Как исчезают шедевры: сожженные, съеденные, разбомбленные и стертые картины
Ограблением века ныне называют похищение из Роттердамской художественной галереи Kunsthal картин выдающихся мастеров конца XIX – начала XX века. Последнее столь резонансное ограбление произошло в 2012 году, когда из Национальной художественной галереи в Афинах вынесли картину Пикассо и полотно Пита Мондриаана.
Недавно известно, что картины, похищенные из роттердамского музея в 2012 году, погубило человеческое невежество: запаниковавшая сообщница не придумала ничего лучше, чем уничтожить награбленное — а именно семь произведений за авторством первых имен в изобразительном искусстве XX века.
Работа художницы Валери Хегарти valeriehegarty.com
Издание «Лента.ру» вспоминает другие картины, которые мы уже никогда не увидим: эти произведения либо пропали без вести и надежды на спасение нет, либо были уничтожены — преступно, халатно, случайно или даже во имя искусства.
Музей Kunsthal в нидерландском Роттердаме ограбили 16 октября 2012 года около трех часов утра. Сработала сигнализация, однако приехавшие полицейские остались ни с чем: в музее преступники пробыли лишь две минуты. За это время воры смогли унести по картине Пабло Пикассо, Поля Гогена, Анри Матисса, Люсьена Фрейда, Мейера де Хаана и сразу две — Клода Моне; стоимость похищенного оценивают то в 100, то в 200 миллионов евро.
Полиция изучала музейные камеры наблюдения и анализировала частоту посещения Kunsthal. След картин привел голландскую полицию в Румынию. C начала 2013 года в Румынии стали задерживать и обыскивать предполагаемых участников ограбления, однако картины все не находились. Судя по всему, уже не найдутся. Мать одного из троих подозреваемых, Ольга Догару, рассказала, что, после того как в январе был арестован ее сын, она испугалась за него — и не придумала ничего лучше, чем закопать похищенные произведения на деревенском кладбище. Позднее, в феврале, она откопала их и сожгла в печи. В ходе судебного заседания, прошедшего в понедельник, 22 июля 2013 года, безумная мамаша изменила свои показания, заявив, что не сжигала похищенные полотна.
Тем не менее, румынские эксперты нашли в золе следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медную лазурь), а также холста и гвоздей возрастом более ста лет. Судя по реакции в интернете, сама осмысленность поступка Ольги Догару поразила общественность не меньше, чем необходимость смириться с потерей шедевров.
Подобный вандализм проявила мать Стефана Брайтвизера, который был профессиональным похитителем картин и коллекционером в одном лице. За свою преступную карьеру (1995-2001) он похитил 239 произведений искусства общей стоимостью более $1 млрд. Все похищенное хранилось в доме его матери. Согласно прессе, после ареста Брайтвисера его мать сожгла более 60 украденных шедевров. За свои преступления Брайтвисер получил 3 года, но отсидел всего 26 месяцев тюрьмы, а его мать была осуждена, как соучастник, и провела в тюрьме 18 месяцев.
Караваджо, «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием»
Поразительно схожая с роттердамской история произошла в Италии во второй половине XX века. В 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо была похищена картина Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием» стоимостью около $20 млн. Главными подозреваемыми в краже считались представители сицилийской мафии, но спецслужбам долгое время не удавалось отыскать ни заказчиков, ни исполнителей, ни саму картину.
Правда о печальной судьбе «Рождества» открылась в 2009 году, когда киллер Гаспаре Спатуцца на суде рассказал о том, что картину держали в сарае на ферме семьи Пуллара. Мафиози не посчитали нужным позаботиться о полотне, и его обглодали крысы и свиньи. Поняв, что поврежденный холст продать не удастся, его сожгли. Общественность, впрочем, до сих пор надеется найти опровержение показаниям Спатуцци.
