И почему рядом с туристическими курортами взрываются бомбы, гибнут люди и строится исламистский халифат.
В 1945 году сын последнего султана Паттани Тенгку Махмуд Махиддин сказал, что если вопрос южных территорий Таиланда не решится в ближайшее время, эти земли превратятся в ад. Спустя 70 лет это предсказание близко к истине. Несколько небольших исламских провинций на юге Таиланда, у самой границы с Малайзией, стали зоной боевых действий, где не действуют никакие законы. Здесь ежегодно гибнут сотни людей всех вероисповеданий, а работа на государство считается весомой причиной для казни.
Официальный Бангкок несколько десятилетий пытается встроить южные территории, населённые мусульманами-малайцами, в социально-экономическую жизнь страны. Все попытки оказались неудачными и в итоге привели к гражданской войне, начавшейся в 2004 году и до сих пор не закончившейся. Она унесла уже более семи тысяч жизней, и это, возможно, не предел. И если раньше малайцы хотели всего лишь широкой автономии для своего региона, то теперь многие из них грезят о халифате на юге Таиланда.
Дикий, дикий Юг: мусульмане против буддистов
Крайний юг Таиланда – это несколько провинций у самой границы с Малайзией (Сонгкхла, Паттани, Наратхиват, Яла) с общим населением чуть более трёх миллионов человек. Эти земли в 13 веке вошли в малайский султанат Паттани, а в 1909 году, когда тот пришёл в упадок и прекратил существование, вошли в состав Сиама (название Таиланда в 1238-1932 годы) по Англо-сиамскому договору.
80% современного тамошнего населения – малайцы-яви, мусульмане-сунниты. В 20 веке их оторвали от своей этнической и религиозной общности и сделали частью ментально чуждого тайского государства. Официальный Таиланд навязывал малайцам свои обычаи, культуру, нравы, язык, вызывая у них отторжение.
Тайцев-буддистов в этих регионах немного, но они – элита и средний класс этих провинций. Такое разделение по имущественному признаку вкупе с недальновидной национальной политикой Таиланда в 20 веке заложило основы конфликта между двумя народами. В 1957 году соседняя Малайзия получила независимость, и в приграничных территориях Таиланда началась партизанская война, поддержанная Компартией Малайзии.
Противостояние ослабло в 1990-е, когда Бангкок нормализовал обстановку на юге страны, отказавшись от силовых акций, а коммунистическое движение по всему миру пошло на спад. Регион экономически восстановился, начали развивать образование с учётом религии малайцев, а лидерам повстанцев объявили политическую амнистию. В подполье действовали националистические, исламистские и светские группировки, которые ставили перед собой разные цели, видели друг в друге конкурентов и не сотрудничали.
В это время яви проводили лишь мирные протесты, давая понять, что их проблемы всё же не решены до конца. Количество людей за чертой бедности в трёх малайских провинциях снизилось с 610 тысяч в 2000 году до 310 тысяч в 2004 году. Но именно в этих провинциях жило 45% людей, живущих за чертой бедности, со всего юга страны.
Мусульманам сложнее получить работу из-за отсутствия образования. В южных провинциях на государственных постах работали 19,2% буддистов и всего 2,4% мусульман. Если малаец не знает тайский язык, не обучался в тайских школах, то такую работу получить ему не удастся.
Почти все яви живут в сёлах с невысоким уровнем жизни и плохим образованием. Они слабо представлены даже в местных органах власти, а их территории до сих пор плохо интегрированы в экономико-социальную жизнь страны. Несколько яви пробились на высокие посты в правительстве страны, но это скорее исключение, чем правило.
Формально в стране уже давно нет дискриминации мусульман, но малайцы до сих пор недовольны национальной и религиозной политикой властей. У яви есть одно основное требование к властям страны – дать независимость южным провинциям. У лидеров повстанцев разнились мнения по поводу дальнейшей судьбы региона. Одни считают, что надо опять восстановить на этих землях Великую Паттани, другие уверяют, что вместо этого нужно присоединиться к Малайзии.
Первые бои
Ситуация на юге ухудшилась в 2001 году, когда премьер-министром Таиланда стал Таксин Чинават. Он хотел решить проблему яви силой, и это вызвало их противодействие. В их среде возродились старые и появились новые группировки, настроенные на вооружённую борьбу.
Официально война началась 4 января 2004 года, когда боевики напали на военную базу в Наратхивате, убив четырёх солдат и похитив около 350 автоматов М-16. В ту же ночь на юге страны сожгли 18 школ. Лишь тогда Бангкок официально признал, что в стране есть проблемы с сепаратизмом. До этого власти списывали всё на мафиозные разборки и считали, что всё это – часть заговора по подрыву туристической индустрии Таиланда.
28 апреля около сотни малайцев, в том числе и подростки, напали на полицейские участки в Паттани. Большая часть нападавших погибла, выжившие 32 подростка укрылись в 425-летней каменной мечети «Круе Се». Спецназ пошёл на штурм здания, и в результате все юноши погибли. Всего же в тот день погибли более 110 человек, среди них и несколько силовиков.
По мнению малайцев, эта атака стала жестом отчаяния, а нападавшие имели с собой в основном ножи. Лишь несколько человек пришли с пистолетами, и потому полицейские так легко отбили атаку. Силовики сами отвезли выживших в «Круе Се» и устроили показательную расправу. В пользу этого говорят слова сенатора Краисака Чунхавана, что всех в мечети убили выстрелами в голову.
«Круе Се» неслучайно стала местом казни. Это древнейшая мечеть Южного Таиланда, символичная для малайцев. Она сохранилась со времён султаната Великая Паттани и свидетельствовала о былом могуществе яви.
Следующий эпизод насилия на юге произошёл в октябре того же года. Тогда в городе Так-Баи близ малайзийской границы полиция схватила шестерых яви, обвинив их в поставках оружия боевикам. Местные жители устроили протест, чтобы этих людей освободили. В ответ власти выдвинули армию и полицейские спецподразделения.
Силовики применили табельное оружие, на месте убив семь человек. Полиция захватила сотни демонстрантов, повезла их на грузовиках в участок и так плотно набила машины людьми, что в пути 78 человек умерли от нехватки кислорода. Чинават всецело поддержал действия силовиков.
Малайцы наносят ответный удар
Эти события озлобили малайцев. Возле полицейских участков и военных баз регулярно стали взрываться бомбы. Буддистские школы, монастыри, административные здания регулярно подрывали и поджигали. Монахов-буддистов, учителей, врачей, продавцов свинины и их покупателей жестоко убивали. Боевики часто обезглавливали своих жертв.
В январе 2004 года на юге ввели военное положение. В монастырях и школах стали постоянно дежурить военные. Монахи покидали монастыри на бронированных машинах в сопровождении армии. Много этнических тайцев уехали в другие части страны, а те, что остались, проживают в хорошо вооружённых анклавах. Госслужащим доплачивали за рискованную работу на юге, а учителям разрешили носить с собой в школу пистолеты. Ряд судей попросил перевода в другой регион, когда от рук боевиков погибли несколько их коллег.
После свержения Чинавата в ходе бескровного переворота осенью 2006 года к власти пришли военные. Они начали переговоры с повстанцами при участии нового премьер-министра Сураюда Чуланонта и главкома Королевской армией Сонтхи Буньратглина, выходца из мусульманской семьи. Встреча прошла в соседней Малайзии.
Тамошние власти, уважая территориальную целостность соседей, помогали мирному процессу. Но переговоры быстро зашли в тупик. Вскоре правительство объявило, что повстанцы яви связаны с «Талибаном» и «Аль-Каидой».
В 2011 году конфликт стал полноценной гражданской войной, но именно тогда тайское правительство вновь начало вести переговоры с лидерами боевиков. В мае 2014 года правительство возглавил главком Королевской армией Таиланда Прают Чан-Оча, который проводил безуспешные переговоры с сепаратистами. Последний громкий теракт произошёл ночью 6 ноября 2019 года в Яле: боевики атаковали блокпост службы безопасности и убили 15 человек.
На полях сражений
Официальный Таиланд использует против боевиков Королевскую полицию, Королевские вооружённые силы и добровольцев. На стороне Бангкока выступают Малайзия, Индонезия и США. На юге Таиланда размещено около 60 тысяч силовиков. Это не всегда помогает предотвратить очередной теракт.
Общее число боевиков, скрывающихся в джунглях, оценивается в 5-20 тысяч человек. Большинство из них – местные подростки и юноши. Они плохо вооружены и подготовлены, но всё равно доставляют проблемы таиландской армии – одной из лучших в регионе.
Радикалы отошли от типичной для Юго-Восточной Азии партизанской войны и перешли к террору. Это бьёт по туризму и лишает государство важной части доходов. Мощным атакам боевики предпочитают точечные атаки в разных местах с относительно небольшим количеством жертв.
Жертвами боевиков становятся не только буддисты, но и умеренные мусульмане из местной общины, выступающие за мирное сосуществование с государством или работающие на него. Бывали случаи, когда террористы расправлялись с мусульманами прямо в мечетях.
Местные буддисты, не полагаясь на помощь государства, порой берут правосудие в свои руки. Добровольцы из местного населения, помогающие силовикам поддерживать порядок в регионе, тренируются на территории буддистских храмов. Среди добровольцев есть и мусульмане, но им не доверяют и принимают их крайне неохотно. Силы безопасности боятся, что получив оружие, те сразу же передадут его боевикам.
Зачистки малайский селений – главный метод таиландских силовиков. Они стараются пресечь сотрудничество местных жителей и боевиков. Последних всё равно поддерживают мирные яви, и те укрывают единоверцев во время облав и спецопераций. Боевики и сами часто провоцируют силовиков на немотивированную агрессию во время спецопераций, что снижает авторитет государства у местных жителей.
