Безрадостный юбилей. Киевский метрополитен – родом из прошлого
Во что сейчас превратился Киевский метрополитен, мы все видим ежедневно – в рекламно-торговое, коммунально-замызганное и планово-убыточное предприятие. Метрополитен стал “майданом” для попрошаек и карманников всех мастей. Столичный метрополитен сегодня – это не лицо столицы, это, скорее, лицо жулика Лесика Довгого и проходимца Лени Черновецкого.
Во что сейчас превратился Киевский метрополитен, мы все видим ежедневно – в рекламно-торговое, коммунально-замызганное и планово-убыточное предприятие. Метрополитен стал “майданом” для попрошаек и карманников всех мастей. Столичный метрополитен сегодня – это не лицо столицы, это, скорее, лицо жулика Лесика Довгого и проходимца Лени Черновецкого.
Коммунальное предприятие «Киевский метрополитен» шестого ноября этого года отметило свой пятидесятилетний юбилей, полвека назад была сдана в эксплуатацию первая ветка Святошинско-Броварской линии с пятью станциями и длиной всего 5,2 километра.
Сегодня Киевский метрополитен – это многопрофильный и сложный инженерный комплекс, имеет три действующие линии, эксплуатационная длина которых достигает около 59,9 км. До услуг пассажиров – 46 станций, из них 6 – наземных, три подземных пересадочных узла в центре города. Пассажиропоток Киевского метро за день около 1,34 млн. человек, за 2009 год составил 502,9 млн. человек. По состоянию на 1.01.10 г. парк подвижного состава был 669 вагонов и 130 метропоездов, в КП «Киевский метрополитен» трудятся около 7300 человек, охрана осуществляется около 1000 сотрудниками, прикомандированного подразделения городской милиции.
Как бы ни клеймили сейчас советскую власть и ТО время, но работа под землёй шла на полную мощность и метрополитен от отсутствия финансирования не страдал. С развалом Союза Советских пришла другая философия – урвать, хапнуть, обогатиться. Особенно застойным для Киевского метро оказался «помаранчевый» период истории нашей страны и мэрство безответственного болтуна и прожектёра Л.Черновецкого с его “молодой командой” проходимцев и мародёров.
Наблюдается преступная халатность всех ветвей власти по отношению к такому стратегическому объекту, каким является Киевский метрополитен. За время своего мэрства Л. Черновецкий так и не смог осилить введение в эксплуатацию столь необходимых киевлянам станций метро в направлении микрорайона Теремки. Деньги всё-таки нашло новое правительство Президента В.Януковича, и 15 декабря уходящего года торжественное открытие этих метростанций таки состоялось.
Картина ужасов, которая не менятся годами …Гости столицы Украины и жители Киева, сходя с утренних поездов на Центральном железнодорожном вокзале «Киев-пассажирский», направляются к входу наземного вестибюля станции метро «Вокзальна», как раз попадая в утренний час «пик». Перед входом в вестибюль метро глазам предстаёт огромная толпа народа. В 2009 году пассажиропоток по станции «Вокзальна» составил 66,5 миллионов человек – это самая загруженная станция Киевского метро. Две узкие входные двери вестибюля станции с трудом выдерживают натиск толпы из сотен человек. Кое-как, с трудом, протиснувшись в маленький, мрачный вестибюль станции, опять попадаешь в очередь – уже к кассам за проездными жетонами; из четырех касс иногда работают, почему-то, только две. Невообразимое столпотворение, давка и духота гарантированно испортят каждому настроение. Настроение – ерунда, не лишиться бы здоровья!
Действительно, станция «Вокзальна» безнадёжно устарела ещё лет десять назад. Вызывает удивление, почему при реконструкции железнодорожного вокзала не соединили центральный подземный переход к платформам вокзала сразу с метрополитеном? Или не хватило полёта инженерной мысли?.. Или деньги городского бюджета “распилили” еще до стадии проектирования?
…Входим в душный вагон столичного метро; создаётся впечатление, что ты попадаешь в общественный сортир. После давки и столпотворения на входе станции “Вокзальная” в вагоне пахнет потом, перегаром и, простите, вонючими носками; все стены вагона изгажены всякого рода рекламой, рекламишкой и просто визитками. Если на стенах вагона уже не хватает места, то эту рекламу расклеивают на потолке вагона, из-за отсутствия места на потолке – начали обклеивать окна. Лично я не против красивой рекламы на красивых рекламных щитах. Но есть же предел всей этой рекламной вакханалии!
