Тяжело воевать с теми, для кого смерть — кратчайший путь в рай. Как уничтожают террористов ИГ
Портал для перемещения тысяч фанатиков сейчас открылся в Ираке и Сирии. Называется он "Исламское государство". Бойцы, среди которых немало добровольцев-иностранцев, прекрасно вооружены, у них есть бронированная техника, артиллерийские системы и переносные зенитные комплексы.
Сенатор от Аризоны Джон Маккейн гневно клеймит нерешительность президента Обамы и призывает к жёстким действиям против боевиков: "Всё зависит от наличия у президента качеств настоящего лидера".
Правда, сильно напоминает ситуацию вокруг пресловутых республик "Новороссии"? Даже Маккейн в картинку встроился, как родной. Но отличия всё же существенные. Например, обеспокоенность мирового сообщества в десятки раз выше, чем в нашем случае. Новости из горячей точки на Ближнем Востоке не сходят с экранов и первых полос. И в борьбе с этим злокачественным образованием Запад не ограничивается заявлениями, а разносит технику и позиции джихадистов с помощью крылатых ракет и боевой авиации. Но, похоже, этого уже недостаточно.
Сеющие смерть
После того как суннитские отряды "Исламского государства" (ИГ) захватили один из крупнейших городов Ирака, Мосул, тут в течение месяца ежедневно торговали женщинами-христианками и езидками. Они шли по цене от пятисот до тысячи долларов, при этом гарантировалось, что рабыни сменят вероисповедание на единственно правильное. Их отцы, братья и мужья были убиты при взятии города. Выживших в бою уничтожают позже. Как правило, им просто рубят головы.
На своём пути боевики устраивают показательные казни, разрушают чужие храмы и святыни. Счёт беженцам среди христиан и езидов идёт на десятки тысяч. Достаётся и непокорным суннитам-курдам. Под натиском "Исламского государства" курды бегут на территорию Турции.
Не только бегут, но и устраивают там серьёзные беспорядки, требуя от властей защитить соплеменников от уничтожения. Турцией, впрочем, они не ограничились. 6 октября более сотни курдов устроили сидячую забастовку в зале заседаний парламента Нидерландов, а 7 октября ворвались в Европарламент в Брюсселе. Активисты требовали более решительных действий от западных стран, поскольку им самим не под силу сдерживать натиск религиозных фанатиков.
Что говорить о партизанских соединениях курдов, если 30-тысячная иракская армия бежала под ударами в общем-то немногочисленных отрядов боевиков, бросая тяжёлое вооружение и неся потери. Собственно, отсюда у исламистов и прекрасная американская техника: США потратили 15 миллиардов на создание армии Ирака, её обучение и перевооружение. Когда дошло до дела, выяснилось, что впустую. Может, и вправду Аллах на стороне джихадистов?
Аллах против
Среди причин успеха армии ИГ — опыт боевых действий в Сирии против войск Башара Асада и религиозный фанатизм, вызывающий презрение к смерти. Когда часть их отрядов летом неожиданно активизировалась в Ираке, это на ладан дышащее государство стало разваливаться на глазах. Недовольные шиитским правительством сунниты, включая бывших офицеров армии Саддама Хусейна, примыкали к победителям. Правительственная армия, не чувствуя поддержки местного суннитского населения и лишённая грамотного руководства, откатывалась до своих, шиитских провинций.
Контролируемая боевиками территория разрасталась, как чернильное пятно. Своя земля, своё государство. Успех исламистов привлёк под их чёрные знамёна новых бойцов со всего мира, включая представителей мусульманских общин стран Запада и России. В процентном отношении к численности общины больше всего фанатиков приехало — кто бы мог подумать — из Финляндии.
Популярность ИГ пытаются погасить лучшие мусульманские богословы. С коллективной фетвой, официальным разъяснением, выступили саудовские исламские учёные, авторитетно заявившие, что "каждый мусульманин, полагающий, что джихад состоит в присоединении к террористам, является невежественным и заблудшим". На 18 страницах письма к последователям ИГ подобную позицию высказали и 120 богословов из других стран.
Переполох в богословской среде понятен: ИГ претендует на роль халифата — мусульманской империи, наподобие когда-то существовавшей. При этом халиф, наместник пророка и главный авторитет для мусульман, обладает неограниченной духовной и светской властью.
Кому это счастье надо, да ещё во главе с террористом Абу Бакром аль-Багдади, величающим себя халифом Ибрагимом? К тому же джихадисты шокируют своими религиозными представлениями: "С соизволения Аллаха под руководством нашего шейха аль-Багдади мы разрушим Каабу и убьём тех, кто поклоняется камням в Мекке. Люди идут в Мекку не ради Аллаха, а ради того, чтобы коснуться камней". Покуситься на Мекку!
Буря в пустыне возвращается
Сейчас в операциях против самозваного халифата при поддержке Бахрейна, Иордании, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии вместе с США участвуют Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания, Великобритания, Австралия, Канада. Парламент Турции дал разрешение на использование армии против джихадистов. Россия поставила Ираку самолёты и другое современное оружие. Иордания обеспечивает разведподдержку. Иран задействовал Корпус стражей исламской революции. Весь мир поднялся против вышедших из берегов исламистов. Всё чаще звучит мнение, что без наземной операции не обойтись, авиаударами проблему не решить.
Военный патруль в Париже — реакция на похищение и убийство исламистами французского гражданина Эрве Гурделя в отместку за присоединение Франции к силам коалиции против ИГ
У себя дома западные политики пока боятся об этом даже заикаться. