Китайский «Майбах»? Запросто! Страну наводнил автомобильный контрафакт
Доля «левака» на рынке автозапчастей сейчас составляет от 30 до 80%, в зависимости от наименования. Чаще всего подделывают всевозможные авторезинки, детали подвески и топливной системы, поршни, коленвалы, светотехнику, электрику… Но нет предела совершенству, и было бы, что называется, желание: захочешь «Майбах» из фанеры – сваяют и из фанеры.
…Пока российский люд пил, гулял, ездил на рыбалку на хариуса и славил Деда Мороза, в Москве была перехвачена огромная партия контрафактных «автоподарков», которые спешно наклепали дружественные нам китайские бракоделы. Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России изъяли партию «левых» автозапчастей на 30 миллионов рублей.
Так сообщает пресс-служба ведомства, контрабандный ввоз автозапчастей осуществлялся в различные регионы страны, то есть рынок должен был ими наводниться практически повсеместно. Нелегальные детали поставлялись под брендами известных фирм-производителей, снабжались полиграфическими этикетками, стикерами и голограммами с указанием известных заводов-производителей, и понять простому автолюбителю, что вместо оригинала он покупает узкоглазого кота в мешке, было бы практически нереально.
Кстати, сплошь и рядом можно встретить вполне себе отечественных, а то и столичных котов – по разным оценкам, доля «левака» на рынке автозапчастей сейчас составляет от 30 до 80%, в зависимости от наименования. Чаще всего подделывают всевозможные авторезинки, детали подвески и топливной системы, поршни, коленвалы, светотехнику, электрику… Но нет предела совершенству, и было бы, что называется, желание: захочешь «Майбах» из фанеры – сваяют и из фанеры.
– Да полно подделок, это факт, – подтвердил «МП» безрадостную статистику автомеханик Александр. – Но я, например, тут особой проблемы не вижу. Китай, кстати, сейчас вполне качественные вещи выпускает, если промышленное производство и все по лицензии. Да и вообще можно купить подделку, и она будет тебе служить верой и правдой, как родная, а можно тупо блестящую штучку, которая выйдет из строя через пару дней. И тут, конечно, можно влететь конкретно, потому что, например, если ты покупаешь себе такую штучку по ходовой части – тормозную колодку какую-нибудь или рулевую, ДТП тебе обеспечено. Сколько автобусов у нас побилось из-за этого! Особенно в регионах, где хозяева посылают мастеров в Москву за запчастями с наказом сэкономить по максимуму. Ну, они и экономят… Вообще, конечно, в идеале надо в этом деле разбираться или брать с собой в магазин спеца, который в теме. Потому что спец часто может просто по внешнему виду определить – это туфта, а это реально будет пахать. Но есть детали, качество которых ты, сколько ни глазей, внешне не определишь – их установить надо и дать поработать. И тут возможно попадалово, потому что, если окажется, что купил что-то левое, обратно сдать в магазин у тебя не получится. У торговли ведь свои отмазки: запчасть назад принимают, только если она новая и ни разу не работала.
По данным автоэкспертов, в принципе согласных с Александром, есть подделки и подделки. Например, незарегистрированная продукция, выпущенная легальными заводами, будет работать ничуть не хуже зарегистрированной. Не принесет скорее всего проблем и заводской товар, прибывший в страну в обход таможни. А вот детали, сляпанные кое-как на чьей-то смуглой коленке, могут подвести. Марка машины тоже, похоже, особой роли не играет:
– В Москве черта лысого можно найти, причем самого разного качества, – объясняет Александр. – Причем основной завоз не из-за границы, все клепают здесь, в Москве. До фига, конечно, деталей для «Жигулей» – на них подделок действительно море. Но и на иномарки тоже. Сейчас только ленивый эти детали не выпускает. Понятно, что солидные автосалоны с контрафактом заморачиваться не будут, непрестижно, а в мастерских и магазинах что угодно можно найти. Я вон не так давно пришел в крупный автомагазин, нужны были колодки для «Тойоты Камри». Мне на выбор – три вида колодок: немецкие, корейские, японские. Цены, понятно, разные.
Спрашиваю, какая разница, мне говорят: никакой, просто это фирма, а это – аналог. Ну и зачем клиенту при таком раскладе платить 3 тысячи, если можно заплатить одну? И выход у клиента только один: брать с собой эксперта, не забывать требовать каждый раз сертификат качества и обязательно оформлять гарантию. Потому что победить фальшивки в нашей стране еще долго не получится: слишком все, у кого надо, схвачено и куплено. Я, если честно, и в эту историю с китайцами не сильно верю: наверняка показательно тормознули один контейнер, потому что кто-то с таможней не поделился, или в отчетах надо было что-то бравое написать.
