Искусство грабежа. Воруют даже мыши
Поражающие воображение кражи, благородные преступники, забавные ситуации, в которые порой попадают грабители… В жизни этого еще больше, чем в кино! Воруют все – деньги, технику, предметы искусства и даже людей. Но чтобы мосты… На днях в Рязанской области пятиметровый металлический мост через речушку Ярославка просто исчез – его похитили. Правоохранители уже нашли «умельца» – им оказался 45-летний водитель из местных жителей. Сотрудники милиции предполагают, что горе-воришка воспользовался служебным транспортом, чтобы довезти распиленный мост в пункт приема металла. В прокуратуре разводят руками: «Это самая габаритная кража на нашем веку…»
Какие еще самые-самые кражи были на «нашем веку», решило выяснить Федеральное бюро расследований США, составив список десяти самых громких преступлений в мире за прошлое и это столетие – все они были совершены в области искусства. Сегодня «черный» рынок произведений искусства – на четвертом месте по прибыльности. Его опережают лишь торговля наркотиками, оружием и отмывание денег. Годовой оборот этого рынка составляет порядка пяти миллиардов долларов. По неполным данным, в розыске сейчас находится около 500 работ Пикассо, 250 – Шагала, более 200 – Ренуара, полсотни картин Ван Гога и сотни творений Дали. В то, что их когда-нибудь найдут, слабо верится – по статистике, обнаруживают лишь одну из десяти похищенных картин…
Самым нашумевшим преступлением XX века стала кража знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи в 1911 году. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках.
Картина была найдена лишь спустя три года. Похититель сам себя выдал, когда попытался продать шедевр торговцу антиквариатом. Вором оказался итальянец Винченцо Перруджио, маляр из Лувра.
Воспользовавшись тем, что в зале, где висела картина, никого не было, он снял шедевр, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат. Итальянец утверждал, что украл картину с добрыми намерениями. Хотел вернуть полотно великого соотечественника на родину.
Самое крупное ограбление за всю историю произошло в Ираке в 2003 году. Оттуда было похищено около 10 тысяч экспонатов. Среди них – диоритовая статуя Энтемены и почти пять тысяч цилиндрических печатей, украденных с мест археологических раскопок.
Самыми популярными по части краж в Норвегии можно назвать полотна Эдварда Мунка. Его известную работу «Крик» умудрились своровать дважды. Первый раз в 1994 году, в день открытия Олимпийских игр. Преступники правильно рассчитали, что Олимпиада отвлечет практически все силы правопорядка, и сумели провернуть дело без помех. На месте преступления полиция обнаружила благодарственную записку со словами «Тысяча благодарностей за плохую охрану!». И в самом деле, картина висела на первом этаже музея, никем не охраняемая и никем не застрахованная.
В 2004 году из Музея Мунка была похищена другая версия известнейшего полотна. В этот раз преступники не ограничились одной работой великого норвежца, а захватили с собой, помимо «Крика», еще и картину «Мадонна». Как и в первом случае, ограбление стало возможным из-за никуда негодной системы безопасности в музее.
Титул самого странного можно отдать ограблению галереи искусств в Манчестере в 2003 году. Неизвестные похитители проникли в здание и завладели тремя полотнами Ван Гога, Пикассо и Гогена. Охрана и администрация хватились их только на следующий день, поскольку камеры слежения ничего подозрительного почему-то не зафиксировали. Вскоре в полиции прозвучал анонимный телефонный звонок. Звонивший сообщил, где находятся картины. Полицейские обнаружили их рядом с общественным туалетом. Еще и записочку преступники оставили: «Мы бы ничего не брали, но слишком плохая система охраны бросалась в глаза». Полотна были возвращены в музей, но за время своего пребывания вне его стен сильно пострадали от сырости.
Сейчас в розыске картины Да Винчи, Сезанна, Ван Гога и других известных художников. Они были похищены из разных музеев мира за последние десять лет. В общей сложности похищенные в ходе десяти самых громких преступлений произведения искусства оцениваются специалистами в $600 млн.
Воруют даже мыши
По мотивам этих краж можно было бы снять комедийный сериал о горе-грабителях. Предлагаем вам рассказ о самых нелепых кражах нашего времени.
Несколько лет назад в 2004 году двое воров из Ульяновска решили взломать сейф. Операцию продумали до мелочей, не одну ночь к ней готовились. В назначенный день злоумышленники проникли на склад одной из местных торговых компаний, связали сторожа. Все шло по плану. Оставалось лишь отключить сигнализацию. Но по ошибке они перепутали кнопки и… вызвали милицию. Группа захвата была на месте преступления уже через четыре минуты.
Еще один горе-вор решил разжиться на гардеробных номерках. Он ночью проник в Дом культуры в Мурманской области и похитил из гардероба 211 номерков. Наутро воришка «сбыл товар» скупщику цветных металлов. Естественно, не признался, что украл номерки из клуба. Соврал, что их раньше вешали коровам на уши для учета. Мол, теперь буренок на ферме осталось мало, и номерки стали не нужны.
А вот – просто апофеоз нелепости. В Калининграде в том же 2004-м мужчина влез в магазин, чтобы обчистить кассу. Он забрал все наличные деньги, потом стал складывать в сумку самые дорогие деликатесы. Затем, видимо, решил отпраздновать удачный налет и взял с витрины коньяк. Вор так расслабился, что не заметил подъезжающих милицейских машин. Когда опомнился, было уже поздно. Решив, что наказания все равно не избежать, а в тюрьме лакомствами не балуют, махом выпил четвертую по счету бутылку с коньяком и свалился на пол. Оперативникам пришлось выполнять еще и функции работников медвытрезвителя, чтобы привести незадачливого вора в чувство.
На юго-западе Австрии вором денег оказалась мышь. Грызун систематически обкрадывал магазин. Преступницу зафиксировала видеокамера, которую поставил хозяин магазина после того, как из кассы стали пропадать купюры по 50 евро. На видеопленке было видно, что мышь использовала банкноты для утепления своей норы – она таскала их по одной в зубах.
А в Харькове в 2002-м отчаянные грабители посягнули на царицу зверей – украли львицу прямо из ее обители. Утром в зоопарке обнаружили пустой вольер без животного и испорченный массивный замок – злоумышленники перерезали его автогеном. Грабители пытались еще и потомство леопарда украсть, но их напугала мать, которая громко рычала. Зверя искали всем городом. И вскоре поиски увенчались успехом. В районное отделение милиции позвонили и сообщили, что в одном из частных домов во дворе гоняет кур молодая львица. Царицу зверей нашли в жутком состоянии: она лежала под ванной без сознания, была накачана наркотиками. Похитителем оказался бывший сотрудник зоопарка. Он хотел переправить животное на один из курортов к своему знакомому, чтобы тот смог зарабатывать – фотографировать с львицей отдыхающих.
Годом ранее в том же Харькове грабители умудрились из фойе театра вынести 500-килограммовую скульптуру «Мыслитель» Эрнста Неизвестного. Казалось бы, красть такую громадину даже под покровом ночи, не оставив следов, невозможно. Тем не менее, правоохранители не нашли ни одной зацепочки. Ходили слухи, что московский богач заказал скульптуру себе на дачу, чтобы показывать браткам… Потом история получила неожиданный поворот. Стали говорить, что это вовсе и не кража: просто завхоз по поручению начальства стал освобождать помещение от ненужных вещей и отнес к этой категории не состоящий на балансе памятник. Сам работник все отрицал. Где находится сейчас скульптура, примерная стоимость которой около полумиллиона долларов, по сей день неизвестно.
Алена Свиридова, «Газета по-киевски»