Иногда во время допросов мусульмане погибали или просто пропадали без вести. По данным Human Right Watch, за всё время конфликта, попав к силовикам, бесследно исчезли 20 человек. Нарушения прав человека фиксировала и Азиатская комиссия по правам человека. По её сведениям, военные пытали малайцев, обжигали их тела сигаретами, приковывали на цепь к собакам и разбивали пивные бутылки им о колени.
Тайским силовикам мешает непонимание малайского менталитета и негласная конкуренция между военными и полицией. Многие местные полицейские коррумпированы, связаны с мафией, участвуют в наркоторговле, и армейские командиры презирают их за это и не всегда согласуют с ними свои действия, что ведёт к неразберихе.
Силовики привыкли бороться против малайских националистов, но в борьбе против исламистов им мало помогли имеющиеся навыки. Тайское правительство упустило момент, когда исламисты набрали силу и укрепились в мятежных провинциях.
Халифат на Таиланде
В последние годы «кадровый состав» боевиков обновляется. Если раньше радикалы были прежде всего националистами, то для молодёжи куда важнее религиозный вопрос. Ради него они идут на контакт с международными террористическими организациями и устраивают немотивированный террор. Теперь одна из важнейших целей боевиков – основание нового халифата.
Для нового поколения боевиков не важна символика, прославление лидеров, стремление взять на себя ответственность за теракты. Они отказываются от этого в пользу секретности. «Старые» боевики уважают их за активность и пассионарность, хотя молодые джихадисты пренебрегают культурными традициями и наследием яви, считая их предателями ислама.
К началу 21 века они уже набрали столько бойцов, чтобы продолжить борьбу за освобождение региона. Впервые эту проблему в 2007 году признал генерал Ватаначай Чаймуанвонг, сказав, что местные сепаратисты перенимают тактику ближневосточных исламистов, обезглавливая людей и убивая случайных жертв.
Исламисты добиваются своих целей в регионе как уважением, так и угрозами. Они запрещают местным жителям работать в пятницу, заставляя их устраивать из неё день молитвы и убивая или калеча ослушников. Местным имамам боевики запрещают хоронить тех мусульман, кто сотрудничал с властями и получал от них зарплату, по исламским обычаям.
Старший преподаватель кафедры филологии стран ЮВА Восточного института ДВГУ Анна Симонёнок считает, что религиозный перекос конфликта связан с расширением международного терроризма и популярностью радикального ислама по всему миру. Главным же координатором действий малайских сепаратистов считают ИГИЛ.
У исламистов схожие цели с малайскими сепаратистами – построение халифата. Но ни сами активисты, ни правительство Таиланда не связывают боевиков с международными террористами. Летом 2011 года главком Королевской армии и будущий премьер-министр, Прают Чан-Оча сказал, что сепаратистов финансируют из-за рубежа, в том числе на деньги за счёт контрабанды нефти и наркотиков.
Для Бангкока важно сохранить доход от туризма, и он не только предотвращает теракты, но и публично преуменьшает угрозу исламистов и ограничивает публичные разговоры об этом. Страна даже официально не входит в коалицию по разгрому ИГИЛ, чтобы не навлечь гнев террористов.
Но благодаря своей открытой визовой политике для поддержки туризма и развитому криминальному рынку выпуска поддельных документов Таиланд популярен среди боевиков со всего мира как место для убежища и транзита. Несмотря на опасность, Таиланд всё равно остаётся популярным у российских туристов. В 2018 году страну посетили около полутора миллиона россиян.
Надежды на выход из положения
Конфликт длится так долго в том числе и из-за близости малайзийской границы. Официальный Куала-Лумпур поддерживает Таиланд, но население страны поддерживает своих единоверцев. Малайзийские мусульмане обеспечивают яви информационную поддержку. Во время спецопераций силовиков боевики часто укрываются на территории Малайзии.
Профессор Национального военного колледжа в Вашингтоне и специалист по вопросам политики и безопасности в Юго-Восточной Азии Закари Абуза считает, что в прекращении конфликта помогли бы религиозные лидеры с обеих сторон. Но если среди исламских священников есть разные мнения о войне, от примирения до создания халифата, то буддисты едины в своём мнении – продолжать войну. Никто не призывает к межрелигиозному диалогу и не осуждает излишнюю жестокость силовиков. Это ведёт к тому, что пропасть между двумя общинами в регионе только увеличивается.
По мнению политолога Анны Симонёнок, у властей Таиланда нет рычагов, чтобы повлиять на ситуацию на юге страны. В обществе периодически поднимается разговор о том, чтобы всё-таки дать яви независимость и прекратить насилие, но официальный Бангкок не хочет идти на это.
В 2017 году тайское правительство заговорило о возможном создании «специальной административной зоны» на юге Таиланда и предоставить малайским территориям большую автономию. Однако тамошние жители настроены слишком радикально и вряд ли удовлетворятся этим. Ведь чтобы вывести мусульман из-под влияния радикалов, нужно экономически развивать регион и снимать с него культурную и социальную изоляцию.
Автор: Игорь Николаев; Tjournal