20 грн. за литр?.. Кто и сколько зарабатывает на подорожании бензина

Начиная с декабря прошлого года стоимость бензина на украинских заправках неизменно росла. Сейчас самый популярный 95-й бензин в большинстве регионов уже перевалил за 8,50 гривен. Дальнейший рост цен на топливо может достичь отметки два евро или 20 грн. за литр…

Почему дорожает бензин

«Цена бензина и дизтоплива в Украине зависит от двух основных составляющих – стоимости нефти и бензина на мировых рынках, а также от тех налогов, которые уплачивает в конечном счете водитель», – говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. – И если с мировыми ценами мы ничего не можем поделать, то за налоги у нас отвечают депутаты и правительство. За последние три года акцизы на топливо поднялись в три раза – с 60 до 182 евро за тонну. Естественно, это сказывается на розничных ценах».

Мировые же цены на нефть последнее время медленно, но уверенно идут вверх. Если подорожание не прекратится, то бензин на украинских заправках будет дорожать и дальше. Ведь в нашей стране около 90% топлива – это импорт.

Уловки операторов

Отечественные операторы нефтерынка зачастую поднимают цены в Украине, только услышав о наметившемся подорожании. Дело в том, что если сегодня кто-то купил нефть по 90 долларов за баррель, это значит, что физически он ее получит только через месяц. Данный принцип описали еще Ильф и Петров: утром – деньги, вечером – стулья. В этом и заключается механизм так называемых фьючерсных поставок, то есть платишь сейчас, а нефть получаешь через месяц. Но часто наши топливные бароны не ждут, пока в Украину придет дорогое топливо и вступят в силу новые налоги, а сразу поднимают цены.

«Крупные операторы использовали спекулятивные ожидания населения, связанные с повышением акциза на нефтепродукты с 1 января 2011 года, и необоснованно повысили цены на 30-40 копеек за литр, – считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. – При этом первыми повысили цены сети, которые ориентированы на импорт. Хотя топливо, приобретенное по новым увеличенным ставкам акцизов, в розничную реализацию поступает не ранее третьей декады января».

Мы решили посчитать, сколько на этом можно заработать. Таких данных нам никто предоставить не смог, поэтому проведем оценку самостоятельно. По данным Госкомстата, в 2009 году в Украине через розничную сеть было продано топлива более чем на 40 миллиардов гривен. Получается, что реализовывали около 500 миллионов литров в месяц. Если на каждом литре нефтетрейдеры «наваривали» 30-40 копеек, то только на этом они получили доход около 200 миллионов гривен, то есть по 5 гривен из кошелька каждого украинца.

Украинский феномен

Правда, не все эксперты согласны с тем, что нефтетрейдеры получают сверхбарыши. Одной из причин резкого роста цен в конце прошлого года специалисты называют прекращение беспошлинного ввоза нефтепродуктов в Украину. Напомним, что вплоть до конца ноября одна из компаний, пользуясь судебными решениями, ввозила и реализовывала в стране топливо без уплаты таможенных сборов. Таким образом, цены на многих заправках были заниженными – некоторым сетям приходилось работать в минус.

«У нас была парадоксальная ситуация: цены на нефть в мире росли, а в Украине цены на бензин оставались на одном и том же уровне и даже снижались, – говорит Сергей Куюн. – Из-за безналоговых кампаний наша страна как бы оказалась в изоляции от всего мира. А в конце ноября, когда они прекратились, сработал эффект пружины – цены начали подниматься быстрее, чем дорожала нефть. Получился так называемый эффект отложенного предложения».

Акциз как средство для модернизации

Но это еще не все беды и напасти, подготовленные украинским автолюбителям. На этой неделе Министерство энергетики и угольной промышленности Украины инициировало введение антидемпинговых пошлин на импортные нефтепродукты для бензинов независимо от направления импорта на уровне 130 евро/тонна и дизтоплива 80 евро/тонна. В министерстве говорят, что наши заводы не могут конкурировать с более дешевым импортом. Эксперты же называют это очередной попыткой заработать на простых украинцах.

«Уверен, что все эти крики о защите отечественного производителя – не более чем попытка решить проблему за счет простых граждан, – говорит Сергей Куюн. – Во всем мире в модернизацию предприятий вкладывают огромные средства, благодаря этому увеличивается глубина переработки нефти, что приводит к снижению конечной стоимости топлива. Наши же производства практически ничего не делают для модернизации своих предприятий, а теперь просят ввести дополнительную пошлину, чтобы им было выгодно производить топливо.

То есть фактически они хотят привести в порядок свои заводы за наш с вами счет. Но в мире нет таких прецедентов, когда потребителя заставляют платить за модернизацию всей отрасли! Сейчас во всем мире остановлены десятки заводов из-за того, что они не могут производить конкурентоспособную продукцию, и нигде этот вопрос не решается за счет населения».

Автор: Андрей ГАЦЕНКО , КП-Украина

*****

20 грн. за литр?

Два евро или 20 грн. за литр — столько будет стоить бензин в Украине, если не ввести… дополнительный налог в виде пошлины на импорт нефтепродуктов! Такой неожиданный прогноз сделан нефтегазовым департаментом Минэнергоуглепрома 18 января. Интересно, может, и огонь уже пора тушить бензином?..

