27 февраля Би-би-си и HBO объявили о планах снять документальный фильм про Ди Би Купера, который в 1971 году захватил самолёт, получил выкуп в 200 тысяч долларов и спрыгнул с парашютом. С тех пор его больше никто не видел. Поиски продолжались до 2016 года, когда в ФБР рассказали, что, несмотря на изучение всех доказательств и использование современных технологий, установить личность угонщика не удалось. Авторы фильма поставили задачу найти ответ загадочному исчезновению Купера вместо спецслужб.
История преступника стала культовой и неоднократно отмечалась в поп-культуре, но куда меньше известны последствия того случая, а именно — добавление в конструкции самолётов «Лопатки Купера». Устройства, которое с тех пор препятствует открыванию двери в хвостовой части, пишет TJOURNAL.
Бомба, деньги, парашюты: история преступления
В ноябре 1971 года мужчина около 40 лет в деловом костюме купил билет на рейс 305 авиакомпании Northwest Orient Airlines. Самолёт Boeing 727-51 летел из Портленда в Сиэтл. Неизвестный представился Дэном Купером, но позже СМИ неверно передали его имя, и он превратился в Ди Би Купера.
Вскоре после взлёта мужчина вручил стюардессе записку, в которой говорилось, что в его портфеле бомба, и потребовал её сесть рядом. Она выполнила просьбу и заглянула в открытую преступником сумку: внутри лежали несколько красных цилиндров с проводами. Купер наказал девушке записать требования: четыре парашюта и 200 тысяч долларов двадцатидолларовыми купюрами. Стюардесса отправилась с этим посланием к пилоту.
Новостная программа 1971 года, в которой рассказывают об угоне самолёта человеком по имени Дэн Купер
После приземления самолёта в Сиэтле преступник освободил 36 пассажиров взамен на деньги с парашютами, привезённые властями. Однако задержал членов экипажа и приказал им лететь в Мехико. Около 20:00 преступник открыл заднюю дверь самолёта со встроенным бортовым трапом и выпрыгнул где-то между Сиэтлом и Рино. Что произошло с ним дальше — неизвестно.
ФБР начало расследование, которое получило название NORJAK. Первоначально считалось, что Купер хорошо разбирается в самолётах и служил в десанте. Через несколько лет в бюро решили, что угонщик не был опытным парашютистом: прыжок оказался слишком опасным, а преступник не заметил, что его запасной парашют предназначен только для тренировок. Это был так называемый «манекен», который используют в качестве учебного пособия. Из четырёх запрашиваемых парашютов Купер взял только два, а ещё из одного достал шнур, чтобы привязать к себе сумку с деньгами.
Компьютерная реконструкция прыжка Купера
За первые пять лет ФБР опросило около 800 человек: всех их отпустили за исключением некоторых подозреваемых. Первое время сотрудники бюро считали угонщиком Ричарда Флойда Маккоя, которого арестовали за похожий угон самолета и прыжок с парашютом через пять месяцев после случая с Купером. Однако потом его исключили из списка подозреваемых, так как мужчина не подходил по описанию двух стюардесс.
ФБР предполагало, что Купер мог не выжить после прыжка. Ведь запасной парашют оказался нерабочим, а одежда и обувь преступника не приспособлены к посадке в лесистой местности ночью. К тому же в этот день дул сильный ветер. Эта теория получила дополнительное развитие, когда в 1980 году мальчик Брайан Ингрэм нашёл на берегу реки недалеко от Портленда пакет, полный двадцатидолларовых купюр (всего 5800 долларов). Они соответствовали серийному номеру денег, полученных Купером в качестве выкупа.
Так как тело не нашли, бюро продолжило поиски. В 2009 году агент Ларри Карр, который занимался делом Купера, рассказал о догадках насчёт преступника. По его словам, угонщик служил в ВВС и в какой-то момент был направлен в Европу, где заинтересовался комиксами про лётчика «Дэн Купер». Так, вероятно, и появился его псевдоним.
По данным следователя, Купер работал на самолётах грузчиком. Так как в его обязанности входила выгрузка товаров из лайнеров, преступник должен был носить аварийный парашют на случай, если выпадет из судна. Поэтому мужчина косвенно знал устройство последнего.
К расследованию привлекали учёных, которые использовали для поиска современные технологии, недоступные для 1971 года, — спутниковые и GPS-карты. Они должны были помочь определить точное место обнаружения пакета с частью выкупа. Кроме того, используя электронный микроскоп, специалисты надеялись узнать, из какого региона пыль, оставленная на галстуке Купера. Но всё это не дало никаких плодов.
В июле 2016 года, после 45 лет безуспешных поисков, ФБР закрыло дело без вынесения окончательного вердикта. Агенты заявили, что бюро намерено сосредоточиться на других, более важных делах.
