Брат-2. Заслужил ли Александр Ульянов смертную казнь?
22 апреля – день рождения Владимира Ленина. Всего 30 лет разделяют два важнейших события в жизни этого человека: казнь в 1887 году его старшего брата Александра Ульянова, осужденного по процессу «вторых первомартовцев», и Октябрь 1917-го. Глупо сводить русскую революцию к банальному «он мстил за брата». Но глупо и отрицать, что без Александра Ульянова не было бы Владимира Ленина. Виновен ли Александр с сегодняшней точки зрения?
Еще бы! Группа подготовила три снаряда: на 2 кг самодельного динамита, почти на 3 кг и на 1,2 кг. Две бомбы сделали Ульянов и «химик организации» Лукашевич, одну – сам Ульянов. Во взрывчатку вкраплялась шрапнель – кусочки свинца, обмазанные «крепким раствором стрихнина». Это ж сколько б они попутно с царем народу положили!
Более того! Перед покушением вожак организации Шевырев неожиданно уехал в Ялту (то ли струхнул, то ли действительно обострилась чахотка). Ульянов возглавил все дело.
После ареста не отпирался, изложил жесткое и логичное обоснование своей позиции. Брал на себя чужую вину и многих этим вывел из-под петли (того же Лукашевича). О помиловании просить отказался, а когда в конце концов попросил – то, прося лишь снизойти к горю матери (но уже поздно было). То есть – казнь заслужил?
Но ведь при всем том покушение не состоялось. По сути, судили лишь за намерение. Полностью доказанное. Подлежащее наказанию. Только – какому наказанию? Вешать? За что? Ни капли крови не пролилось!
Сегодня царскую юстицию часто упрекают в мягкотелости: дескать, карала бы революционеров по-настоящему, так и… Что ж, иногда мягкотелость имела место. А иногда – наоборот. Шесть лет назад в России уже убили царя – опору и символ великой державы. Сейчас судьи решили не миндальничать. И все же, зная сегодня последствия, одна мысль невольно закрадывается в голову.
Когда «вторых первомартовцев» схватили, Александр III сгоряча поначалу распорядился: время не тратить, без суда и следствия кинуть заговорщиков в Шлиссельбург – и забыть эту историю.
Потом рассудили – как же без суда и следствия! Надо по закону. Только иногда думаешь: а может, если бы поступили согласно первому распоряжению царя, то всем было бы лучше? Ну, оказался бы Ульянов в одиночке. Через пару лет ему бы дозволили книги. Потом писать. Он бы считал, что нравственный долг исполнен. До ухода в политику действительно был блестящим молодым биологом.
В камере делать нечего, занялся бы снова наукой. В 1905-м – амнистия. Вышел бы на волю не пламенный террорист, а углубленный в свои раздумья ученый (как знаменитый народоволец Н. Морозов). Может быть, даже – искренне религиозный (Ульянов ведь единственный из всех приговоренных перед казнью поцеловал крест).
И «пепел Клааса» не стучал бы в сердце брата Володи.
И – кто знает! – возможно, многое в нашей истории пошло бы иначе.
«Вторые первомартовцы»
Неформальное название подпольной организации, официально именовавшейся «Террористическая фракция партии «Народная воля». Считали себя наследниками «первомартовцев» – народовольцев, убивших 1 марта 1881 г. царя Александра II. Через шесть лет «вторые первомартовцы» готовились бросить бомбы в его сына – Александра III, но охранка успела выйти на их след раньше. 1 марта 1887 г. боевиков взяли на Невском проспекте во время очередной охоты за царем.
Вожаки организации – П. Шевырев и А. Ульянов. «Сигнальщики» (должны были известить о подъезде царской кареты) – С. Волохов, М. Канчер, П. Горкун. «Метальщики» (те, кто, намечалось, бросит бомбы) – П. Андреюшкин, В. Генералов, В. Осипанов. Всего по делу проходили 15 человек, пятеро (П. Шевырев, А. Ульянов, П. Андреюшкин, В. Генералов, В. Осипанов) были повешены.
Сергей Нехамкин, Аргументы
Tweet