Каждая столица государства, да и каждый город, где есть метро, гордится своим метрополитеном. Это одно из лиц города, тем более – столицы! Бывая в других столицах европейских государств, я нигде не видел такого рекламного беспредела. Ездил в итальянском, пражском, берлинском метро – нигде в вагонах подземки нет такой дикой рекламы, вагоны чистые, светлые и прохладные, с работающими кондиционерами. У нас же с точностью до наоборот!
Агрессивная реклама в нашем метро даже установлена над будками «смотрящих» за эскалаторами, типа «Эпиляция – вырвем волосы с корнями и навсегда!». Да и вообще, зачем они нужны, эти будки в наш компьютерный век? Во всем мире – автоматика, дистанционный контроль, у нас бабУшка в будке… Атавизм какой-то.
Разнокалиберные и разноцветные настенные указатели станций метро давно уже требуют своего обновления, они ровесники самого метро. Удручает и внутренний вид зашарканных и тусклых подземных станций киевского метро, вгоняет в тоску давно не беленые стены и потолки, разбитые ступени и давно не мытые плафоны освещения, местами отвалившаяся настенная керамическая плитка на станциях. Идешь по подземному переходу от станции «Хрещатик» до станции «Майдан незалежности» и постоянно спотыкаешься о неровное асфальтовое покрытие, которое уже латано-перелатано цементными заплатками, кое-где уже выглядывает и арматура. Неужели в нашей стране отсутствует более благородный материал для пола?! Хотя, в концепции Генплана развития Киева аж до 2025 года предусмотрено строительство траволатора – горизонтального эскалатора – на переходе станции «Хрещатик» – станция «Майдан незалежности», но судя по темпам строительства метро, нам придётся этого ждать этого “чуда” не один десяток лет.
Но ведь это же центральные станции метро, летом – толпы туристов! Страдает имидж самого града Киева! Что уже говорить о других станциях столичного метро…
Согласно концепции Генерального плана развития города Киева, планируется сооружение второго выхода на станции «Вокзальная» до чемпионата Европы по футболу 2012 года. Но, к большому сожалению всех киевлян, работы по реконструкции вестибюля станции ещё так и не начинались. Да и начнутся ли вообще?
В декабре 2008 года на Сырецко-Печерской линии началась опытная эксплуатация метропоезда Крюковского вагоностроительного завода; состав был снят с эксплуатации из-за проблем вентиляционной системы – духота в вагонах… Ещё в прошлом году треть всего парка подвижного состава исчерпало свой ресурс. За 50 лет списан всего один (!) вагон метро. Морально все вагоны метро уже давно безнадёжно устарели – и по комфорту, и по уровню шума, но физически – пока наполовину; так что еще помучаемся. Медленно, крайне медленно покупается и внедряется новый подвижный состав. До уровня городского скоростного транспорта Европы наше метро, к сожалению, не дотягивает. И дотянет ли?
До развала СССР Киевский метрополитен входил в союзную сверхмощную структуру Министерства путей сообщения. После распада Советского Союза украинские метрополитены оказались в ведомстве Министерства транспорта Украины. Решением Кабмина от 20 июня 1997 года Киевский метрополитен передали в коммунальную собственность территориальной общины Киева. Какими государственными принципами руководствовалось тогдашнее правительство Украины во главе с Премьер-министром П. Лазаренко – понять сложно и трудно. Пожалуй, именно после перехода в ведение КГГА транспортное предприятие стало медленно и неуклонно превращаться в базарно-торговое. Во что сейчас превратился Киевский метрополитен, мы все видим ежедневно – в рекламно-торговое, коммунально-замызганное и планово-убыточное предприятие. Метрополитен стал “майданом” для попрошаек и карманников всех мастей. А почему бы не передать Киевское метро опять в ведение Министерства транспорта Украины и не сделать его опять государственным? Ведь община Киева фактически никак не контролирует “избираемых” якобы ее градоначальников, то как эта самая община может отвечать за “главный метрополитен” Украины, ее лицо?