На совещании в Кабинете министров под председательством первого вице-премьера Андрея Клюева 20 января Минэнергоуглепром продолжал настаивать на введении пошлины на импорт нефтепродуктов, несмотря на резонные возражения Минфина, Минэкономразвития и первого вице-премьера. Энергоугольные чиновники упрямо твердят, что таким образом они «спасают» отечественные НПЗ…

О пошлинах на топливный импорт на страницах „Зеркала недели“ и „Зеркало недели. Украина“ было сказано немало. Напомним, такая инициатива появилась в конце ноября 2010 года с подачи нефтеперерабатывающих заводов, заявивших о неравных условиях конкуренции с импортом и потребовавших от отраслевого ведомства инициировать процесс введения заградительных пошлин в размере, сопоставимом с текущими налогами на топливо. Эта тема вызвала оживленную (а точнее, ожесточенную) дискуссию не только между нефтепереработчиками и импортерами, но и между профильными ведомствами в Кабинете министров. В конце декабря Минфин и Минэкономразвития обращение коллег из Минэнерго от 12 декабря по пошлинам достаточно категорично отклонили, что, впрочем, не помешало последним оформить новый титульный лист в пакете ранее высланных документов и уже 4 января опустить письмо в почтовый ящик повторно. Эту же операцию на Крещатике, 30 повторили 12 января.

Тема пошлин изобилует массой технических нюансов, требует знания ретроспективы развития топливного рынка и рынков сопредельных стран, аспектов международной торговли, а иногда и элементарной географии. Но, по понятным причинам, всех в конечном итоге интересуют не проблемы несчастных нефтепереработчиков или обездоленных владельцев бензоколонок, а ответ на один примитивный вопрос: сколько будет стоить бак бензина? Попробуем на него ответить.

Прошло ровно три года, и мировой нефтяной рынок вновь топчется у отметки 100 долл. за баррель. И это притом, что с тех пор котировки успели побывать на вершине в 147 долл./барр. (июль 2008-го) и на дне в 37 долл./барр. (январь 2009-го).
Это как нельзя лучше показывает нереальность каких-либо долгосрочных прогнозов в этой отрасли, которые, тем не менее, часто встречаются в лентах новостей. Уверенно можно говорить лишь о том, что цены в Украине (независимом государстве, от которого в плане мировых цен на нефть ничего не зависит) четко следуют за внешними. С учетом налоговой нагрузки и других более-менее постоянных составляющих второго дивизиона (логистические и эксплуатационные затраты и прибыль операторов) это позволяет весьма точно прогнозировать динамику внутреннего рынка. Данный подход в частности лежит в основе алгоритма определения объективной стоимости нефтепродуктов, используемой Минэнерго.

Именно рост двух ключевых составляющих стоимости топлива — мировой цены и налогов — стал причиной ощутимого подорожания, наблюдаемого на протяжении последних двух месяцев. Акцизный сбор согласно Налоговому кодексу увеличился на 40%, или на 50 коп./л. Ожидания чиновников совпали с прогнозами трейдеров, и в новый год страна вошла с ценой на А-95 в 8,50 грн./л. Таким образом, с учетом упомянутого акцизного сбора к концу месяца прогнозы составляли 9 грн./л. Однако вмешался фактор новых нефтяных рекордов, и используемая с 2006 года формула уже показывает 9,4 грн./л. При этом дизтопливо очевидно перешагнет отметку в 8,5 грн./л. На первый взгляд, цифры невероятные, но с другой стороны, еще сравнительно недавно фантастическими казались и семь, и восемь гривен за литр бензина А-95…

Цены растут из-за снижения производства нефтепродуктов в Украине, заявил на заседании правительства 19 января Николай Азаров, повторяя тезисы профильного министра и его окружения. „Мы посадили страну на импортное топливо, а отсюда и рост цен на наших заправках“, — сказал премьер. Допустим, но тогда о каком ценовом демпинге импортеров идет речь в риторике о пошлинах? Похоже, технически сложная проблематика функционирования топливного рынка и поставленные задачи позволяют представителям Минэнерго манипулировать информацией в зависимости от аудитории слушателей и зрителей.

Если развеять эфирный туман, то становится понятно, что при добавлении инициируемой пошлины в размере 130 евро/т к таможенной стоимости топлива (сверху к возросшему до 182 евро/т акцизу и НДС) это означает при нынешних параметрах внешнего рынка стоимость А-95 чуть менее 11 грн./л. Дизтопливо при пошлине 80 евро/т будет стоить в среднем 9,6 грн./л. И при этом лучше не дышать: как только цена нефти двинется вверх (среди российских нефтедобытчиков все чаще звучат прогнозы о средней цене на 2011 год в 110 долл./барр.), не говоря уж об ослаблении гривни, цены на АЗС пойдут дальше.

Интересно, что думают по поводу такой цены аграрии, ведь именно с ней имеем шансы подойти аккурат к посевной? Наверное, о дешевом украинском топливе. Но абсолютно очевидно, что дешевого украинского бензина и ДТ не будет. Ведь они производятся из импортной нефти (своей хватает лишь на удовлетворение 15% от потребностей) на технически слабых по европейским меркам украинских НПЗ. А акционеры заводов требуют от менеджмента результата, который достигается при торговле по максимально возможным ценам. Такова философия любого бизнеса, не только нефтяного.

Сегодня и в будущем «потолком» будет импорт, которому в последние годы принадлежит 35—40% рынка, — главный конкурент украинских производителей, контролирующих 60—65%. А рассказы о стабилизации цен путем договоренностей с нефтепереработчиками, ручное регулирование и постоянный аврал в период посевных и уборочных мы уже проходили каждый год вплоть до 2005-го, когда налоги на импорт были отменены. Повторим?

Автор: Сергей Куюн, «Зеркало недели. Украина»

You may also like...