Бомбы в публичных домах

…Геннадий Вареник, офицер КГБ СССР, находившийся в служебной командировке под прикрытием корреспондента Агентства печати «Новости» в Бонне, сумел поработать в пользу Соединенных Штатов чуть более полугода. Он предложил свои услуги оперативнику Центрального разведывательного управления Чарльзу Левену в апреле 1985-го, после того как растратил полученные им на оперативные расходы деньги. ГОРЕ-ВЕРБОВЩИК

Вареник заблуждался, считая, что по собственной инициативе установил контакт с человеком Лэнгли. Первый шаг для сближения был сделан все-таки Чарльзом Левеном, разумеется, не без помощи других сотрудников резидентуры ЦРУ в Бонне. Ими были созданы условия, вынудившие Вареника искать материальную помощь у главного американского шпионского ведомства, имевшего сильные позиции в Западной Германии.

…Чарльз Левен, человек неопределенного возраста (ему можно было дать от тридцати пяти до сорока пяти лет), находился в столице ФРГ в качестве журналиста, якобы представлявшего сразу несколько заокеанских изданий. Какие темы он освещал, на полосах каких печатных СМИ – этого никто не знал. Однако поговаривали, что из-за своих снайперски метких материалов он приобрел немало недоброжелателей, поэтому в последнее время вынужден публиковаться исключительно под псевдонимами.

Принадлежность Левена к миру журналистики ни у кого не вызывала сомнения, потому что он всегда был в курсе самых последних сенсаций и скандалов, касались ли они великосветских тусовок или правительственных кругов Западной Германии. Американец был вхож в элитные клубы по интересам, панибратски мог похлопать по плечу многих членов кабинета министров, не говоря уж о парламентариях, над которыми он любил откровенно поиздеваться.

В среде представителей пишущей братии Левена нередко звали «душкой Чарли», и многие иностранные репортеры, аккредитованные в Бонне, сочли бы за честь провести с ним часок-другой за кружкой пива, пытаясь выведать мнение всезнайки об очередном скандале или сенсации…

…Вареник буквально с первой встречи с Левеном стал к нему присматриваться, прикидывая, с какого бока можно подкатиться к американцу и нельзя ли его завербовать. Ведь такой «вездеход», каким был «душка Чарли», мог бы украсить любой «гараж» агентов!

Через своих секретных помощников Вареник выяснил, что Левен всего полгода находится в Бонне. Это обнадеживало: вряд ли кто-то из конкурирующей советской спецслужбы, из Главного разведывательного управления Генштаба, смог бы за шесть месяцев завербовать столь бойкого парня.

Огорчало другое. Все источники, которые были на связи у советского разведчика, в один голос утверждали, что Левен – «кот, который гуляет сам по себе» и в руки не дается.

«Ну что ж, – решил Вареник, – почему бы не попробовать мне? Кто сказал, что право первой ночи должно принадлежать кому-то, а не мне? Для начала надо бы подсуетиться и сделать так, чтобы мы как-нибудь случайно оказались с Левеном наедине, ну, скажем, на пару часов… Слово за слово, смотришь – начало вербовочной разработке положено. А что? Недаром говорится: «Сначала было слово».

Однако последующие события диаметрально противоположно изменили намерения Вареника.

Дело в том, что он похитил из кассы, предназначавшейся для оперативных расходов, более семи тысяч марок. Эти деньги ушли на развлечения, на приобретение новой мебели, платья для жены и одежды для дочерей. Как понял впоследствии Вареник, сумма для него неподъемная – вернуть деньги ему не удастся даже через год. Поэтому в голове горе-разведчика родилась, казалось бы, спасительная мысль: надо самому стать негласным источником Левена, поставляя ему секретную информацию, которой располагала резидентура КГБ в Бонне.

При первой же встрече с Чарльзом в баре пресс-центра Бундестага Вареник высказал последнему свои намерения. Американец не раздумывая их принял, не забыв выторговать для себя и своих начальников из Лэнгли выгодные условия сделки…

«КОВАРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ»

Идея Фитнесса (псевдоним, данный Варенику американцами) добровольно «таскать каштаны из огня» была щедро проавансирована ЦРУ: денег дали столько, что хватило не только покрыть недостачу, но приобрести много других красивых вещей.

Умело манипулируя страхом руководства Лэнгли перед вездесущим КГБ, Вареник на очередной явке сообщил своему оператору, что в Москве разработана операция, призванная создать видимость, что немцы не приемлют присутствия американских войск на территории Западной Германии. Для этого он якобы получил задание подобрать рестораны и публичные дома, расположенные вблизи военных баз США, где можно было бы заложить мини-бомбы.

Взорвав эти «адские машины», когда указанные заведения будут переполнены американскими военнослужащими, КГБ, по словам Вареника, рассчитывал не только вызвать протест официального Вашингтона в адрес властей ФРГ, но и расстроить отношения между Соединенными Штатами и Федеративной Республикой.

Для того чтобы американские хозяева охотнее поверили в этот бред, Вареник представил им также богатейшую информацию об операциях КГБ в Западной Германии, в частности сдал трех информаторов советской внешней разведки из числа высокопоставленных чиновников правительства ФРГ. Как впоследствии на допросах признался сам Вареник, нелепица о мини-бомбах пришла ему в голову, когда он в домашней обстановке наслаждался просмотром кинобоевиков голливудского производства.

