История масштабной фальсификации: миллион «для нужд Анголы»

В 1930 году военный суд Португалии начал слушания по делу о поистине гениальной афере. Обвиняемые – Адольф Густав Хеннис, Карел Меранг ван Иссельвеере, Жозе душ Сантуш Бандейра и идейный вдохновитель и организатор преступления – Артур Вергилио Альвес Рейс. История совершения этого выдающегося мошенничества впечатляет не только размахом, но и несовершенством системы контроля нотариальных и других юридически значимых действий. Действия, предпринятые этим выдающимся мошенником, были беспрецедентными. Не хватало статей уголовного кодекса Португалии, чтобы квалифицировать весь букет совершенных ним преступлений: это и заговор, и подделка договоров и писем, использование фальшивых документов, изготовление в обход закона 580 тысяч банкнот и их частичная эмиссия.

В июле 1924 года Артур Рейс приступил к реализации своей выдающейся идеи, заключавшейся в изготовлении суммы эскудо, эквивалентной 1 млн фунтов стерлингов, «для нужд провинции Ангола». С этой целью, прежде всего, им был изготовлен бланк на трех листах. Два из них содержали текст безобидного контракта, а на третьем стояла лишь надпись «Совершено в двух экземплярах и подписано». Эти бумаги были предоставлены нотариусу, а позднее, для верности, еще и удостоверены британским, французским и немецким консульствами. Далее Рейс составил «настоящий» договор на двух листах и перевел его на французский язык. Приложив к нему удостоверенную нотариусом и консулами третью страницу, он получил соглашение, согласно которому Артур Альвейс Рейс является полномочным представителем некой организации, намеревающейся предоставить Анголе солидный кредит в эскудо. В качестве последнего штриха на третьей странице договора появились подписи управляющего Банка Португалии Камачо Родригеса и его заместителя Ж. да Мотта Гомеша, которые мошенник просто скопировал с банкнот и обвел чернилами, а также министра финансов и представителя Анголы. Проверять подлинность подписей никому и в голову не пришло, ведь они были нотариально удостоверены.

Контракт выглядел настолько идеально, что при «презентации» работы даже компаньоны не заметили подлога.

Банкноты было решено печатать в Англии. Шаг дерзкий, но оправданный, ведь фирма «Ватерлоо и сыновья» выполняла заказы самого Банка Португалии, и их банкноты были бы неотличимы от оригинальных. Откомандированный и снабженный всевозможными рекомендательными письмами Карел Меранг быстро убедил «Ватерлоо» в необходимости помочь «банку Португалии» в эмиссии необходимой суммы. Рекомендательные письма были предоставлены Сантушем Бандейрой, португальским консулом в Гааге. Для большей уверенности типография все-таки обратилась к Банку с официальным запросом о полномочиях господ Маранга и Рейса, но вовремя перехваченный курьер через неделю вернулся с ответом, подтверждающим полномочия представителей.

Итак, имея на руках нотариально удостоверенные договоры между Банком Португалии и представителем Анголы, а также колониальным правительством и Рейсом, «Ватерлоо и сыновья» перестали колебаться и преступили к выполнению заказа.

10 февраля 1925 года Карел Меранг привез из Лондона первую партию банкнот с изображением Васко да Гамы — достоинством в 500 эскудо на общую сумму в 10 миллионов. В марте 1925 года в Лиссабоне находилось уже более 180 тыс. таких банкнот. Рейсом и Хеннисом на эти деньги был основан банк «Банко Ультрамарине» с уставным капиталом в 20 млн эскудо.

Мошенникам уже казалось, что все прошло идеально. Даже когда в апреле 1925 года появились сообщения о наплыве фальшивых денег (что не удивительно, купюры печатались с дублированием номеров уже существующих банкнот), администрация Банка Португалии, после проведения надлежащей экспертизы, опубликовала в газете «Диарио ди нотисиаш» заявление, что «для беспокойства по поводу якобы появившихся в обращении фальшивых ассигнаций в 500 эскудо нет никаких оснований». Но 4 декабря 1925 года стал роковым днем для Рейса и компании. Ровно через год после первого обращения аферистов в «Ватерлоо и сыновья» на пороге многолетней типографии ценных бумаг возник банкир из Порту. Он недвусмысленно заявил о существовании большого количества банкнот с идентичными номерами… Тревога была поднята.

Весь декабрь в Португалии был ознаменован арестами. Не миновал этой участи и Артур Рейс. Следствие по делу длилось более 4х лет. Именно столько времени понадобилось для выяснения всех деталей.

Приговор был оглашен 19 июня 1930 года в Лиссабоне. Адольф Густав Хеннис, Жозе душ Сантуш Бандейра и Артур Вергилио Альвес Рейс получили по 8 лет заключения в каторжной тюрьме и по 12 лет ссылки в колонии. Остальные обвиняемые были приговорены к менее длительным срокам.

Банк Португалии обращался в суд в Гааге для возмещения убытков, но иск был отклонен.

Ольга Стеценко, Юридическая практика

You may also like...