, на тщательную проверку потребовалось бы месяца три-четыре при весьма сомнительном результате. Потому как дело было – явный висяк, без особых перспектив в раскрытии. Такие дела в полицейском управлении округа Майами-Дейд, где криминогенная ситуация не слишком благоприятна, отправляют в долгий ящик. Что, как вспоминает сотрудник отдела сексуальных преступлений Аллен Фут, и было сделано.

Так бы это преступление и осталось нераскрытым, если бы не иск потерпевшей. Владельцам Airport Regency совсем не хотелось выплачивать компенсацию, и они наняли представлять свои интересы адвокатскую контору. А уж адвокаты привлекли к расследованию частного детектива Кена Бреннена, который и является главным героем нашей истории. Потому как именно он довел расследование этого дела до логического конца.

Бреннен начинал свою карьеру полицейским на Лонг-Айленде, и до сих пор говорит с тяжелым лонг-айлендским акцентом. Затем он восемь лет отработал спецагентом в управлении по борьбе с наркотиками (D.E.A), а с середины 90-х годов, оставив работу в агентстве, открыл собственное детективное бюро, подрабатывая при этом брокером на сырьевой бирже.

Работа брокером ему не по душе, но жить же на что-то нужно, ведь его истинное призвание – расследование трудных дел – приносит не так уж много денег. Впрочем, в детективном бизнесе Бреннен никогда не ставил целью наживу, поэтому он не берется за мелкие дела, вроде слежки за неверным супругом. Он соглашается работать на адвокатские компании – в случаях вроде этого – и то лишь тогда, когда дело ему интересно. Эта загадка показалась ему интересной.

При этом у него есть правило: он всегда работает с предоплатой. «Если я найду что-то, не устраивающее вашего клиента, – сказал он нанимавшим его адвокатам, – я не стану скрывать эту информацию. В ходе расследования я намерен установить истину. Да, для меня важна судьба вашего клиента, но для меня не это является приоритетом».

От того и предоплата – чтобы у клиента не возникло желание шантажировать идущего по следу детектива.

В этом деле задача Бреннена была проста: найти тех, кто изнасиловал и избил жертву. Произошло ли нападение в отеле, или она встретила нападавших где-нибудь в другом месте. Была ли она жертвой преступления или работала проституткой на какую-то преступную группировку. Вопросов было много, ответов – слишком мало.

Когда Бреннен пришел к Футу знакомиться, то не произвел особого впечатления. Да и какому полицейскому понравится, что кто-то пытается разобраться с делом, которое тебе так и не удалось разгадать.

«Брось, я тоже был полицейским, – сказал Бреннен, – и я не собираюсь тебе мешать. Если что-нибудь найду – немедленно сообщу».

В общем, Фут передал частному детективу все собранную полицией информацию: снимки с места преступления, записи камер наблюдения отеля, протоколы допроса жертвы, протоколы допросов служащих отеля.

Отель Airport Regency заботится о безопасности своих постояльцев, здесь продумана и отлажена довольно надежная система. Само по себе здание ограждено забором, все ворота, паркинг, холл и площадка перед лифтом снабжены камерами наблюдения, работающими круглосуточно. На службе постоянно находятся два охранника из компании, обеспечивающей безопасность отеля. Если к этому добавить, что все номера снабжены электронными замками, что позволяет точно вычислить время, когда приходит или уходит любой постоялец, то можно заключить, что в этой система мышь не проскользнет.Между тем украинская девушка таинственно пропала…

Бреннен начал с того, на чем остановились детективы. Наверняка было лишь известно, что жертва нападения поднялась в свой номер на 4-м этаже в 3:41 ночи. Именно в это время она использовала свой электронный ключ от двери. А на рассвете ее обнаружили в кустах в 8 милях от здания отеля. Итак, за 3 часа она каким-то образом – добровольно или нет – покинула отель. Но свидетельств этого на записях ни одной из камер не было!

На видеозаписях того дня и вечера украинскую иммигрантку можно было заметить часто, ее красный жакет то и дело мелькал в кадре. Она вообще была непоседой: то спускалась вниз в лобби гостиницы поболтать с постояльцами или местными служащими, то выходила из отеля покурить. Около полуночи она отправилась в ресторан, где ужинала с приятелем. Потом вернулась в номер. Потом, примерно в три часа ночи, опять вышла из гостиницы. Куда?