Однако досужий вымысел вызвал в штаб-квартире в Лэнгли невероятный ажиотаж. Еще бы! Ведь сведения получены от секретного агента, сотрудника советских спецслужб!

Когда информация – суть плод больного воображения Фитнесса – достигла Белого дома, она пришлась как нельзя кстати: незадолго до этого президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

Таким образом, сведения, представленные Вареником, были восприняты в американской администрации как подтверждение тезиса ее главы о жестокости Советов и не только по отношению к своим гражданам. Спешно ЦРУ дало задание своим офицерам ознакомиться с обстановкой в указанных предателем злачных местах.

«Да, – телеграфировали оперативники в Лэнгли, – вся информация Фитнесса подтверждается!»

Хотя в действительности имели дело с чистой воды фантазией. Причем цэрэушники, направленные на рекогносцировку в кабаки и бордели, посещаемые американскими военнослужащими, не могли этого не понимать. Но ведь если бы кадровые сотрудники Лэнгли не подтвердили бредового вымысла Вареника, то как тогда прикажете оправдать немалые расходы на столь ценный «источник»?

Вдобавок информация, предоставленная Фитнессом, вновь помогала руководству ведомства морочить головы американским законодателям, запугивая их советской угрозой, оправдывая требования дополнительных ассигнований на нужды Лэнгли. Все силы руководителей ЦРУ были направлены на создание видимости, что Советский Союз – мощный агрессивный противник. Хотя на самом деле в управлении прекрасно знали, что это далеко не так – ни по потенциалу, ни по стратегическим устремлениям СССР.

ОТРАБАТЫВАЯ ДЕНЬГИ ЦРУ

Однажды сумев ввести своим новым хозяевам возбуждающий воображение наркотик, Вареник пошел дальше. 4 ноября он по экстренному каналу связался с Чарльзом Левеном и заявил, что со дня на день КГБ установит мини-бомбы, а его для дополнительного инструктажа якобы вызывают в Восточный Берлин. В этой связи предложил свою помощь: он дезертирует и сделает публичное заявление-признание.

Однако в Лэнгли среди ветеранов разведки нашлись трезвые головы, которые охладили пыл зарвавшегося агента. Фитнессу было объявлено, что ЦРУ держит ситуацию под контролем и просит его повременить с переходом на Запад. Вместе с тем кроту за проявленное рвение было выплачено дополнительное вознаграждение.

Собственно, он только этого и добивался. Привыкнув к легко достающимся деньгам, Вареник добывал интересующие его работодателей сведения, не вставая с кушетки.

Удобно, черт возьми! Смотришь дома по телевизору захватывающие боевики, а затем их содержание пересказываешь на явке своему американскому оператору – он все равно проглотит, ведь информация исходит от сотрудника советских спецслужб! Какой резонанс в мировой прессе могут придать его бреду «ястребы» из Вашингтона, какие политические выгоды для себя извлекут – это Вареника нисколько не интересовало, главное – платили бы исправно.

Справедливости ради следует добавить, что одними только «сочинениями на вольную тему» труды Вареника в пользу США не ограничивались.

Характеристики на вновь прибывших сотрудников ТАСС и АПН, которых американцы подозревали в принадлежности к КГБ, копии служебных документов, попадавших в руки изменника по роду основной деятельности, сведения о намечаемых советской резидентурой в Бонне мероприятиях – вот неполный перечень материалов, переданных Вареником своему куратору Чарльзу Левену.

Кроме того, советские эксперты по делам спецслужб предполагают, что Вареник сдал противнику около 200 кадровых сотрудников КГБ и ГРУ и их информаторов.

Пример с Вареником – это еще и свидетельство того, как быстро может возникнуть у агента и его хозяев взаимозависимость. Зависимость, имеющая, правда, разную природу. Хозяевам нужна информация, какой бы бредовой она ни казалась на первый взгляд. Кроту – легкие деньги…

…В 1997 году в российской периодической печати появились высказывания родственников Вареника: дескать, за что же его расстреляли, если ничего плохого он своей Отчизне не сделал, а только Комитету госбезопасности. Да и вообще казненный шпион не пил, не курил, связей на стороне не заводил, был образцовым семьянином, доброжелательным с окружающими человеком, даже помогал своим коллегам по корпункту.

На этот посыл можно ответить коротко: Вареник – предатель, а товарищеские отношения по работе и благополучие в семье не исключают предательства.

Понятна озабоченность его близких окружить его романтическим ореолом. Однако у всех тех, кто имел отношение к расследованию обстоятельств измены Вареника, ни на мгновение не возникло никаких сомнений, что продался он противнику исключительно по меркантильным соображениям. В полной мере к нему подходит классическое определение: «идейный борец за денежные знаки».

Что же касается утверждений, что Родине своей он ничем не навредил, а лишь мешал эффективной работе внешней разведки своей страны, этому недремлющему оку и всеслышащему уху любого государства, то такая позиция по меньшей мере выглядит наивной.

Злоумышленник отрежет вам ухо, выколет глаз, а затем его защитники примутся убеждать вас, что намерений причинить ущерб лично вам он не имел. Вы поверите?

На фото арест Геннадия Вареника.

Фото из архива автора

Игорь Атаманенко, историк спецслужб, писатель, НВО

You may also like...