По какому-то непостижимому капризу судьбы трем выдающимся конструкторам, создателям танка, самолета и пулемета, сыгравших важную роль в исходе Второй мировой войны, суждено было умереть в год принятия их творений на вооружение. Двое из них – наши соотечественники, один – англичанин. Танковый пробег
5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в испытательный пробег по маршруту Харьков — Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин (на фото) возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также танки – конкуренты, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По просьбе Сталина механики-водители проехали по площади. Осмотрев “тридцатьчетверку”, Сталин одобрительно отозвался о ней, назвав новый танк “первой ласточкой”.
В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он по настоянию врачей был госпитализирован.
Показ танков в Кремле стал переломной вехой в истории создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. В Харькове закипела работа по подготовке серийного выпуска “тридцатьчетверки”.
Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь обострилась. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался в сентябре 1940 года в санатории под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения…
Небесный “огневержец”
Вот как охарактеризовал позже этот самолет один из лучших пилотов люфтваффе — капитан Вернер Мельдерс, испытывавший трофейный “Спитфайер”: “Он хорошо слушается руля, легок, маневрен и практически не уступает в летных характеристиках нашим Bf-109” (“Мессершмитт” – прим. авт.).
А после разгрома Франции и начала гигантского воздушного сражения, вошедшего в историю под названием “битва за Англию” ценность “Спитфайера” стала очевидной. Уж очень заметно он превосходил по летным данным другой британский истребитель – “Харрикейн”.
Неслучайно в войну англичане предпочли отправлять в СССР по ленд-лизу именно “Харрикейны”, приберегая “Спитфайеры” для себя. Как говорится, на тебе, боже, что нам не гоже…
Советский авиаконструктор А. Яковлев так в своих воспоминаниях рассказал о первой встрече с замечательным истребителем на Королевском воздушном параде в Англии в 1936 году: “К самолету “Спитфайер” посетители близко не допускались: истребитель был новейшим военным секретом Англии. Вокруг машины натянули канат, закрывавший доступ. Никаких объяснений, связанных с этой машиной, не давалось. И лишь гораздо позже, во время войны, я узнал о конструкторе самолета “Спитфайер” Реджинальде Митчелле. Он умер в 1937 году, когда его машина была принята в серийное производство. В переводе на русский язык “Спитфайер” значит “огневержец”.
Уже через несколько лет после смерти Митчелла англичане назовут его конструкторским гением…
Испытания жизни
3 марта 1943 года был подписан “Приказ о награждении изобретателей Горюнова П.М., Воронкова В.Е. и Горюнова М.М.” в котором сказано: “За создание хорошего образца станкового пулемета награждаю изобретателей тт. Горюнова Петра Максимовича, Воронкова Василия Ефимовича и Горюнова Михаила Михайловича по 5000 рублей каждого. Заместитель Народного комиссара обороны маршал артиллерии Воронов”.
Но 23 декабря 1943 года, вернувшись из поездки в Москву, где на курсах “Выстрел” заканчивались испытания его пулемета, Петр Максимович Горюнов скоропостижно скончался.
Поразительное совпадение в судьбах трех конструкторов. А, может быть, это вовсе не совпадение? Может быть, они слишком много сил вкладывали в свои творения и уходили, успев сделать главное в своей жизни? Кто знает…
Максим Кустов, Столетие