Следователям она сказала, что отправилась на ближайшую автозаправку купить телефонную карточку и позвонить маме на Украину. На Украине в то время как раз наступило утро. Запись с камеры в лобби показала, как она возвращается в отель, идет к лифту. Следом за ней в лифт заходит крупный чернокожий мужчина, они перебрасываются несколькими словами…

В номер она попала почему-то через 20 минут, что вызвало закономерные подозрения. Чем она занималась все это время?

Сама жертва жаловалась на амнезию, и утверждала, что ничего не помнит, но Бреннену удалось выяснить, что ничего подозрительного не произошло: часы камеры перед лифтом на 20 минут опаздывали по отношению к часам компьютера. Одна небольшая загадка была разгадана. Но что случилось с блондинкой потом?

Детективы из Майами предложили Бреннену свою версию: они предположили, что жертва покинула гостиницу… через окно 4-го этажа. Кто-то то ли выбросил ее из окна, то ли спустил вниз на веревке (предположительно – в бессознательном состоянии). А затем сам вышел из отеля, обошел его вокруг и забрал девушку.

Однако в этой версии были свои слабые места. На теле жертвы не было обнаружено ни следов от веревок, ни ушибов в результате падения, да и кусты рядом с отелем не были примяты, что должно было случиться после падения тяжелого предмета. К тому же преступления на сексуальной почве вряд ли совершаются с такой изощренной техникой похищения жертвы.

Следовательно, жертва покинула отель обычным путем, через дверь. Но как? Возможно она – или преступники – переоделись?

И Бреннен стал раз за разом просматривать видеозаписи камер наблюдения. Детально изучая все видео, детектив составил таблицу, когда тот или иной персонаж вошел в здание, когда покинул его. Все это он сопоставлял с данными с электронных ключей постояльцев. Когда кто пришел в гостиницу, когда прошел в лифт, когда открыл дверь. Или наоборот. То же самое он проверял и в отношении всех автомобилей, постепенно сужая круг потенциальных подозреваемых. При этом особое внимание он уделял постояльцам, которые вели себя излишне нервозно.

В конце концов у него остался лишь один подозревамый – тот самый чернокожий мужчина в больших очках, который зашел в лифт следом за блондинкой. Этого же афроамериканца Бреннен нашел на записи камеры в холле, когда тот через два часа вместе с чемоданом на колесиках выходил из лифта и направлялся к своей машине на паркинге. Еще через час этот человек вернулся, но уже без чемодана, и направился к себе наверх.

Возник вопрос: зачем выносить свой багаж из гостиницы ночью, если ты не собираешься выписываться?

Так афроамериканец стал главным и единственным подозреваемым. Именно он, посчитал Бреннен, избил и изнасиловал жертву, а потом вынес ее в бессознательном состоянии в чемодане.

Однако в этой стройной версии возникла одна проблема. Чемодан на записи выглядел достаточно небольшим, одним из тех, что авиапассажиры засовывают на верхнюю полку салона самолета. В такой чемодан трудно запихнуть жертву. И Бреннан вновь принялся за просмотр видео.

Неожиданно он понял, что рост мужчины (около 6,5 футов) скрадывает настоящие размеры чемодана. Установив пропорции относительно размеров дверного проема, Бреннан сумел прикинуть примерный размер чемодана. А потом провел следственный эксперимент. Купил похожий чемодан и уговорил молоденькую танцовщицу попытаться туда влезть. Ей это вполне удалось. Теперь Бреннен был уверен – нападавший был один и это был тот самый афроамериканец.

Больше всего частного детектива поразило, с какой уверенностью держался потенциальный насильник. Вот на видео он покидает отель со своей несчастной ношей, и при этом спокойно беседует с женщиной в лифте. Вот он спокойно катит чемодан к паркингу, вот через час уверенно возвращается в гостиницу…

По роду своей прежней службы Бреннену не раз приходилось видеть самых разных преступников, и обычные люди после совершения тяжкого преступления паниковали, нервничали, чувствовали себя не в своей тарелке. А поведение афроамериканца говорило о том, что украинская блондинка – не первая жертва этого человека.

