За всю 75-летнюю историю около 150 раз Президиум ВС издавал указы о лишении звания Героя Советского Союза. Некоторые лишились «Золотых Звезд» во время разгула сталинских репрессий и впоследствии были реабилитированы. Но до сих пор в списках значатся более 70 человек, которым «Героя» так и не вернули. Причина в основном одна: уголовное преступление.
Среди всех, носивших «Золотую Звезду», «чемпион» по количеству заработанных сроков — Василий Григин. В 1944-м, обороняя от немцев дамбу на реке Дунай, он проявил чудеса храбрости. Несколько раз в неравном бою сержант Григин на лету ловил немецкие гранаты и бросал их обратно. Но после войны человек, получивший звание Героя, сильно изменился — стал задиристым, начал много выпивать. Девять раз попадал за решетку (злостное хулиганство, покушение на кражу, причинение тяжких телесных повреждений…), провел на нарах в общей сложности 15 лет и получил уже кличку Герой — среди зэков. А вот звания такого Григин лишился — в феврале 1964 года.
Гегам Пилосян получил «Героя» в самом конце войны, но потерял «Золотую Звезду» уже через 4 года. Офицер из состава советских войск в Австрии оказался «по совместительству» автовором: осенью 1945-го он угнал в Вене у командующего французскими оккупационными войсками легковушку, а позднее и вовсе дезертировал, воспользовавшись чужой машиной. Попав за решетку, Пилосян превратился в отъявленного рецидивиста. За свою жизнь в заключении он провел 29 лет.
Двойная метаморфоза произошла с одним из легендарных 28 панфиловцев, сержантом Иваном Добробабиным. Сперва был опубликован указ, в котором он вместе с другими бойцами посмертно получил «Золотую Звезду». На родине героя ему даже поставили памятник. А потом выяснилось, что Добробабин в том бою не погиб, а раненый попал в плен и в 1942 году поступил на службу в немецкую полицию. Впоследствии экс-панфиловец вновь оказался в рядах Советской Армии, а когда «органы» уже после войны докопались до истории со службой Ивана немцам, Добробабина отправили в лагерь. Естественно, лишился он и звания Героя. Все попытки добиться реабилитации окончились безрезультатно.
А вот эстонец Эдуард Тяхе перестал быть кавалером «Золотой Звезды», угодив за решетку по вине жены. В январе 1952-го его лишили звания Героя, полученного в годы войны. Эдуард к тому времени работал в милиции, и его отправили участвовать в очередной спецоперации по зачистке местности от «лесных братьев». Несколько суток милиционер Тяхе не знал сна и отдыха, мотаясь по лесам. А когда вернулся домой, обнаружил жену в постели с другим мужиком. Табельное оружие — вот оно, в кобуре под рукой, ну и влепил соблазнителю пулю!
В истории зафиксирован едва ли не единственный случай, когда ловкачу удалось вполне легально сделать себя Героем Советского Союза. В опубликованных официальных документах он назван Владимиром Пургиным, но в действительности фамилия и имя у этого человека были иные. Валентин Голубенко — вор-рецидивист, мошенник. В 1937 г., бежав из лагеря на строительстве канала Москва—Волга, он сумел украсть чужой паспорт и, поменяв там фотографию, превратился в Пургина. В столице аферист поступил работать в редакцию газеты. Сперва подвизался в «Гудке», потом свел дружбу с корреспондентами «Комсомолки» и перешел туда. «Пургин» в течение нескольких лет изготавливал поддельные бумаги-поручения, согласно которым он якобы направлялся по линии наркоматов обороны и ВМФ на «спецзадания». В начале 1940 г. в редакцию была доставлена одна из таких подделок — засургученный пакет из штаба 39-й дивизии, воевавшей на финском фронте. Предлагалось отправить в части дивизии журналиста Пургина «для особых поручений командования». Командировку лжерепортер сумел выбить аж на 4 месяца, в течение которых прогуливал командировочные, сидя на квартире в Москве. На досуге в голову мошеннику и пришла мысль: пора бы себя любимого украсить высшим знаком отличия.
В наркомат он отправил отлично сработанный наградной лист на бланке все той же 39-й дивизии, со всеми необходимыми печатями и подписями дивизионного командования (видимо, «Пургин» каким-то образом сумел получить копии подлинных автографов и оттиски печатей). В бумаге значилось, что за героизм и отвагу, проявленные в боях с белофиннами, младший командир и одновременно корреспондент «Комсомольской правды» Валентин Петрович Пургин представляется к званию Героя Советского Союза.
«Липа» выглядела столь убедительно, что сотрудники наградного отдела решили даже не перепроверять сотрудника одной из самых уважаемых газет. В результате представление благополучно ушло в Президиум ВС СССР, и в апреле 1940 г. был подписан указ о награждении: в списке из пятнадцати фамилий фигурировал «Пургин». Затем аферист, обуреваемый жаждой славы, сумел протолкнуть в «Комсомолке» статью о своих чудо-подвигах. А вот этого делать как раз не следовало: слишком уж героический молодой человек привлек внимание органов. И стоило лишь чуть копнуть эту историю, как был выявлен обман. Чекисты докопались и до настоящей фамилии лжегероя. Голубенко был арестован и отправлен на долгие годы в лагерь. А в Президиуме ВС пришлось оформлять новый указ — об отмене предыдущего решения о присвоении звания Героя мошеннику.
Александр Добровольский, МК