Гюстав Курбе, «Дробильщики камней»
Множество старых шедевров погибли в годы войны. Один из самых известных примеров — «Дробильщики камней» Густава Курбе, социально-критическое произведение, ставшее звездой Парижского салона 1850 года и уничтоженное почти столетие спустя, в 1945 году, во время бомбардировки Дрездена. Машина, увозившая картину Курбе вместе с еще 154 работами из Дрезденской галереи, была разбомблена силами союзников уже на подъезде к крепости Кёнигштайн, где их планировали спасти.
А два бесценных Караваджо — «Портрет куртизанки» и «Святой Матфей с ангелом» погибли в дни победы в Берлине, в ходе пожара в зенитных бункерах в районе Фридрихсхайн, где хранились картины из берлинских музеев. Тогда эта территория контролировалась советскими войсками, пожар начался при невыясненных обстоятельствах. Вместе с Караваджо погибли более 400 работ, в том числе произведения Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка и многих других старых мастеров.
Василий Кандинский, «Композиция ІI.Эскиз»
Дегенеративным искусством нацисты называли произведения авангардного и модернистского искусства, которое противоречило «классическим» художественным вкусам Гитлера, а потому было объявлено еврейско-большевистским и антиарийским. Картины, конфискованные министром пропаганды Геббельсом, были в 1937 году представлены на выставке, которая и была названа «дегенеративной». На ней были представлены работы Пауля Клее, Марка Шагала, Отто Дикса, Оскара Кокошки, Пита Мондриана, Алексея фон Явленского, Эмиля Нольде и других.
Многие картины пережили разгром Третьего Рейха, но не все. В 1942 году в садах Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) были сожжены картины Пикассо, Клее, Миро, Эрнста, Леже, Дали. Среди «дегенеративных» шедевров, уничтоженных нацистами, — первые три работы из десятичастной серии Василия Кандинского «Композиции»; первая сохранилась лишь в виде фотографии, вторая — в эскизе.
Уничтожая «дегенеративный» авангард, нацисты с большой охотой присваивали себе образцы классической живописи. Так произошло и с полотном Рафаэля, которое принадлежало знатному польскому роду Чарторыйских . «Портрет молодого человека», чья стоимость составляет приблизительно $100 млн, был конфискован в 1939 году.
Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. В ходе допросов накануне Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там не оказалось. На след портрета удалось напасть лишь в 2012 году: сообщалось, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы.
Гентский алтарь
На Гентский алтарь — одно из величайших произведений религиозной живописи, шедевр раннего Возрождения, созданный в 1432 году голландцем Яном ван Эйком и (возможно) его братом Хубертом, — покушались не раз. Его хотели сжечь кальвинисты в XVI веке, расчленяли и конфисковывали комиссары французского революционного Конвента в конце XVIII-го, продавали по частям в XIX-м, спасали от немцев в годы Первой и Второй мировых войн. Однако по-настоящему серьезный урон был нанесен ему 11 апреля 1934 года, когда таинственно исчезла одна из его створок, причем очень ценная: одну ее сторону занимает изображение «Иоанна Крестителя», другую — «Праведные судьи»; в числе последних Ян ван Эйк изобразил самого себя.
Тогда люди были уверены, что это дело рук нацистов. В 1934-м все в Бельгии бредили скорой войной. Незадолго до пропажи в горах погиб король Альберт I, побеждавший немцев в годы Первой мировой, и его смерть отказывались считать случайностью. А исчезнувшая часть алтаря 99 лет до этого хранилась в Берлинском музее.
Однако спустя неделю после пропажи гентский епископ получил письмо с требованием выкупа за часть алтаря — похититель просил миллион франков. Преступник, чтобы доказать, что не блефует, в скором времени вернул «Иоанна Крестителя», продолжая требовать миллион за «Судей» (еще в Берлине створка была распилена вдоль). Похитителя пытались выследить при передаче небольшой части выкупа, но от погони он ушел; узнав, что у епископа миллиона нет, он изобретательно предложил собрать пожертвования с верующих.
25 ноября того же года банкир Арсен Годетьер, самый активный сборщик пожертвований в Бельгии, произносил речь перед членами Католического союза, убеждая их дать денег на спасение шедевра. Неожиданно он упал и потерял сознание. Ненадолго придя в себя, он сказал: «Я перед Высшим судом.. Все, что касается алтаря… у меня дома… в шкатулке… Только мне известно, где «Праведные судьи«… Я уже ничего не могу для них сделать… Они спрятаны…» Где спрятаны Годетьер не сказал — он умер от инфаркта.