Придя к такому выводу, Бреннен потребовал встречи с владельцами отеля. Он показал им кусок видеозаписи, рассказал свою версию и заявил: «Вот преступник, а жертва находится в чемодане».

Но представители администрации и адвокаты не спешили с ним соглашаться. Раскрытие опасного преступления не входило в задачи этого расследования – администрации нужно было уйти от ответственности по гражданскому иску. И их гораздо больше устроила бы история о том, что девушка подрабатывала проституткой, и была избита одним из своих клиентов. Желательно – не в здании гостиницы.

Бреннену удалось убедить адвокатов и администрацию отеля в необходимости продолжить расследование. Он купил их, пообещав, что через месяц найдет преступника.

Пожалуй, с месяцем Бреннен поторопился. Найти постояльца гостиницы по фотографиям, сделанным с видеозаписи, крайне трудно. Рутинный способ заключается в опросе сотрудников отеля, можно попытаться. Но заставить их вспомнить одного из постояльцев отеля, где каждый день сменяется не меньше сотни человек шансов немного.

Бреннен, конечно, рассчитывал на помощь полицейских, и в первую очередь – Фута, но тот весьма скептически отнесся к перспективам обнаружения иголки в стоге сена и отказался.

И Бреннен вновь уселся перед монитором, и стал просматривать записи камер видеонаблюдения. Он рассуждал, что если подозреваемый прожил в гостинице какое-то время, весьма вероятно у него появились знакомые. Постояльцы гостиниц при аэропортах часто заводят знакомство.

И тут ему повезло. Во всяком случае, он сам так считает. На нескольких записях детектив обнаружил подозреваемого в компании молодого афроамериканца. Судя по поведению, жестикуляции, они были довольно неплохо знакомы. Оставалось совсем немного – выйти на знакомого подозреваемого, а уже через него установить личность насильника. В своей версии Бреннен не сомневался ни на минуты.

«У меня было ощущение, что я топчусь рядом с разгадкой, – рассказывал потом Бреннен, – что я ищу на глубине то, что находится на поверхности».

Разгадка действительно находилась на поверхности. На кадрах видеозаписи можно было разглядеть, что приятель подозреваемого одет в футболку с крупным логотипом компании, которая производит двигатели для небольших кораблей – Mercury Marine.

И Бреннен вспомнил, что как раз в феврале в Майами проходило крупное ежегодное шоу морских катеров и яхт, в котором эта компания должна была принимать участие. Он также предположил, что если приятель подозреваемого имеет какое-то отношение к этому шоу, то и сам насильник мог там засветиться.

“Это был выстрел наугад, – признался Бреннен. – но вполне удачный выстрел”.

Итак, детектив начал свою рутинную работу – поиск подозреваемого. Для начала он обратился с запросами в службу безопасности компании Mercury Marine – пытался по фотографиям установить, не являлись ли оба афроамериканца сотрудниками этой компании.

Выяснилось, что в компании таких сотрудников никогда не было.

Затем Бреннен проверил, не останавливались ли сотрудники Mercury Marine во время проведения шоу в Airport Regency.

Вновь неудача. Компания Mercury Marine забронировала для участников шоу номера в другой части города.

Но откуда тогда у одного из его «клиентов» футболка с их логотипом? Именно это он попытался выяснить у службы безопасности Mercury Marine.

Оказалось, что для проведения различных мероприятий Mercury нанимала компанию Centerplate, которая работает по всей стране. И шоу во Флориде не стало исключением. Именно сотрудники этой компании обеспечивали посетителей бесплатным угощением и раздавали футболки.

«В своей работе, – говорит Бреннен, – я полагаюсь на факты и интуицию».

А интуиция говорила, что он находится на правильном пути. Хотя…

В отделе кадров компании Centerplate вспомнили крупного афроамериканца в очках, но никто не знал ни его имени, ни его координат. Правда, в последний момент вспомнили, что его наняли для обслуживания шоу в каком-то заштатном спортивном клубе в Новом Орлеане. А это уже был почти горячий след.

В Новом Орлеане у Бреннена был приятель, местный капитан полиции Эрнст Демма. В свое время Бреннен с детьми отдыхал в Новом Орлеане, и помог капитану задержать опасного преступника. Но что можно узнать в разоренном ураганом «Катрина» городе?

