Вспышка сверхновой. Что на самом деле случилось с электроседаном Tesla Motors

За неполных двадцать лет в бизнесе Элон Маск навидался всякого: взрывались интернет-компании, падали ракеты, давило нефтяное и бензиновое лобби. Поэтому едва ли случившееся в минувшую среду стало для него шоком — но малоприятным переживанием было точно. Вы, конечно, слышали: в Штатах сгорел легендарный электромобиль Model S.

Минутный ролик, сделанный очевидцем на смартфон, демонстрирует неугасимое пламя, объявшее переднюю часть автомобиля на в общем-то спокойной, чистой от препятствий дороге — и была минута, когда казалось, что в этом пламени сгорит и репутация Tesla Motors, и лично Маска, совсем недавно во всеуслышание объявивших свой суперкар «беспрецедентно безопасным».

По крайней мере акции Tesla немедленно двинулись вниз. Но эмоций за прошедшие дни было выплеснуто столько, что сейчас я предлагаю успокоиться и расставить события в хронологическом порядке. Мы можем это сделать, потому что отчёты и пожарных, и самой Tesla уже обнародованы (отчёт государственной комиссии задержится по причине временного паралича госмашины Соединённых Штатов). Так что же и когда случилось, чем было вызвано и куда может привести?

Началось всё в среду на автомагистрали близ городка Кент, где автомобиль Model S налетел на некий «металлический мусор» — а точнее, как выяснилось позже, на приличный кусок корпуса, отвалившийся от трейлера. Скорость была велика (цифра пока не названа, но охарактеризована как «highway speed»: среднее ограничение скорости на хайвеях в США 113 км/ч), а форма объекта подходящая, чтобы он ударил автомобиль снизу вверх с усилием в 25 тонн (в Tesla это назвали «эффектом прыжка с шестом», то есть, в общем, получился рычаг) и взрезал бронированное днище, причинив «существенные повреждения».

Говоря попросту, пробил дыру 7 сантиметров в диаметре, в результате чего была повреждена спрятанная под полом кабины аккумуляторная батарея. Пассажир не пострадал: следуя указанием бортовой информационной системы, он увёл машину с магистрали на ближайший съезд (где её и «поймал» смартфон очевидца), затормозил и покинул салон без какого-либо вреда для себя. К тому моменту или сразу после него возник пожар, который и тушили запечатлённые на видео пожарные.

Почему автомобиль загорелся? В Model S установлена литий-ионная аккумуляторная батарея — самая удобная, самая ёмкая, но далеко не самая безопасная из имеющихся на массовом рынке. Из литий-ионной технологии давно выжато всё возможное, и сейчас ситуация плачевна: в попытках ещё хоть немного увеличить ёмкость производители лишают батарею корпуса, расширяют температурные допуски, экспериментируют с химическими добавками — короче, пускаются во все тяжкие, естественно, увеличивая риски для пользователя (подробности см.: «Аккумулятор: трудная судьба»).

Механические повреждения, и даже просто тяжёлые режимы эксплуатации способны привести к возгоранию и взрыву — что периодически и случается везде, где такие аккумуляторы используются: от наладонной цифровой электроники до электрокаров и авиалайнеров. И, конечно, в автомире Tesla Motors не стала первой, чьё авто заполыхало по вине аккумулятора: горели уже электрокары Mitsubishi, General Motors, Toyota, Chrysler и многих других.

Ещё раз к вопросу о капоте Model S

Пожалуй, самое опасное свойство батарей Li-Ion в том, что внутренние дефекты могут «дремать» некоторое время, прежде чем проявятся. К примеру, Chevrolet Volt однажды полыхнул лишь спустя три недели после того, как (незаметно снаружи) был повреждён в краш-тестах. В Tesla — молодцы: знали, что батарея будет гореть, и сконструировали её с прицелом на максимальную пожаробезопасность.

Семь тысяч аккумуляторных ячеек батареи Model S поделены на шестнадцать секций, каждая из которых изолирована от соседних в том числе и огнеупорной защитой, чтобы пожар, если уж он возникнет, был максимально ограничен по площади. Железка, на которую наехал Model S в среду, повредила одну из передних секций аккумулятора. Благодаря конструкции батареи и корпуса авто огонь не только не распространился на соседние секции, но и не проник в салон (он был направлен вниз).