Вполне согласен с мастером и юрист, пусть и обозначает истоки беды несколько по-другому:
– Проблема действительно довольно актуальна, в ОЗПП поступает весьма много жалоб на эту тему, в большинстве своем – на подделку дорогих иномарочных запчастей, – обрисовал «МП» ситуацию председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – А причина одна – полное отсутствие государственного контроля за этой сферой. И абсолютно символическое наказание – как за контрафакт в чистом виде (когда изготавливают какую-то запчасть с подделкой товарного знака), так и за подделку, на которой пишут «аналог, полностью соответствует оригиналу». Причем у продавцов в любом случае существует безотказная отмазка – ничего не знаем, все пришло от поставщиков, вот документы. А в документах – какое-нибудь ООО «Рога и копыта», которое к тому времени, может, и существование свое прекратило. Но даже если не прекратило, максимум, что «светит» этим деятелям, – 20 тысяч рублей штрафа. Еще раз повторю – проблема в том, что все контролирующие функции государства сейчас сведены к профанации. О каком контроле можно говорить, если проверять фирмачей, торгующих браком или контрафактом, можно не чаще, чем раз в три года и с обязательным предварительным предупреждением об этом!
Автопроизводители предлагают подходить к проблеме комплексно:
– Да, проблеме этой уже не один десяток лет. Сначала она была обусловлена дефицитом, потом – стоимостью. Неудивительно, что в нынешний кризисный период ситуация усложнилась, – считает, например, Игорь Давыдов, исполнительный директор представительства Uz-Daewoo в России. – По разным экспертным оценкам, на российском автомобильном рынке доля оригинальных запчастей, используемых при ремонте преимущественно постгарантийных, трехлетних и более, автомобилей, составляет порядка 15 – 20%. Очевидно, что противостоять этому можно только на всех уровнях. На уровне рынка автопроизводители борются с контрафактом, совершенствуя логистику для бесперебойного снабжения оригинальными запчастями, систему взаимодействия с дилерами, технический аудит дилерских центров и т. д. Многое предпринимается для пропаганды легитимного техобслуживания транспорта подлинными, рекомендованными автопроизводителями, компонентами. В Uz-Daewoo выстроили партнерские отношения с дилерами именно в таком ключе. Кроме этого, у нас существует система штрафов в случае обнаружения на дилерских складах неоригинальных запчастей, халатности в отношении несвоевременного информирования производителя о необходимости в тех или иных компонентах. В результате случаи применения подобных штрафов за последний год единичны, а ведь только в России у марки почти 160 торгово-сервисных центров. С автовладельцами сложнее. Они зачастую принимают решение сэкономить и покупают запчасти на рынке. Далее ремонт может происходить либо в гараже, либо в дилерском центре, поскольку там могут допускать использование предоставленных им запчастей. Цепочка замыкается на продавце деталей, а тот – в случае торговли контрафактом – руководствуется лишь высоким спросом на дешевые запчасти. Меры к нему могут принять лишь органы МВД. Дилер же, в случае предоставления деталей для ТО со стороны клиента, дает гарантию только на произведенные работы. А все риски по неадекватному поведению автомобиля вследствие использования поддельных запчастей принимает на себя автовладелец. Так что основная работа здесь должна проводится с потребителем.
Между тем автоинспекторы говорят, что на аварии, произошедшие из-за технической неисправности транспортных средств, приходится 0,3% ДТП. Вроде бы немного, если учитывать другие, более «популярные» причины вроде лихачества или вождения в подпитии. Однако вряд ли эта статистика успокоит того, кто попал именно в эти 0,3%, купив какой-нибудь самовозгорающийся стартер или левую тормозную колодку (по оценке механиков, если нормальная выдерживает 10 – 30 тысяч километров, то подделка сотрется через 2 – 3 тысячи, да и тормозной путь у второй гораздо длинее).
Кстати, по словам Аншакова, если, благодаря левой детали ваше авто, не дай бог, вплотную пообщалось с каким-нибудь столбом или «коллегой» на дороге, вернуть побитое в дензнаках будет тоже непросто. Вас ждет сложная и дорогая автотехническая экспертиза, многочисленные судебные заседания и ворох бумаг. Впрочем, если есть время, деньги и желание, можно попробовать – по статистике ОЗПП, в 95% случаев подобные дела решаются в пользу пострадавшей стороны. Другой вопрос, что получить денежную компенсацию не всегда получится – как правило, контрафактом торгуют фирмы-однодневки, и за время судебных тяжб они вполне могут кануть в торговую Лету.
Когда канет туда же опасный для жизни контрафакт – вопрос. Как радостно сообщило на днях Авто.ру, «в декабре прошлого года был сделан решительный шаг к ликвидации «серых» автозапчастей. Россия заключила соглашение с Еврокомиссией, благодаря которому пошлины на ввоз автокомпонентов в нашу страну могут значительно снизиться». Поговаривают даже, что они вообще исчезнут – вроде бы проект такого соглашения уже разработали в Минэкономразвития и согласовали с МИДом, Минпромторгом и другими профильными ведомствами. И якобы в соглашении есть пункт, по которому пошлины будут минимизироваться и в конечном счете могут оказаться равными нулю. Настигнут ли нас когда-нибудь эти благословенные времена и приведут ли они к полному вымыванию с прилавков «левого» железа, покажет время. А пока оно не наступило, придется уповать на собственную удачу и зоркий глаз знакомого механика.
Екатерина Головина, Московская правда
Tweet