Уметь воровать красиво…
Подпиленные гирьки, магнитики, придерживание чаши весов — это были лишь слабые попытки достичь коммунизма для отдельно взятой семьи. Уметь воровать красиво в те, советские, времена дано было людям, имевшим хорошее образование и исключительную наглость.
Споры о том, что было раньше — яйцо или курица, слово или Бог, его сказавший, — не прекращаются и сегодня. Но человек, которого дарвиновская обезьяна считала чем-то временным, всегда решал все по-своему. Дилемму «быть или не быть?» он оставлял Гамлету и Шекспиру, всегда выбирая первое. Так родились папы римские, короли, удельные князья, прокуроры, генсеки, народные депутаты и маленькие люди, желавшие жить не хуже, чем их обожравшиеся родственники по Адаму.
В стране развитого социализма, когда красные были хорошими, рационализаторская мысль, как говорят, low-класса работала так, что Запад завидовал, кусая от злости собственные гениталии. Мы брали все, что плохо лежало, и приспосабливали к тому, что сами делали не очень-то хорошо. В итоге получалось что-то весьма пристойное.
Правда, у одного отдельно взятого гражданина, который, тем не менее, гордился тем, что принадлежит к новой общности, которая зовется «советским народом», хотя и мечтал о джинсах. Он, гражданин, проносил шурупы в ботинках, гайки — в кепке, а спирт — в грелке, которую ухитрялся пришпандорить к спине или бедру. Но при этом ракеты летали, контакты на всех электрических схемах были обезжирены, гайки на винты навинчены, и танки были быстры.
Как-то мой батюшка, увы, уже отошедший в мир иной, «кинул рацуху» (благо инженер, и у него этих «рацух» — 39 штук плюс 18 изобретений), чтобы что-то там не подавалось, а лежало рядом. За это ему выписали премию 500 рублей. Так вот, он попросил, чтобы ему на эти деньги выписали алюминиевый уголок и немного досок. И знаете, что из этого получилось? Его вызвал директор и спросил: «Федор Дмитриевич, а зачем вам полторы тонны уголка и четыре куба обрезной доски? Берите деньгами, а уголок и доски найдете». То есть пронесете или вывезете так, чтоб никто ничего не знал…
Но круче всех тогда жила торговля. Приведу один пример.
Один из лучших «мухлежей» советского времени был состряпан в Киеве, в недрах шикарного отдела в горторговле под названием «Автоматторг», который ведал вопросами разлива газировки в городских «автопоилках». Может, кто помнит? С сиропом — по три, простая — по копейке. Сам аппарат состоял из «копилки» для монет, бесплатной, то есть неучтенной, водопроводной воды, десятилитровой банки с сиропом, баллона с углекислым газом и компрессора, который это все охлаждал до 16 градусов, согласно ГОСТу.
Газ должен был подаваться в воду под давлением около четырех атмосфер. (Сама же замена баллона стоила 200 рублей и производилась за наличные.) Так вот, наши кулибины от «Автоматторга» покумекали и нашли способ и народ напоить, и государству отдать должное, и самих себя не обделить. А фокус был простым. Компрессор, охлаждавший воду до госстандартов, «накручивали» в летнее время до максимума (до 10 — 12 градусов вместо положенных 16-ти), а подачу углекислоты сокращали вдвое. Человек, покупая водичку, только радовался, что она холодная. Что же касается количества газа в ней, то это его волновало в последнюю очередь, так как газ был.
А наши рационализаторы снимали с этого нехитрого изобретения вполне неплохой навар. В жаркие дни баллона с углекислым газом хватало на два дня. Учитывая, что газа в воду запускалось в два раза меньше, чем того требовали стандарты, кулибины получали почти такую же прибыль, как и «Автоматторг».
Обычно она составляла до 100 рублей с автомата в день, а таких вот аппаратов только в Киеве насчитывалось около тысячи. До сих пор остается загадкой, как мелочь переводилась в «хрусты». Но когда весь этот бизнес стал известен ОБХСС (видимо, кого-то из «мелких акционеров» обидели), то только на Крещатике обнаружили двенадцать нигде не зарегистрированных автоматов с газводой.
Голов тогда полетело много, кто-то из управления столичной торговли даже застрелился, но факт остается фактом: наш народ правильно понимал лозунг того дня: «Экономика должна быть экономной!».
Сегодня уже не встретишь такого элегантного надувательства: нас дурят, что называется, по полной, так как во главе всех афер стоит власть, которую, увы, не прищучишь и в тюрьму не посадишь.
Сергей Ковтуненко, СН
Tweet