Парадоксальным образом спровоцировали разрастание пожара прибывшие к месту аварии пожарные. Проблема была не в воде, которой поначалу пытались тушить машину: химия аккумулятора Model S такова, что его можно тушить и водой. Однако пожарные, следуя стандартной инструкции (то есть не понимая, с чем имеют дело) пробили и пропилили дыры в корпусе автомобиля и аккумулятора, чем только ухудшили положение.

Справедливости ради нужно отметить, что показания Tesla Motors и пожарного управления, расчёты которого тушили авто, слегка расходятся. Из отчёта пожарных действительно следует, что поначалу они не понимали, что перед ними электромобиль — где ни двигателя, ни вообще каких-либо пожароопасных деталей под крышкой капота нет. Но к моменту, когда пустили в ход лом и циркулярные пилы, чтобы вскрыть днище, они уже знали, что проблема в аккумуляторе, и действия их были вполне логичными: залить источник огня и устранить тем самым причину пожара.

Эти расхождения, впрочем, мелочь по сравнению с тем поистине чудовищным когнитивным диссонансом, который случился у СМИ и обывателя с лёгкой руки немногочисленных паникёров. Вообразите. С одной стороны беспрецедентная безопасность Model S — факт, подтверждённый госиспытаниями и разрекламированный самой Tesla Motors. Правда, не было краш-тестов на столкновение с арматурой, прорезающей дно на скоростях «под сотку», но имидж был создан.

С другой — полыхающая на спокойной дороге, без видимых повреждений машина и странные сообщения, что попытки тушить привели только к усилению огня. Оставалось лишь спустить курок, что и сделали биржевые аналитики, кормящиеся раздачей советов: кто-то переставил рекомендацию на акции Tesla с «очуменные» на «ничего себе» — и понеслось. За неполных два дня бумаги Tesla потеряли в цене почти десять процентов, опустившись со 190 до 170 долларов.

Акции Tesla Motors на позапрошлой неделе.

Акции Tesla Motors на позапрошлой неделе

 

В пятницу Элон Маск потерял терпение и лично прокомментировал инцидент в корпоративном блоге. Он утверждает (и сторонние эксперты с этим в общем согласны), что, окажись на месте Model S обычный бензиновый автомобиль, последствия могли быть намного тяжелей. Дно обычного авто не защищено, бензобак горит целиком, а не частями, наконец, «энергия сгорания» (полагаю, Маск привёл этот ненаучный термин, чтобы простой публике было понятней; речь, скорее всего, идёт о теплоте сгорания) аккумулятора Model S вдесятеро меньше типичного бака с бензином. Да и горела батарея лишь своей шестнадцатой частью. Так что нет смысла сравнивать статистику «пожароопасности» бензиновых и электрических авто: в данном случае есть аргумент лучше.

Точку в споре ставит обнародованная Tesla Motors переписка собственно с пострадавшим, неким Робертом Карлсоном, любезно давшим на это разрешение. Он машиной доволен, считает, что она вела себя достойно для такой экстремальной ситуации, и планирует купить новую Model S. Немного портит картинку то обстоятельство, что его, похоже, «подмазали», предложив новенькое авто на льготных условиях, но опять-таки для Tesla вынесенный из инцидента опыт, несомненно, того стоит.

Акции Tesla Motors за последние три года (графика: Google).

Акции Tesla Motors за последние три года (графика: Google).

Что же до имиджа Tesla Motors в целом, достаточно взглянуть на курс её акций в историческом разрезе. В среду и четверг, сделав минус 10%, они, можно сказать, лишь слегка дрогнули, а уже в пятницу отыграли половину «обвала», ибо, кроме благополучного завершения истории с пожаром, Tesla ещё и отстояла в суде право продавать автомобили в одном из американских штатов самостоятельно, без посредников (которые паразитируют там на автопродажах благодаря местным законам). То ли ещё будет!

Автор: Евгений Золотов, Компьютерра

You may also like...