Вплоть до 2018 года в деревне Ариель штата Вашингтон, куда предположительно приземлился преступник, проводился мини-фестиваль «Дни Ди Би Купера». Участники мероприятия выдвигали гипотезы относительно судьбы угонщика, а также проводили конкурс на лучшего двойника.
Устройство «Лопатки Купера»
В 1972 году в США произошли ещё три похожих преступления. Одно из них совершил главный подозреваемый по делу Купера Ричард Маккой. Через пять месяцев после того случая он повторил действия известного угонщика, угрожая экипажу гранатой и требуя 500 тысяч долларов выкупа. После получения денег Маккой спрыгнул с парашютом. Однако его, в отличие от Купера, поймали и отправили в тюрьму.
В мае того же года уроженец Гондураса Фредерик Ханеман захватил самолёт авиакомпании Eastern Airlines. Он получил выкупом 303 тысячи долларов и спрыгнул с парашютом над родной страной. За голову Ханемана назначили награду в 25 тысяч долларов. В течение 28 дней преступник скрывался, но в итоге сам сдался властям.
Как правило, современные самолёты не имеют встроенных бортовых трапов в хвостовой части. Для посадки пассажиров на борт используют передвижные или телескопические трапы. В разговоре с TJ второй пилот Boeing 737 Иван Шпаков пояснил, что «Лопатка Купера» — пережиток прошлого. В настоящее время двери судна блокируются другим способом.
Какие меры применяются против угона самолётов
В 1987 году на борт рейса Pacific Southwest Airlines проник сотрудник «материнской» компании PSA Дэвид Бёрк, которого ранее отстранили за кражу выручки из самолётного бара. Он решил отомстить за увольнение.
Бёрк сдал два рабочих пропуска, но третий оставил себе. С помощью него он прошёл контрольно-пропускной пункт в аэропорту. Мужчина пронёс пистолет на борт, так как на КПП вопреки правилам его никто не досмотрел. Преступник расстрелял трёх членов экипажа и двух пассажиров, в том числе своего начальника. Затем он направил самолёт в пике. Все 43 человека на борту погибли.
После авиакатастрофы власти приняли несколько федеральных законов. В них требовалось незамедлительно изымать пропуски у сотрудников авиакомпаний и аэропортов после увольнения. Также работников обязали проходить через сканеры вместе с пассажирами для обнаружения запрещённых предметов.
Из других мер — запрет посторонним на посещение кабины пилота. Хотя раньше такое и допускалось, после ряда происшествий доступ к лётчикам ограничили. Когда пилоты занимают свои места, двери в кабину блокируются. На случай возникновения ЧС старшему бортпроводнику даётся код, которым можно открыть дверь. Комбинацию составляет служба безопасности и сообщает данные персоналу только перед вылетом. В нормальных обстоятельствах дверь открывает командир воздушного судна.
Если член экипажа хочет попасть в кабину, он с помощью переговорного устройства запрашивает разрешение у пилота. После разрешения входящий нажимает кнопку вызова на кодовой панели. В кабине пилотов раздаются звуковой и световой сигналы. Вызов длится три секунды. Далее пилот открывает дверь с помощью переключателя, который находится между креслами.
В США на рейсах могут присутствовать вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском, которые призваны обезвреживать захватчиков в чрезвычайной ситуации. Несмотря на то, что количество маршалов авиации с годами увеличивается, они не могут находиться на каждом самолёте и редко сталкиваются с реальной угрозой во время полёта. Поэтому критики ставят под сомнение необходимость существования такой службы и затрат на неё.
Немалую роль в профилактике угонов играют и службы безопасности аэропортов. Например, камеры с системой распознавания лиц анализируют данные реального пассажиропотока и идентифицируют в кадре лица из базы данных, а также «просматривают» архивные видеозаписи. Если лицо на кадре из видео совпадает с лицом на фото из базы преступников, программа посылает уведомление в приложение с локацией и данными о личности.
Кроме этого, для обнаружения преступников в аэропортах используют детекторы лжи. Со временем они вышли на новый уровень: это не только устройства, измеряющие физиологические показатели, но и цифровые полиграфы на базе искусственного интеллекта.
Автоматизированный терминал Avatar оснащён датчиками, которые оценивают движения глаз человека, изменения в голосе, жестах и осанке. Он задаёт путешественникам вопросы, а затем анализирует информацию, выявляя признаки лжи по непроизвольным микровыражениям, которые возникают при попытке обмануть. На основе этого сотрудник аэропорта решает, пропустить человека или задержать для дополнительной проверки.
Как менялась конструкция самолётов после других авиапроисшествий
В 1952 году авиакомпания British Overseas Airways Corporation приняла в эксплуатацию самолёты «Комета» фирмы «Де Хевилленд» — первые в мире реактивные коммерческие лайнеры. За следующие 12 месяцев три самолёта разрушились в воздухе. Из пассажиров никто не выжил.