И все же полицейским удалось установить личность подозреваемого.

«У меня есть две новости: хорошая и плохая, – сообщил Демма. – Хорошая – это то, что подозреваемого зовут Майк Джонс. Плохая – он давно исчез из Нового Орлеана и его настоящее местонахождение неизвестно».

Стог сена стал несколько меньше, но как найти в стране человека со столь распространенными именем и фамилией? Добиться этого с полномочиями частного детектива невозможно – для этого нужно вмешательство федеральных властей.

Впрочем, Бреннена это остановить уже не могло – он взял след.

Узнав фамилию подозреваемого, Бреннен выяснил, что тот остановился в Airport Regency за неделю до преступления, а выписался – через два дня после надругательства над девушкой. Детектив получил его старый адрес, данные кредитной карточки. Но все это безнадежно устарело.

Однако детектив понял главное: стиль жизни Джонса заставляет подозреваемого работать в компаниях, подобных Centerplate. Это позволяет ему разъезжать по всей стране, и, совершая преступления, оставаться безнаказанным.

Бреннен составил список из 20-25 национальных компаний, предоставляющих подобные услуги, и стал обзванивать их отделы кадров. Список таял на глазах. И когда в списке оставалось всего пять компаний, детектив решил, что лучше всего договариваться с кадровиками компаний не по телефону, а лично. Благо одна из таких компаний находилась во Флориде, в Тампе.

Можно называть это везением, можно ссылаться на интуицию, но когда он спросил у начальника службы безопасности, работает ли у них афроамериканец Майк Джонс, тот отказался отвечать, и заявил, что может предоставить данные только при наличии ордера.

Два часа Бреннену пришлось убеждать Аллена Фута прислать ему необходимый документ по факсу, и в тот же день он получил сведения о том, где в настоящий момент проживает подозреваемый: тот поселился в Мэриленде, совсем недалеко от столицы.

Скольких трудов ему стоило убедить Фута отправиться в Мэриленд и побеседовать с подозреваемым, Бреннен не рассказывает. Фут оценил работу, проведенную сыщиком, но поверить в версию с чемоданом так и не смог. Да и чисто технически провести собеседование с подозреваемым было непросто.

Правила управления полиции требуют серьезных обоснований для такой командировки, и, кроме того, на такую миссию всегда отправляют двух детективов. Так что Футу пришлось напрашиваться в команду к своему коллеге, который расследовал совсем другое дело.

Допрос проводил Фут. Джонс показался ему спокойным, уверенным в себе человеком.

«С каждым вопросом, – вспоминает Фут, – во мне росла уверенность, что он никакого отношения к этому делу не имеет. Джон вполне уверенно рассказывал о своей жизни и работе в Майами, утверждал, что никогда не встречал блондинок, и уж тем более – не вступал с ними в отношения».

Фут уже собирался было прекратить беседу, считая всю поездку напрасным занятием, но вспомнил, что Бреннен попросил его взять у него анализ ДНК. На всякий случай.

«Джонс даже не возразил, – вспоминает Фут, – он сразу же согласился, подписал документ, в котором подтверждалось его согласие, взял тампон, провел им во рту, и так же уверенно отдал мне».

Все это окончательно убедило Фута в том, что поездка была напрасной. О чем он сразу же сообщил Бреннену.

«Ну, это мы еще посмотрим», – ответил детектив.

Через месяц анализ ДНК показал положительные результаты: семя на теле украинской иммигрантки принадлежало Джонсу. Усилия Бреннена не пропали даром. Хотя, как он признался сам, время и средства, потраченные на это расследование, были гораздо больше полученного вознаграждения.

В итоге Джонс получил за изнасилование 2 года, прокуратура пошла на досудебную сделку чтобы не привлекать в качестве свидетельницы блондинку с ее противоречивыми показаниями. Сама блондинка получила от гостиницы 300 тысяч долларов компенсации.

А еще через год, когда образец ДНК Джонса проверили в федеральной базе данных, выяснилось, что его разыскивают за изнасилования в Новом Орлеане и Колорадо. За преступления в Новом Орлеане он получил пожизненный срок. Одним опасным преступником в нашей стране стало меньше, и все – благодаря настойчивости простого частного детектива.

Автор: И. Адамов, «Русский базар» №6 (929)

You may also like...