Громкое дело 80-х: 10 тысяч рублей за профессию врача
В середине 80-х годов в Крыму было раскрыто одно из самых громких в то время экономических преступлений. На протяжении 15 лет в АРК и нескольких областях Украины действовала группировка, которая «помогала» желающим поступить в один медицинский вуз полуострова без вступительных экзаменов — за 10 тысяч рублей. Такие абитуриенты учились, не имея личного дела, но получая в итоге диплом.
Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская
Агентурная разведка донесла…
Зачастую самые громкие преступления века раскрываются благодаря… банальным слухам. Вот, к примеру, уголовное дело по одному крымскому медицинскому вузу завели после того, как докучливый работник отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) Андрей Васильев (фамилия изменена) случайно подслушал разговор между двумя студентами этого учебного заведения. Возмущенный парень жаловался на издевки сотрудницы деканата по поводу отсутствия его личного дела. Услышанное показалось сыщику невероятным: как это, у студента нет личного дела?
То есть не существует ни одного документа, свидетельствующего о его поступлении в вуз: ни заявления на поступление, ни протоколов вступительных экзаменов и прочего. Получается, что вчерашний школьник приходит, получает студенческий билет, зачетную книжку, вносится в журнал абитуриентов, учится и в итоге получает диплом. Молодому работнику ОБХСС нетрудно было догадаться, что все это проворачивается далеко не бесплатно.
После подслушанного разговора последовала и еще одна наводка на то, что в медвузе не все так чисто. Один весьма известный в то время генерал получил письмо от работницы этого вуза гражданки К. В нем сообщалось, что в учебном заведении процветает коррупция. Генерал передал письмо в ОБХСС, и оно попало в руки Васильева. Тот, уже весьма заинтересованный этим делом, направился на разговор с отправителем письма.
Правда, здесь ситуация вышла несколько комичная. Оказалось, что в деканате медицинского вуза женщина с таким именем и отчеством имеется, но вот фамилия у нее другая. Вскоре все прояснилось: работница деканата, приславшая письмо генералу, была его агентурным сотрудником и соответственно числилась у него под другой фамилией. А генерал то ли в силу преклонного возраста, то ли от большой занятости взял и машинально передал письмо своего агента в ОБХСС.
Кстати, лет через десять случился с этим генералом еще один казус, который поставил окончательную точку в его милицейской карьере. Генерал, собравшись в Киев на коллегию МВД, вышел из дому, ожидая служебную машину. Свой китель он повесил на забор, а портфель с очень важными документами, предназначенными для МВД, поставил на землю и решил немного пройтись. Видимо, на некоторое время он просто отвлекся, а когда спохватился, то ни кителя, ни портфеля на месте не оказалось — их попросту… украли. У генерала после этого карьера закончилась, а неприятности начались.
Доказательство недоказуемого
Когда было получено второе косвенное подтверждение того, что в медвузе действительно творится нечистое, работник ОБХСС Андрей Васильев доложил начальству, что начинает расследование этого дела. Те только ухмыльнулись в ответ, мол, дело — сухарь, ничего доказать невозможно.
И в действительности было похоже на то. Васильев начал проверять всю вузовскую документацию по признакам подделки, как это обычно бывает в других вузах: где-то оценку подтерли, где-то не ту печать поставили…
Ничего подобного он не обнаружил. Не было никакой, выражаясь юридическим языком, материальной подделки. От студентов, которые учились без личного дела, не поступало никаких жалоб. Молчали даже те, кого исключали за плохую учебу или поведение. Из этого следовал один вывод: все были крепко повязаны — и студенты, и преподаватели, одни давали взятки, другие их брали. Соответственно и первые и вторые подпадали под уголовную ответственность. Вот и молчали.
На все запросы Васильева дать личное дело того или иного студента в деканате отвечали, что в данный момент этих документов нет, потому что: либо студента переводят в другой вуз, либо рассматривают его личное дело в связи с отчислением, либо документы забрали сотрудники СБУ.
Взятки при поступлении в вузы были привычным делом и в недавнее советское время. Правда, считается, что тогда коррупционеры были осторожнее. Но этого не скажешь о фигурантах самого громкого дела о взятках 80-х годов
И тем не менее по мере того как работник ОБХСС Андрей Васильев начал потихоньку распутывать это дело, для его дальнейшего расследования была создана специальная бригада правохранителей, состоявшая из 15 человек. В нее включили и Васильева, который, собственно, и разработал основной метод расследования. Он заключался в кропотливой работе с абсолютно всеми имеющимися в учебном учреждении документами.
Сыщиками был проведен сравнительный анализ заявлений на поступление, протоколов приемных комиссий, результатов всех экзаменов. Они дотошно выясняли, кто сколько баллов набрал при поступлении, кто в итоге поступил, а кто нет. В общем, вычисляли лишних методом несоответствия. В результате выяснилось, что те студенты, которые должны были поступить, не поступили. А их места заняли люди без личных дел.
«Провалившимся» сказали, что те не набрали нужное количество баллов, поменяв местами оценки по профилирующим и вспомогательным предметам. А это уже статья. Даже две: «введение в заблуждение» и «интеллектуальный подлог». Кстати, под последнюю, например, в аккурат попадает руководитель одного из симферопольских учебных заведений, который, для того чтобы стать лауреатом не самой престижной премии, использовал работу своего отца, поменяв местами инициалы. Но это уже другая история.
Вернемся к медвузу. Позже, уже на допросах, студенты без личных дел признались, что действительно, не сдавая вступительные экзамены, получили зачетки, студенческие билеты и незаконное место в журнале абитуриентов. Эта услуга, которую предоставлял желающим медицинский вуз, стоила в то время (а был 1986 год) 10 тысяч рублей. Деньги огромные, если вспомнить, что среднемесячная зарплата тогда колебалась в пределах 100 рублей.
Медицинская мафия
В ходе расследования выяснилось, что здесь действовала медицинская мафия всеукраинского масштаба. На протяжении 15 лет в Украине существовали как минимум три группировки так называемых посредников из Николаевской, Запорожской и Херсонской областей. Каждая область давала списки людей, которые готовы были выложить за получение профессии врача 10 тысяч рублей. Эти посредники работали, как правило, при медицинских учреждениях. Если родители хотели пропихнуть своих не слишком подготовленных детей в медвуз без лишних переживаний и трудов, они попросту платили деньги «нужному человеку» и не имели проблем с поступлением.
Подняв весь архив крымского медицинского учебного заведения, сыщики выявили около 50 фактов дачи и получения подобных десятитысячных взяток. Были также обнаружены лишние бланки дипломов и незаконные переводы студентов из одного вуза в другой.
Расследование длилось около года. В итоге к уголовной ответственности была привлечена… сотрудница деканата. В силу преклонного возраста женщине дали около 7 лет лишения свободы. Также к семи годам заключения были приговорены три посредника из трех областей Украины. Студентов-взяточников к уголовной ответственности не привлекали. Многие из них признались в содеянном, а некоторые даже не знали, что таким образом за них все проблемы с поступлением решили родители.
Настоящий же босс медицинской мафии остался на свободе. Понятно, что престарелая работница деканата взяла все на себя за определенное вознаграждение. Кстати, эта женщина уже вышла на свободу. Получила ли она материальную благодарность от босса за то, что отсидела за него, неизвестно. Известно лишь, что нынче этот босс успешно работает в одной из симферопольских больниц.
Поэтому сыщик Васильев до сих пор считает дело медицинского вуза незавершенным, ведь главный преступник так и не понес заслуженное наказание.
фото: Хайри Усеинов
Tweet