Обзор кремлевской дезинформации: старая ложь, еврейские банкиры и «зеленые» диктаторы

старая ложь, еврейские банкиры и «зеленые» диктаторы

Se non è vero, è molto ben trovato — «Если это и неправда, то хорошо придумано». Эту фразу приписывают итальянскому астроному и философу Джордано Бруно, казненному в Риме за ересь в 1600 году. К сожалению, когда речь идет о прокремлевской дезинформации, ложные заявления редко стараются выстроить изящно.

Арабская служба федерального российского рупора «Спутник» представила старый фейк об умирающем британском шпионе, который на смертном одре признается в многочисленных убийствах на службе Ее Величества. Принц Филипп якобы лично поручил ему убить принцессу Диану. История об умирающем шпионе — это миф, который регулярно всплывает на поверхность, хотя его уже неоднократно опровергали. Эта история не только не соответствует действительности, но и выполнена тяп-ляп.

Недавний обмен пленными между Россией и Украиной также использовали для довольно грубо сработанной дезинформации. Прокремлевские телеканалы утверждают, что обмен заключенными доказывает, что война на самом деле является внутренним украинским конфликтом, гражданской войной, поскольку большинство заключенных, отправленных в Москву, являются гражданами Украины.

Давайте обвиним Польшу!

Кремль продолжает пытаться обелить свою роль в событиях, ведущих к началу Второй мировой войны: Россия была вынуждена подписать пакт Молотова-Риббентропа, потому что западные державы отказались сотрудничать с Россией в борьбе против Гитлера. Если говорить конкретнее, в развязывании войны якобы следует винить Польшу! А территория, которая была «передана» России согласно секретному протоколу, была всего лишь землей, оккупированной Польшей после Первой мировой войны. Сегодняшняя Польша, заявляет Спутник на немецком (Sputnik Deutschland), является всего лишь исполнителем антироссийской информационной кампании НАТО.

НАТО остается излюбленной целью дезинформационных усилий Кремля. Понятие о «русской угрозе» выдумано НАТО специально, чтобы оправдать расширение альянса в направлении границ России. Немецкие СМИ, как мы узнаем из материалов Sputnik Deutschland, присоединяются к общему хору, распространяя «русофобию», чтобы сделать немецких избирателей глупее.

Согласно прокремлевской дезинформации, НАТО уже контролирует страны Балтии и Польшу и теперь пытается вцепиться зубами в Украину. Босния, по всей вероятности, также будет быстро «поглощена НАТО». Ели бы не подлинные народные восстания в Крыму и на Донбассе, военные базы НАТО уже были бы повсюду. В конце концов, НАТО — это просто новый вид «американского колониализма».

Очевидные заговоры

Заговоры остаются излюбленным инструментом дезинформационного инструментария Кремля. Сербская служба «Спутника» бесстыдно распространяет существующие с давних пор заговоры о еврейских банкирах и выдвигает предположение, что «семья Ротшильдов» создала Эммануэля Макрона. Антисемитизм всегда можно использовать в заговорах. Например, можно предположить, что «англо-сионистская империя» организовала убийство Григория Распутина. «Спутник» продолжает эту антисемитскую традицию, утверждая, что сама концепция теории заговора — это ни что иное как заговор, созданный евреями.

Согласно заявлениям финансируемого Кремлем агентства RT почти такими же злыми, как еврейские банкиры, являются западные СМИ и климатические активисты, которые призывают к «полной отмене воздушных и автомобильных перевозок, а также контролируемых правительством программ перераспределения богатств, которые выходят за рамки любых фантазий коммунистов 20-го века». «Зеленая» диктатура», так пишет о них RT. Еще один прокремлевской сайт, Stoletie.ru, умудряется выдвинуть взаимоисключающие предположения о том, что изменение климата — это обман, и что Запад выступает против него, потому что на самом деле Россия сможет извлечь выгоду из глобального потепления.

Длинный список заговоров продолжается. Украиной правят США, или она тайно пытается спровоцировать ЕС и США на войну с Россией. Фашисты в Киеве хотят применить ядерное оружие для уничтожения русскоязычного населения. Единственная задача Объединенной следственной группы (JIT) заключается в том, чтобы обвинить Россию в катастрофе рейса MH17.

Прокремлевские дезинформационные СМИ полагаются на несколько проверенных временем клише. Виноваты банкиры. Виноваты еврейские банкиры! Виновата Польша! Кроме того, всегда можно разыграть нацистскую карту или сослаться на суперсекретный заговор!

По кремлевской логике, зачем использовать факты, когда можно положиться на предрассудки и предубежденность?

Вернемся в 1969 год. Советский моряк бросает бутылку с письмом с корабля в воды Тихого океана. Пятьдесят лет спустя бутылку выбрасывает на берег Аляски, где ее находит местный житель.

Телеканал «Россия 1» бросается выяснять, жив ли еще автор письма – и находит его, вышедшего в отставку офицера, в Севастополе.

Эту трогательную историю показали по российскому телевидению, а позже ее подхватили многие СМИ по всему миру. Но правдива ли она? Телеканал «Дождь» не был в этом убежден.

Новая бутылка, свежие чернила, бумага формата А4

В последнем выпуске еженедельной программы «Fake News» журналисты «Дождя» расследовали новость о письме в бутылке, которую сняли их коллеги с телеканала «Россия 1». По мнению независимых журналистов, сюжет вызывает ряд вопросов.

Почему бутылка выглядит абсолютно новой, а не так, словно полвека провела в океане? Почему письмо в бутылке так хорошо сохранилось, а чернила не размыты? И почему оно написано на листе А4 учитывая, что этот формат бумаги не был стандартным в Советском Союзе?

Телеканал «Дождь» также отметил, что в своем интервью вышедший в отставку офицер заявил репортеру телеканала «Россия 1», что не опознает свой почерк, хотя далее в интервью узнает упомянутое в письме название «Востокрыбхолодфлот».

Слишком хорошо, чтобы быть правдой?

Размах этого сюжета телеканала «Россия 1» почти эпичный: он связывает Аляску, бывшую российскую территорию, с сегодняшним украинским Крымом, который согласно официальному дезинформационному нарративу Кремля «вернулся», когда Россия захватила и противозаконно аннексировала ее в 2014 году.

Подобным образом этот сюжет возводит мост между воспоминаниями о Советском Союзе и имперскими мечтами современной Российской Федерации после аннексии Крыма.

А если добавить трогательный человеческий ракурс, то история вливается идеально – а по мнению некоторых, включая независимый телеканал «Дождь», слишком идеально – в кремлевский геополитический нарратив.

Источник: The Disinformation Review

Читайте также: