Не знает жалости
Быть авторитарным лидером и при этом отказаться от рациона хищника — это даже как-то непоследовательно. Во всяком случае, как показывает история, подавляющее большинство деспотичных гегемонов не склонны довольствоваться растительной диетой.
Например, строить коммунизм среди пальм и белого песка Фиделю Кастро помогал питательный деликатес — суп из черепахи. Ничего, что во многих юрисдикциях это блюдо запрещено: кубинский лидер просто обожает густое, коричневое варево с насыщенным травянисто-мясным вкусом.
Фальшивый вегетарианец
Как многим хорошо известно, Адольф Гитлер был горячим сторонником вегетарианства. Но не все знают, что фюрер предпочитал растительную диету вовсе не из симпатии к животным, а скорее из медицинских соображений.
С помощью отказа от мяса лидер Третьего рейха надеялся избавиться от хронической напасти — метеоризма. Но сама по себе еда животного происхождения Гитлеру нравилась: его любимым блюдом были «птенцы по-гамбургски» — голубята, фаршированные языком, печенью и фисташками.
Лучше бы ел мясо…
Бенито Муссолини, о ужас, не любил пасту ни в одной из ипостасей этого блюда. Он, судя по всему, вообще неприязненно относился к углеводам — считал, в частности, что картофельное пюре провоцирует у него приступы головной боли, и отказывался его есть. Зато очень любил легкую закуску в виде крупно нарезанных головок чеснока, приправленных оливковым маслом и лимоном. Так вот почему, по некоторым свидетельствам, его супруга Ракела Гуиди предпочитала ночевать в детской, с наследниками…
Верность корням
Как бы высоко ты ни летал, важно помнить, откуда ты родом. Так считал, наверное, Иосиф Сталин, раз за разом приказывая подавать на своих знаменитых продолжительных банкетах полусладкую «Хванчкару». Ну и, конечно, никто не удивится напоминанию, что любимым лакомством вождя было сациви — мясо цыпленка с фундуком и специями. «Отталкивающая серая масса», как окрестили блюдо авторы книги (что бы они понимали в грузинской кухне!).
Вот и Муаммар Каддафи не забывал милую сердцу ливийскую кухню. Превыше всего полковник ценил главное национальное блюдо — верблюжье мясо с кускусом. Он также постоянно соблазнялся верблюжьим молоком, несмотря на неминуемую расплату в виде проблем с пищеварением (напиток этот хоть и полезный, и питательный, но довольно жирный). Встречаясь с другом Сильвио Берлускони, Каддафи не капризничал и с удовольствием ел пасту и разнообразные блюда из нее — ливийскому лидеру нравилась и итальянская кухня.
Звание любителя самых мерзких блюд легко мог бы отхватить Хастингс Банда, экс-президент Малави (1963-1994 годы). Вместо чипсов экзотический деспот предпочитал перекусывать толстыми, подсушенными и потому хрустящими гусеницами мопане. Говорят, у этих насекомых и правда высокая питательная ценность, а железа в их составе едва ли не больше, чем в говядине.
«Да не ем я людей»…
Лидеров стран Черного континента западные недоброжелатели периодически обвиняют в различных пищевых извращениях (это уже что-то вроде традиции). Вот Иди Амин, создатель одного из самых жестоких тоталитарных режимов в истории Африки, так и не сумел откреститься от обвинений в каннибализме. По некоторым данным, он и сам сознавался, что употреблял в пищу убитых противников и просто подданных.
Ему приписывается и авторство фразы «Я не ем человеческое мясо — оно, на мой вкус, солоновато». С другой стороны, президент Уганды (1971-1979 годы), в принципе, был всеяден: мог поесть пиццу, а то и цыпленка из американского фастфуда Kentucky Fried Chicken. В день поглощал не менее 40 апельсинов, потому что считал эти цитрусовые афродизиаками. Если кто из коллег, особенно западных, решался прибыть с визитом, Иди угощал личинками пчел и жареными кузнечиками.
Эстеты и гурмэ
Среди сатрапов всегда найдутся и люди с тонким вкусом, подлинные перфекционисты и гурманы. Саддам Хусейн, например, был одержим аккуратностью сервировки, размерами порций и свежестью продуктов. В каждом из его 20 дворцов готовили три раза в день еду: кто же знает, в каком из них президент Ирака(1979-2003 годы) решит перекусить. Хусейн требовал фермерскую ягнятину и телятину, без единой лишней жиринки.
Ему поставляли свежевыловленных креветок и омаров, оливки Саддам предпочитал выращенные строго в Голанских высотах. Питал слабость и к западным угощениям: например, после ареста в холодильнике диктатора обнаружили почти пустую коробку с шоколадками Bounty, а еще Хусейн любил ириски Quality Street.
Главный гурмэ-диктатор современности — это, конечно, Ким Чен Ын. Личные шеф-повара северокорейского вождя рыщут по всему свету в поисках любимых деликатесов чучхе: иранской икры, тайских манго, японских рисовых пирожных с полынью, живых омаров. Целая команда специально обученных женщин осматривает каждое рисовое зернышко, которому суждено попасть на стол к диктатору (должны быть одинакового размера, цвета и формы).
У Ким Чен Ына есть личный специалист по рыбе фугу — сложного в приготовлении японского деликатеса, неправильная разделка которого может привести к смерти едока. Повар поведал, что вождю нравится, когда рыба настолько свежая, что еще трепещет во рту.
Теперь-то мы знаем, чем подчиненные задабривают самых сложных руководителей современности. В книге, кстати, есть еще и все рецепты…