Оружие, погубившее своих создателей

По какому-то непостижимому капризу судьбы трем выдающимся конструкторам, создателям танка, самолета и пулемета, сыгравших важную роль в исходе Второй мировой войны, суждено было умереть в год принятия их творений на вооружение. Двое из них – наши соотечественники, один – англичанин. Танковый пробег

Главный конструктор Михаил Кошкин Вряд ли нужно кого-либо убеждать в том, что Т-34 был лучшим средним танком Второй мировой войны. Роль этой машины в Победе просто невозможно переоценить…

5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в испытательный пробег по маршруту Харьков — Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин (на фото) возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также танки — конкуренты, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По просьбе Сталина механики-водители проехали по площади. Осмотрев «тридцатьчетверку», Сталин одобрительно отозвался о ней, назвав новый танк «первой ласточкой».

В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он по настоянию врачей был госпитализирован.

Показ танков в Кремле стал переломной вехой в истории создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. В Харькове закипела работа по подготовке серийного выпуска «тридцатьчетверки».

Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь обострилась. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался в сентябре 1940 года в санатории под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения…

Небесный «огневержец»

Конструктор Реджинальд МитчеллВ мае 1940 года немецкие войска начали наступление во Франции, Бельгии и Голландии. Ожесточенные бои шли и на земле, и в воздухе. Исследователь Дмитрий Назаров отметил один новый фактор воздушной войны, с которым пришлось столкнуться немецким летчикам: «В этом сражении «Мессершмитту» впервые пришлось встретить противника, равного себе. Это был новый английский истребитель «Спитфайер» МК-1 (часто употребляется написание «Спитфайр» — авт.) конструктора Реджинальда Митчелла» (на фото)…

Вот как охарактеризовал позже этот самолет один из лучших пилотов люфтваффе — капитан Вернер Мельдерс, испытывавший трофейный «Спитфайер»: «Он хорошо слушается руля, легок, маневрен и практически не уступает в летных характеристиках нашим Bf-109» («Мессершмитт» — прим. авт.).

А после разгрома Франции и начала гигантского воздушного сражения, вошедшего в историю под названием «битва за Англию» ценность «Спитфайера» стала очевидной. Уж очень заметно он превосходил по летным данным другой британский истребитель — «Харрикейн».

Неслучайно в войну англичане предпочли отправлять в СССР по ленд-лизу именно «Харрикейны», приберегая «Спитфайеры» для себя. Как говорится, на тебе, боже, что нам не гоже…

Советский авиаконструктор А. Яковлев так в своих воспоминаниях рассказал о первой встрече с замечательным истребителем на Королевском воздушном параде в Англии в 1936 году: «К самолету «Спитфайер» посетители близко не допускались: истребитель был новейшим военным секретом Англии. Вокруг машины натянули канат, закрывавший доступ. Никаких объяснений, связанных с этой машиной, не давалось. И лишь гораздо позже, во время войны, я узнал о конструкторе самолета «Спитфайер» Реджинальде Митчелле. Он умер в 1937 году, когда его машина была принята в серийное производство. В переводе на русский язык «Спитфайер» значит «огневержец».

Уже через несколько лет после смерти Митчелла англичане назовут его конструкторским гением…

Испытания жизни

Петр Максимович ГорюновТретьим конструктором, скончавшимся в год принятия его детища на вооружение, был Петр Максимович Горюнов (на фото).

3 марта 1943 года был подписан «Приказ о награждении изобретателей Горюнова П.М., Воронкова В.Е. и Горюнова М.М.» в котором сказано: «За создание хорошего образца станкового пулемета награждаю изобретателей тт. Горюнова Петра Максимовича, Воронкова Василия Ефимовича и Горюнова Михаила Михайловича по 5000 рублей каждого. Заместитель Народного комиссара обороны маршал артиллерии Воронов».

Но 23 декабря 1943 года, вернувшись из поездки в Москву, где на курсах «Выстрел» заканчивались испытания его пулемета, Петр Максимович Горюнов скоропостижно скончался.

Поразительное совпадение в судьбах трех конструкторов. А, может быть, это вовсе не совпадение? Может быть, они слишком много сил вкладывали в свои творения и уходили, успев сделать главное в своей жизни? Кто знает…

Максим Кустов, Столетие

Читайте также: