Буферная зона: когда на Донбассе появится 30-километровая буферная зона
20 сентября в Минске был подписан меморандум, который закрепил новые договоренности по урегулированию конфликта на Донбассе. Украинские военные готовы начать отводить войска в любой момент, эксперты опасаются, что буферная зона де-факто станет зоной замороженного конфликта
Как пояснил тогда журналистам экс-президент Леонид Кучма, принципиальное значение имеет пункт о создании буферной зоны: ее общая ширина составит 30 километров, украинская сторона и боевики должны будут отвести свои силы и все тяжелое вооружение – каждый – на 15 километров от линии соприкосновения сторон состоянием на 19 сентября.
На воплощение этого решения в жизнь минский меморандум отводил сутки. Однако, за неделю с лишним «нейтральная территория» так и не появилась.
ЗОНЫ НЕТ. Основная причина – не был выполнен первый пункт меморандума о взаимном прекращении огня, поясняет «Сегодня.ua» спикер АТО Владислав Селезнев. «Для того, чтобы мы могли реализовать положения минского меморандума, был составлен план. Его первый пункт: в течение 24 часов стороны конфликта должны сохранять режим тишины, не должны вестись обстрелы, тогда мы сможем приступить к реализации второго пункта – отводу наших сил», – говорит он.
По словам Селезнева, на протяжении всего времени, которое прошло после подписания меморандума, со стороны боевиков велись обстрелы, так, в частности, в результате нападения на донецкий аэропорт погибло 9 украинских военных – террористы из танка расстреляли БТР с экипажем. Потому ни о какой «буферной зоне» не могло быть и речи.
«По состоянию на 07:00 сегодняшнего утра мы не фиксируем обстрелов наших позиций. Если этот режим продлится до следующего дня, то мы сможем приступить к реализации второго пункта меморандума», – добавляет спикер АТО.
ГОТОВНОСТЬ ЕСТЬ. Все необходимое для того, чтобы немедленно начать отвод, у украинской стороны есть. «Позиции определены – на карте, на местности, созданы соответствующие инженерные, фортификационные сооружения. Как только эти сутки истекают, и мы получаем соответствующие тому подтверждения, мы выходим на эти позиции. Надеемся, что противоположной стороной будет сделано то же самое», – заявляет Селезнев.
Его слова подтверждают и в СНБО. «Мы уже подготовили позиции, куда отводить. Мы уже готовы к этому. Мы теперь хотим увидеть, что у нашего противника тоже есть возможность отводить – и будем делать то же самое, если они начнут отвод. Мы находимся в оборонной позиции, мы не наступаем, атаковали они постоянно. Поэтому если атакующая сторона начинает делать ход назад, оборонительная сторона повторяет то же самое. Это логично. Мы не можем отвести свое вооружение, пока атакующий противник остается на своих позициях», – сообщил «Сегодня.ua» спикер СНБО Андрей Лысенко.
Он отметил, что пока на территории ведется огонь, силы АТО отводить тяжелое вооружение не будут. В зоне конфликта будут работать наблюдатели, и когда они зафиксируют начало отвода – это станет сигналом для того, чтобы стороны разошлись, сказал Лысенко. На данный момент информации о том, что террористы начали осуществлять отвод, у СНБО нет.
ИДУТ ПЕРЕГОВОРЫ. По словам источника «Сегодня.ua», знакомого с ситуацией, еще одна причина, по которой буферная зона до сих пор не создана, – продолжающиеся переговоры о контроле над ключевыми пунктами. «По сути, продолжается торг. Есть понимание, что Мариуполь точно останется под контролем Украины, что касается Донецка и Луганска – то террористы категорически не хотят их «отдавать», поскольку создание буферной зоны означает полный отвод войск», – рассказывает он.
Эксперты предупреждают: одного только отвода войск недостаточно для того, чтобы зона стала действительно демилитаризованной, нужны четкие механизмы контроля за выполнением договоренностей. «То, что договорились отвести за эту зону тяжелое оружие – я считаю, что этого недостаточно. Необходим вывод войск, вообще всех. Тогда это что-то даст… Это будет буферная зона, то есть зона, где не соприкасаются войска», – говорит «Сегодня.ua» директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский, добавив, что для ее функционирования необходим хороший механизм внешнего мониторинга, в частности международные наблюдатели.
По мнению Сунгуровского, опасность, что договоренности не будут выполняться, очень велика.
«Во-первых, сомнительным является заключение такого меморандума хотя бы с той точки зрения, что с той стороны нет единого субъекта, с кем можно было переговариваться. Я считаю, вообще Минский формат – это неудачный формат переговоров. На самом деле можно было договориться о том, чтобы временно прекратить огнь, обменяться военнопленными, забрать погибших, раненных из зоны и все. То есть на большее те переговорщики, которые там участвуют, не способны. Включение туда вопросов, которые касаются внутреннего суверенитета Украины, – это вообще было неоправданно, а именно особый статус, амнистия и т.д. Это не вопросы этой группы», – заявил эксперт.
Он отметил, что украинские военные, подготовив позиции для отвода вооружения, ждут реакции соперника именно потому, что у них нет уверенности, что противник будет соблюдать достигнутые договоренности. «Если мы сейчас уберем оттуда войска – эта зона вся будет захвачена противником», – заявил Сунгуровский.
Если удастся осуществить отвод вооружения с обеих сторон, 30- км зона превратится в зону замороженного конфликта, считает Сунгуровский. «А дальше это будет замороженный конфликт. Это будет зона замороженного конфликта. По типу, не как, а по типу Приднестровья, Абхазии. Ничего хорошего это не сулит», – предупреждает он.
Автор: Вера Холмогорова, Дарья Нинько, «Сегодня.ua»
Tweet