В доме банкира действительно была найдена переписка преступника с епископом — но ни следа пропавшей створки. Было очевидно, что физически слабый Годетьер не мог быть собственно похитителем — разве что сообщником. Кроме того, у него была безупречная репутация — набожен, богат, в Первую мировую спасал от немцев драгоценную церковную утварь. Поэтому роль банкира в похищении прояснена не была; на след «Праведных судей» так никогда и не вышли, в 1945 году их заменили копией работы художника Йефа ван дер Фекена.
2 сентября 1998 года рейс 111 компании Swissair, летевший из Нью-Йорка в Женеву, потерпел авиакатастрофу — самолет McDonnell Douglas MD-11 разбился к юго-западу от Международного аэропорта Галифакса (Канада) и упал в воду. Все 229 человек, находившихся на борту, погибли. Расследование длилось пять лет и стоило 57 миллионов канадских долларов. Было установлено, что в самолете случился пожар. Короткое замыкание произошло в бортовой системе развлечений, с помощью которой пассажиры бизнес-класса смотрели кино и играли в видеоигры, а материалы, покрывавшие провода в самолете, оказались недостаточно огнестойкими и позволили огню распространиться. На погибшем борту находился большой груз драгоценностей и бриллиантов, в том числе музейных, а также одна жемчужина — «Художник» Пабло Пикассо (1963).
«Художник» Пабло Пикассо (1963).
24 мая на складе компании Momart в Лейтоне, восточный Лондон, произошел пожар, ставший вехой в истории так называемого Бритарта. Огонь уничтожил гигантское число произведений художественного течения Молодые британские художники (Young British Artists, YBA) — шок-поколения 1990-х. Многие произведения принадлежали первооткрывателю YBA, рекламщику и галеристу Чарльзу Саатчи: коллекционер заявил, что среди погибших работ были как его личные «любимцы», так и символы художественного поколения, которым нет замены.
Среди них — знаменитая работа Трейси Эмин «Все, с кем я когда-либо спала, 1963–1995». Она представляет собой палатку, изнутри украшенную аппликациями с именами всех людей, с которыми Эмин спала — во всех смыслах, не только сексуальном; среди перечисленных людей есть и бабушка художницы. Эмин отказалась воссоздавать прославивший ее арт-объект, заявив: «Мне жаль работу, но еще больше мне жаль свадьбу, разбомбленную в Ираке».
Куда более насмешливо отнеслись к происшествию братья Динос и Джейк Чепмены. Применительно к тысячам героев их монументальной скульптурной композиции «Ад» огонь поистине стал очистительным и спасительным — то, что с персонажами сотворили скульпторы, куда страшнее и гротескнее. Когда в том же году Momart предложила братьям-постмодернистам сделать для компании сувенир, те нанесли ее логотип на зажигалку. Однако еще больше, чем Чепмены, повеселились британские таблоиды, которые вместо того чтобы выразить сожаление, стали высмеивать современное искусство и плач по погибшим — якобы невосстановимым — работам.
Трейси Эмин, «Все, с кем я когда-либо спала» Фото: kellymama.com
Однако и это, кажется, не предел иронии. Если вбить в «Гугл» destroyed art — уничтоженное искусство — то едва ли не каждая третья ссылка будет не на Раушенберга, не на Пикассо и даже не на роттердамские картины. Самое популярное произведение разрушенного искусства — это «Пушистый Иисус». Так называют результат реставрации фрески «Ecce Homo», проведенной 80-летней испанкой. Худшая реставрация в истории искусства стала хитом интернета и обессмертила пенсионерку, а заодно с нею — и автора изначального изображения.
Элиаса Гарсиа Мартинеса и Сесилия Хименес «Пушистый Иисус» (Ecce Homo )
Автор: Кирилл Головастиков, «Лента.ру»
Tweet