В ходе расследования выяснилось, что во время полёта вокруг дверных проёмов и окон самолётов возникали трещины. Это произошло по причине усталости металла — накопления повреждений, которые приводят к разрушению — и из-за квадратной формы иллюминаторов. После этого инцидента самолёты получили привычные округлые окна.
Из находившихся на борту 46 человек 23 погибли, 16 получили ранения. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) не смог установить точную причину пожара. Одной из версий стало короткое замыкание: на двух проводах кабеля под туалетом изоляция отсутствовала и они, соприкоснувшись, могли вызвать искру.
Позже Федеральное авиационное управление США предписало оборудовать туалетные комнаты самолёта детекторами дыма и автоматическими огнетушителями. В течение пяти лет все реактивные лайнеры оснастили противопожарными материалами для сидений и аварийным освещением на полу, указывающим направление к выходу в условиях густого дыма.
В сентябре 1998 года на борту самолёта MD-11 авиакомпании Swissair также произошёл пожар. Причиной стало короткое замыкание в бортовой системе развлечений. Огонь быстро распространился из-за изоляционного материала — металлизированной плёнки, которая не была огнестойкой. Самолёт рухнул в залив, все 229 человек на борту погибли.
После изучения деталей Национальный совет по безопасности на транспорте рекомендовал провести инспекцию всех самолётов MD-11 на предмет расхождений в проводке. Организация потребовала повысить качество бортовых самописцев на всех пассажирских лайнерах: увеличить время записи до двух часов и установить для них автономные источники питания. В ходе крушения MD-11 чёрные ящики в какое-то время прекратили запись, и из-за этого расследованию не хватало информации.
В 2000 году лайнер «Конкорд» авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс по маршруту Париж — Нью-Йорк. Во время разгона по ВПП шина основного шасси повредилась, обломки покрышки пробили топливный бак, горючее воспламенилось, затем огонь перекинулся на двигатель. Через две минуты после взлёта самолёт рухнул на здание гостиницы в четырёх километрах от аэропорта. Погибли все 109 человек на борту, а также четыре человека на земле.
Повреждение шины произошло из-за наезда судна на титановую пластину McDonnell Douglas DC-10, которая отделилась от двигателя лайнера, взлетавшего по той же полосе. После авиакатастрофы полёты «Конкорда» приостановили, отправив на модернизацию всю программу. Бюро расследований авиакатастроф (BEA) рекомендовало:
- Собрать группу экспертов для решения вопроса по установке видеорегистраторов на борту самолётов;
- Авиакомпании Continental Airlines, чей самолёт «оставил» пластину на ВПП, провести техобслуживание всех лайнеров;
- Изучить возможность установки устройств для визуального обнаружения частей самолёта, скрытых от взора экипажа, или устройств для обнаружения повреждений этих частей.
В 2001 году полёты «Конкордов» возобновились, но скоро коммерческие самолёты ожидал новый удар — теракт 11 сентября. Эксплуатация лайнеров начала приносить убытки, поэтому в 2003 году все «Конкорды» стали экспонатами авиамузеев (TJ подробно рассказывал про историю сверхзвукового самолёта).
В 2009 году самолёт Airbus A330-203 авиакомпании Air France выполнял рейс по маршруту Рио-де-Жанейро — Париж. Почти через четыре часа после взлёта лайнер рухнул в воды Атлантического океана и полностью разрушился. Погибли все 228 человек на борту.
К крушению привели ошибки пилотов и технические неполадки. Основной причиной стало то, что кристаллы льда забили каналы датчиков воздушного давления, так называемых трубок Пито. После этого самолёт начал постепенно снижаться. Пилоты не заметили снижения, несмотря на предупредительные сигналы. После катастрофы авиакомпания Air France заменила датчики скорости на всех самолётах Airbus на более новую модель.
Рейс 370 Куала-Лумпур — Пекин, выполнявшийся 8 марта 2014 года лайнером Boeing 777, исчез в небе через 40 минут после взлёта. На его борту находилось 239 человек, которых в 2015 году признали погибшими. Установить причину пропажи судна так и не удалось. В 2016 году Совет ИКАО, специализированное учреждение ООН по вопросам авиации, объявил о внесении правок в Чикагскую конвенцию. Среди них оказались:
- Оснастить самолёты автономными устройствами слежения, которые в ситуации бедствия могут автономно передавать информацию о местоположении минимум раз в минуту;
- Оснастить самолёты средством для своевременного восстановления и предоставления данных бортового самописца;
- Увеличить продолжительность записей бортового речевого самописца до 25 часов, чтобы они включали все этапы полёта при всех видах эксплуатации.
Поправки должны вступить в силу до 2021 года.