Новый Год и мифологемы «русского мира»

Может, украинцам, которые очень давно отмечают приход Нового года 1 января, время сделать следующий шаг? Чтобы православные и греко-католическая Церковь перешли – по примеру Вселенского патриархата – на новоюлианский календарь, который фактически совпадает с григорианским, а затем, чтобы и Рождество, и Новый год стали на свои места?

 Несмотря на все политические, социальные и мировоззренческие трансформации, которые в последнее время бурно происходят в Украине, одно остается неизменным: каждый раз 30-31 декабря в большем или меньшем количестве СМИ появляются сообщения типа: «Новый год у нас начали праздновать с 1700 года, когда по указу Петра I был учрежден юлианский календарь; до этого летоисчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, а Новый год, соответственно, отмечался 1 сентября». А то и целые статьи на эту тему…

Так вот, такие утверждения не имеют никакого отношения к нам, то есть к украинским землям и тем, кто жил и живет на них. Новый год 1 января украинцы отмечают с давних времен. И вот почему.

Россия (собственно, еще Московия) действительно перешла на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700-го, а вот в Украине такой переход произошел значительно раньше – в XIV веке, когда украинские земли входили в состав Великого княжества Литовского, а частично – Речи Посполитой. Поэтому в 1362 году начало Нового года было установлено 1 января и летоисчисление начали вести от Рождества Христова. Это наглядно показывают, скажем, Летопись Самовидца и другие казацкие летописи и документы тех времен.

Что интересно: некоторые авторы, жившие на Левобережье во второй половине XVII века, приводят в скобках рядом с датой от Рождества Христова еще и дату от сотворения мира, очевидно, чтобы было понятно московитам, ведь Гетманщина на автономных началах тогда вошла в состав Московского царства, однако, как видим, со своими обычаями и своим календарем. Таким же, как и во всей «культурной Европе» – а именно этот аргумент был для Петра решающим при переходе Московии на новый отсчет времени. Так почему о Петре как о «великом реформаторе календаря» рассказывают до сих пор даже некоторые патриотические украинские издания?

На самом же деле «великий реформатор», развлекаясь с многочисленными любовницами и любовниками, как-то забыл, что Европа (в которую он вроде бы очень хотел) давно уже живет не по юлианскому (введенному еще Гаем Юлием Цезарем), а по куда более точному в смысле соответствия астрономическому времени григорианскому календарю! Поэтому, во-первых, синхронно с Европой отмечать Новый год не получилось (уже на момент введения праздника юлианский календарь отставал от григорианского на 10 дней, в дальнейшем такое отставание только увеличивалось), во-вторых, в конце концов, когда переход на григорианский календарь на территории развалившейся империи состоялся, возникла целая куча серьезных проблем, потому что расхождение между календарями, которое на тот момент составляло уже 13 суток, повлекло за собой очень серьезные последствия.

Дело в том, что в Украине григорианский календарь впервые официально введен сразу после его принятия Папой Римским (поскольку в 1582 году украинские земли входили в состав Речи Посполитой, считавшейся католическим государством). Но, как известно, тогдашние отношения между польской католической и украинской православной митрополиями были очень напряженные; попытки заставить православных принять григорианский календарь только усугубили ситуацию.

Поэтому украинская православная (так же, как и греко-католическая) Церковь доныне придерживается юлианского календаря, но опять-таки это произошло не по велению Петра I, а в силу традиционного пребывания украинского православия в силовом поле Вселенского патриархата. А в мирской жизни григорианский календарь в Украинской Народной Республике ввели 16 февраля 1918 года, этот день стал тогда 1 марта.

А между тем в силу расхождения календарей у православных (к какой бы Церкви они не принадлежали) и у греко-католиков 28 ноября начинается Рождественский пост, который продолжается вплоть до 6 января включительно. А пост предусматривает строгие ограничения в пище (исключаются мясные и молочные блюда и яйца) и запрещает употребление алкогольных напитков (разве что на День святого Николая и по воскресеньям можно выпить бокальчик освященного кагора).

Различные гуляния тоже однозначно относятся к разряду скоромного и в этот период являются грехом. Вместе с тем бесчисленные корпоративы, шоу-представления, программы ночных клубов и другие развлечения начинаются в последнюю декаду декабря. Не говоря уже о Новом годе, когда за праздничными столами, щедро уставленными напитками и яствами, собирается практически вся Украина и гуляет на полную катушку.

При этом верующими себя считают, по данным социологов, больше 2/3 взрослых граждан Украины; из их числа православных и греко-католиков – больше 80 %. Другими словами, подавляющее число украинцев должны соблюдать Рождественский пост (а он так же, как и всякий пост, касается прежде всего очищения духа от повседневной суетности для постижения Вечного) и обучать этому своих детей. Учитывая же чувства христиан, приостановить веселье в это время должны и агностики, атеисты и представители других религий. Но нет – едва ли не вся страна дружно грешит и не кается в этом.

В итоге имеем серьезную проблему массовой «двойной морали» значительного количества украинских граждан, когда люди действуют одновременно и как верующие христиане, и как ожесточенные атеисты, не видя в том большой беды. В «русском мире», возможно, это нормально, но мы стремимся к другому, не так ли?

Может, украинцам, которые очень давно отмечают приход Нового года 1 января, время сделать следующий шаг? Чтобы православные и греко-католическая Церковь перешли – по примеру Вселенского патриархата – на новоюлианский календарь, который фактически совпадает с григорианским, а затем, чтобы и Рождество, и Новый год стали на свои места? Конечно, сначала будут серьезные проблемы, поэтому стоит изучить опыт такого перехода, скажем, в Болгарской Церкви. Там несколько десятилетий верующие приходили в храмы отмечать Рождество дважды: младшие – 25 декабря, старшие – 7 января. И в конце концов все стало на места, а Болгария сделала серьезный шаг в лишении влияния «русского мира»…

Автор: Сергей Грабовский, ДЕНЬ

You may also like...