Что писали на стенах советской тюрьмы НКВД в Германии приговоренные к смерти
Суровое серое здание стоит в стороне от туристических маршрутов по немецкому Потсдаму. Здесь с конца Второй мировой войны и вплоть до 1980-х годов располагалась главная следственная тюрьма советских спецслужб в Восточной Германии. Чтобы сесть в советскую тюрьму в Потсдаме, достаточно было прогулять обязательное занятие по русскому языку. Выйти оттуда многие немцы так и не смогли.
Комплекс на Лейстиковштрассе, 1, был частью военного городка, обнесенного забором с колючей проволокой.
Тюрьма СМЕРШ / НКВД / КГБ в Потсдаме. Фото: Darioj Lagana
ВОЗРАСТ НЕ ПОМЕХА
Сразу после окончания войны советская контрразведка охотилась за нацистскими преступниками – реальными или мнимым. Самому юному из них было 12 лет. Позднее чекисты переориентировались на поиск шпионов и саботажников, стремившихся подорвать советизацию Восточной Германии.
Так, в 1946 году два немца 15 и 16 лет попали в тюрьму за прогулы обязательных занятий по русскому языку. Два друга этих парней уже находились за решеткой — у одного из них нашли спрятанный пистолет. В итоге всех четверых приговорили к смертной казни. Одного мальчишку помиловали, заменив смертную казнь длительным сроком в лагерях. Остальных расстреляли.
Сотрудники тюрьмы на Лейстиковштрассе. Фото: Potsdam-Museum; National Archives and Records Administration, Washington
ВСЕ НЕ ЗАКРАСИШЬ
В 1955 году, после заключения соглашения между СССР и ГДР, профиль тюрьмы изменился. С тех пор там не содержались немцы — ими занималось Министерство госбезопасности ГДР, Штази. Контингент изолятора в Потсдаме отныне составляли советские граждане: их в ГДР проживало около полумиллиона. Это были солдаты-срочники, офицеры и гражданские служащие. Их отправляли в камеры по обвинениям в политических и уголовных преступлениях: попытке бегства в Западный Берлин, краже, убийстве, самовольном оставлении воинской части.
58-я статья Уголовного кодекса РСФСР охватывала широкий спектр политических преступлений — от контрреволюционного саботажа до измены Родине. В качестве наказания 13 из 14 пунктов статьи допускали расстрел.
«Уютна комната была, Где жили мы когда-то. Растались мы в стране чужой, Меня увезли куда-то. Прощай, родня, жди и приду, Настанут мои сроки. Твой дом приметный я найду, У столбовой дороги»
Хотя администрация тюрьмы боролась с граффити и периодически покрывала новыми слоями краски стены камер, на них до сих пор видны многочисленные надписи. Заключенные выцарапывали свои имена и адреса, рассказывали о приговорах, обращались к родным и близким. Более половины посланий — на русском языке.
24 марта 1953 года советский трибунал приговорил к расстрелу работника пекарни Хорста Ривольдта по обвинению в шпионаже и формировании подпольной группы, однако в следующем месяце Верховный суд СССР заменил смертную казнь на 15 лет лагерей. Ривольдт был отпущен на свободу спустя два с половиной года. В феврале 1956 года он женился и в день свадьбы сбежал с женой в Западный Берлин. Реабилитирован в 2002 году решением Главной военной прокуратуры РФ
Герберт Вюстенберг был приговорен к расстрелу за шпионаж. Верховный суд СССР отклонил его прошение о помиловании. Приговор приведен в исполнение в Москве 13 октября 1950 года. Информацию о судьбе исчезнувшего родственника семья Герберта получила только спустя 50 лет
Герман Хебер был приговорен к расстрелу за шпионаж. Приговор приведён в исполнение в Москве 4 июля 1951 года. Реабилитирован посмертно в 1999 году
«10 лет не видать свободы»
«Бог есть» и «Gott Hilft» («Бог поможет»)
Здание тюрьмы передали в ведение муниципалитета Потсдама после окончательного вывода советских войск из Германии, в 1994 году. Сегодня здесь находится мемориальный комплекс, посвященный истории функционирования тюрьмы, судьбам узников и условиям их заключения.
Фото граффити из книги Ines Reich, Maria Schulz (Hrsg.), Sprechende Wände, Potsdam: Metropol Verlag, 2015
Источник: was.media
Tweet