Расцвет нелегальной «блошиной» торговли в «подземном царстве», установка киосков и МАФов в переходах связаны с поборами и “крышеванием” торговых точек метрополитеновскими “генералами” и чиновниками КГГА. В метро торгуют везде и всем, в киосках и с лотков; бижутерия, чулки, носки, диски, лекарства, колбаса и селёдка, пресса… Торгаши в переходах, распространители всякого барахла в вагонах. К этому стоит добавить рекламу в вагонах метропоездов – на стенках вагонов и на мониторах, телемониторы с рекламой на перронах и в вестибюлях. Там же несут вахту «подземные милиционеры» и за всем этим наблюдают. Только крайне наивный человек может подумать, что это подземное предпринимательство никому ничего не “отстёгивает” и исправно платит налоги государству и в казну города. Линии метро пересекают все 10 районов города, поэтому подземный рынок уникален в своём роде и, соответственно, торговля в метро – чрезвычайно прибыльный бизнес для отдельных лиц, охватывающий практически весь город. Это один большой базар, с огромной пропускной способностью, со своими законами, “понятиями” и «крышами».
С каждого торгового места метрополитен официально получает одну сумму в месяц, неофициальные “отстёгивания” “сборщикам” составляют ту же сумму, но – в долларах. Неконтролируемый доход от рекламы – неиссякаемый источник личного обогащения “подземной элиты” Киевского метро и чиновников КГГА.
В 2007 году к штурвалу столичного метро встал бывший комсомолец и банкир, к сожалению, не профессионал железнодорожного транспорта или метрополитена – Петр Мирошников, «прекрасный менеджер и управленец», как его представляли при назначении. Новый директор П. Мирошников с прежним комсомольским задором продолжил развал и дальнейшее обнищание Киевского метро, которое начали до него теперь уже бывшие директора Н.Балацкий и Н.Шавловский. В 2008 году КП «Киевский метрополитен» закончил свою финансовую деятельность с убытком в 218,267 млн. гривень, а за 2009 год убыток составил 205,9 млн. гривень. Закономерен вопрос: почему после 2,5-кратного повышения тарифов на проезд (с 31 января 2008 года – до 1,7 гривен) убыточность предприятия так и не снизилась?
А может, КП «Киевский метрополитен» зарабатывает мало только на бумаге, а на самом деле приносит неплохой доход отдельным лицам? Если предприятие из года в год приносит только одни убытки, хороший владелец его или перепрофилирует, или упраздняет (банкротит), а в лучшем случае просто-напросто выгоняет директора. Но не в случае с г-ном Мирошниковым!.. В сентябре 2009 года “на прорыв” в заместители к П.Мирошникову назначается Д.Граница из “гнезда” “Правэкс-банка”, видимо, по протекции мэра Л.Черновецкого – надо же как-то укреплять столь убыточное предприятие своими людьми, осуществлять контроль за финансовыми потоками от рекламы и от “блошиной” торговли. Видимо, уж очень запахло жареным, раз Мирошников добровольно покинул столь доходный пост…
Безудержный рост числа торговых точек в Киевском метро уже создал ситуацию, серьёзно осложняющую спасение людей в случае какой-либо аварии или террористического акта. Скученность, теснота и забитость подземных переходов метро МАФами и киосками, загромождение всевозможными лотками дверей аварийных выходов, толпы торгующих в вестибюлях метро – всё это рано или поздно приведёт к трагедии.
Впрочем, высокое начальство давно уже не заботят ни вопросы безопасности граждан, ни необходимость новых эскалаторов и дополнительных выходов с безнадёжно устаревших станций метро типа «Вокзальная» и «Лесная». Начальство всех уровней в Украине сегодня волнует лишь строительство собственного благополучия и обогащения любой ценой – даже ценой жизней «маленьких украинцев».
Уровень опасности в столичном метро крайне высок. Разговоры об этом, многочисленные предупреждения о беде, которая буквально – рядом, для власть предержащих стали уже общим местом. И ведь всем прекрасно известно, что умные люди учатся на чужих ошибках, а только дураки – на своих, но кто сказал, что у власти – умные люди?
Впрочем, дураки – не дураки, но на нашей с вами беде они еще заработают…
Анатолий Медведев, Киев; читатель “УК”
Tweet