Пол Пот и около двух миллионов убитых, пропавших без вести, умерших от голода и болезней
Согласно переписи населения, на 1975 год в Камбодже проживало без малого 8 миллионов человек. За четыре последующих года, с 1975 по 1979 гг., число убитых, пропавших без вести, умерших от голода и болезней людей составило около двух миллионов человек. События в Камбодже официально принято называть геноцидом, хотя масштаб истребления таков, что не вполне не поддается привычной классификации.
Крупные города пустеют. Людей выгоняют из своих домов и отправляют в лагеря и на принудительные работы по выращиванию риса. Красные Кхмеры полностью уничтожают старый правящий класс, отменяют деньги и религию. Высших членов монашеских орденов казнят, а младших принуждают к браку или военной службе.
Новая власть массово принуждает к браку не только монахов: по некоторым оценкам за четыре года порядка четверти миллиона женщин были выданы замуж насильно в рамках практики так называемых «красных свадеб» — нередко массовых, до ста человек одновременно, принудительных браков между молодыми людьми объединённых лишь по классовому признаку. Учителя, врачи и представители гуманитарных профессий и интеллектуалы подвергаются репрессиям. Людей, которые носят очки, ловят на улице и либо сразу убивают, либо отправляют в «школу».
«Школой» красные кхмеры называли тюрьму S-21, расположенную в здании бывшего образовательного учреждения. В течение четырёх лет через S-21 прошли порядка 17 тысяч человек. Выжили только семеро.
Заключённые тюрьмы S-21 Музей геноцида Туольсленг
В процессе оформления каждого нового заключённого приводили в комнату, где их ожидал тюремный фотограф по имени Нхем Энь. Он фотографировал заключённых, и как правило больше никогда с ними не с сталкивался. Позже на трибунале, при даче свидетельских показаний, Энь скажет:
«Я просил их смотреть прямо вперед и не наклонять головы. Я говорил так, чтобы фотография получилась хорошей. Затем их отводили на допрос. Обязанность фотографа была в том, чтобы просто фотографировать».
Одним из семерых заключённых, попавших в объектив Нхем Эня, но выживших, оказывается Ванн Нат. Его спасает талант художника, и администрация тюрьмы держит его в качестве своего рода придворного живописца: не выходя из тюрьмы, он рисует представителей правящей верхушки и Пола Пота по чёрно-белым фотокарточкам. Из своей камеры Нат слышит, как пытают и убивают заключённых, и прямо в тюрьме начинает рисовать картины, изображающие тошнотворные сцены пыток и смерти.
Рисунки Ванн Ната
С падением режима Красных Кхмеров Нату удаётся бежать из тюрьмы. Позже он выступит на трибунале и скажет:
«Я ждал этого 30 лет. Я никогда не мог подумать, что смогу сегодня сидеть в этом зале суда, чтобы описать мои беды, мой опыт. Надеюсь, что, в конце концов, справедливость восторжествует, и ее можно будет увидеть всем».
Глубокий голос и спокойные жесты
О личности Пола Пота известно крайне мало. Урождённый Салот Сар появляется на свет в середине двадцатых годов в многодетной семье фермеров. Дед Сара пользуется покровительством королевской семьи, благодаря чему ему удаётся отправить внука на обучение в столицу, где тот несколько лет изучает сутры в буддийском монастыре.
В 1935 году Сар переходит в католическую начальную школу. Не добившись успехов в обучении, Сар отправляется в технический колледж, где изучает плотницкое дело. В 1949 году он получает стипендию на обучение во Франции по специальности инженер-радиотехник.
Во Франции Сар вступает в движение, выступавшее за независимость Камбоджи, которое поддерживали французские коммунисты. Во время учёбы Сар знакомится с работами Маркса и Ленина, но, как утверждает британский журналист Филип Шорт, труды Сталина кажутся ему более простыми и понятными. Будущий диктатор очень любит поэзию, в особенности, Верлена и Рембо. На каникулах Сар в составе международной рабочей бригады участвует в строительстве дорог в Югославии.
Провалив экзамены в третий раз за три года, в 1953 году Сар возвращается в Камбоджу и встаёт на путь революционера. Он перебирается на восток страны и вступает во вьетнамскую Революционно-народную партию Кхмеров, сражавшуюся за независимость колониальной Камбоджи от Франции. Получив богатый опыт партизанской борьбы, в 1957 году Сар возвращается в Пномпень, где организовывает самостоятельную подпольную структуру, которая вскоре станет известна под названием Коммунистической партией Кампучии.
