Во всём опять виноват Израиль?

Накануне своего 85-летия нобелевский лауреат по литературе Гюнтер Грасс вновь обрушился с критикой на государство Израиль.

После того как пресса и читатели жёстко раскритиковали последнюю книгу Гюнтера Грасса «Слова Гриммов. Признание в любви», вышедшую два года назад, в августе 2010 года, писатель пообещал больше никогда не браться за перо. Но в этом году Грасс почему-то нарушил собственное обещание, выпустив в свет два стихотворения, имеющие явно выраженную антиизраильскую направленность. В памфлете «То, что должно быть сказано» писатель «напомнил» всему мир об «израильской угрозе» и даже сравнил Иерусалим с Тегераном, который, как известно, требует стереть Израиль с лица земли. Во втором, не менее странном, стихотворении под названием «Герой наших дней» нобелевский лауреат вознёс до небес Мордехая Вануну (Mordechai Vanunu) – израильского физика-ядерщика, раскрывшего государственные секреты Израиля, связанные с ядерной программой страны. Грасс посчитал, что именно Вануну, отсидевший восемнадцать лет в тюрьме за нарушение законов собственной страны, претендует на роль героя, «надеявшегося послужить своей родине».

После первой публикации Грасс подвергся и в Германии, и в Израиле остракизму, ему ставили в вину полный отрыв от реальности. Израильтяне даже запретили ему въезд в свою страну. Поэтическое восхваление Грассом Мордехая Вануну прошло в Германии практически незамеченным. Похоже, что писателя уже просто-напросто «списали с подводной лодки», предпочитая не комментировать его антиизраильские выпады. Однако за два дня до своего 85-го дня рождения, которое отметили 16 октября, немецкий писатель решил вновь напомнить о себе, дав интервью радиостанции NDR. И опять оказался в центре скандала. «Израиль – это оккупационная держава, которая уже несколько лет крадёт чужую землю, выселяет оттуда людей и рассматривает их как людей второго сорта», – заявил Грасс. По его мнению, это не что иное, как «расистские моменты в политике Израиля».

Любопытно, но при таких заявлениях писатель видит себя другом государства Израиль и живущих там людей. Категорически отвергая обвинения в антисемитизме, он утверждает, что попытка вывести Иерусалим из-под критики – это «новая форма антисемитизма».

Отвечая на критику в свой собственный адрес, Грасс признал, что в своё время ему нужно было бы «более чётко продемонстрировать», что его нападки идут исключительно в сторону сегодняшнего правительства Биньямина Нетаниягу (Benjamin Netanjahu), а не направлены ко всей стране. «Это была невнимательность», – признал нобелевский лауреат.

Конечно, высказывания и поступки одного из самых известных и самых читаемых немецких писателей второй половины XX – начала XXI века всегда были достаточно спорными. Достаточно вспомнить его выход из Социал-демократической партии Германии, которую он посчитал недостаточно левой. В своей нобелевской речи в 1999 году писатель заклеймил капитализм и разглагольствовал о «завоеваниях социализма». Выражение «объединение Германии» он до сих пор не произносит, предпочитая говорить о «поглощении ГДР». Вот уже долгие десятилетия Грасс пытается претендовать на роль некоей моральной инстанции и даже «совести немецкой нации». Однако, к сожалению, не всегда это у него получается. Наверное, не случайно на праздничном открытии новой выставки в Музее Грасса в Любеке премьер-министр Шлезвиг-Гольштейн Торстен Альбиг (Torsten Albig) назвал писателя «противоречивым духом, но значимым генератором идей для нашего общества».

 

Владимир Гущин, Русская Германия

You may also like...