В качестве прикрытия Сар начинает преподавать французский язык в школе. Бывший ученик диктатора, ныне камбоджийский журналист и писатель Сот Полин говорит о своём учителе так:
«Мы знали его как Салота Сара, и ничего из того, о чём он рассказывал, не выдавало в нём человека, вовлечённого в политику, – до того момента, как в 1962 году он не покинул нас и не примкнул к сопротивлению»
Рассуждая о влиянии Пола Пота на своих учеников, выразительности его языка, и общей культурной традиции камбоджийцев, в силу преобладающей неграмотности, восприимчивых к устному слову, Полин отмечает важную роль использования камбоджийского языка в пропаганде – почти у каждого человека, дома или на службе, было радио.
«Я всё ещё помню манеру подачи Пола Пота на французском – нежную и музыкальную», – вспоминает Полин. Нетрудно догадаться, какой силы были его ораторские качества, когда он говорил на родном языке.
Встреча харизматичного и фанатично одержимого грандиозной идеей оратора (Пот планировал сделать абсолютно аграрную страну, от края до края пронизанную ирригационными сооружениями) и неграмотной аудитории, слушающей радио днями напролёт, сыграет ключевую роль в будущей трагедии.
Пол Пот становится генеральным секретарём КПК и со своими сторонниками уходит в сопротивление, где проводит пять лет в наращивании сил и подготовке к войне с действующим правительством. В 1967 году КПК совершает свою первую военную акцию и в стране начинается восьмилетняя Гражданская война.
К 1975 году Революционная армия Кампучии достигает численности около 70 тыс. человек и захватывает Пномпень. В этот день в стране опускается железный занавес, и режим готовится к осуществлению великого замысла Пола Пота.
Все, кто может бежать, бегут. Правительство и западные союзники, противоборствующие кхмерам, закрывают дипмиссию и эвакуируются, Советским дипломатам везёт меньше: одним из первых международных заявлений КПК становится ракета, которую выпускают по посольству СССР.
На четыре года страна превращается в казарму. Люди действительно равны — они одинаково одеты и обуты, и все как один трудятся – выращивают рис. И гибнут. Пол Пот держится в тени, не окружает себя благами, носит скромную одежду.
Американский историк Дэвид Чендлер описывает отношение современников к Полу Поту так:
«… привлекательный человек. Его глубокий голос и спокойные жесты обнадёживали. Он, казалось, был тем человеком, который мог объяснить вещи таким образом, чтобы вы полюбили справедливость, честность и возненавидели коррупцию»
В 1978 году Пол Пот даёт первое интервью западной прессе. Американская журналистка Элизабет Беккер описывает Пота:
«Он был по-настоящему изысканным, с приятным лицом, не красивым, но привлекательным». «Его лицо было утонченное, но настороженное, а улыбка была почти что милой. Он не вызывал никакой к себе жалости. Физически он имел стройный и здоровый вид. Его жесты и манеры были безупречны, не грубы».
За четыре года в стране не успевает развиться культ личности – не хватает времени. Выраженная в своей крайней форме логика коммунизма пол потовского толка изживает себя ввиду множества факторов, основным из которых становится военное вторжение Вьетнамской народной армии при поддержке СССР, который жаждет реванша.
В 1979 году Красных Кхмеров вытесняют из столицы, и они отступают на запад, где обоснуются на два десятка лет.
За год до смерти в интервью 1997 года Пол Пот скажет:
«Я пришёл, чтобы сражаться, не чтобы убивать людей».
«Посмотрите на меня — разве я похож на жестокого человека?»
«Моё сознание ясно».
Источники:
- Chandler, David P. Brother Number One: A Political Biography of Pol Pot
- Seth Mydans. Out From Behind a Camera at a Khmer Torture House. The New York Times, Oct. 26, 2007
- Seth Mydans. In an Interview, Pol Pot Declares His Conscience Is Clear. The New York Times, Oct. 23, 1997
- Soth Polin. The Diabolic Sweetness of Pol Pot. Vol. 16, No. 1, In the Shadow of Angkor: Contemporary Writing from Cambodia, 2004
- Cambodian Genocide Program
- Ajay Kamalakaran. When Moscow helped topple the Khmer Rouge. Russia Beyond. Mar 19, 2016
Автор: Роман Елисеев, Уроки истории
Tweet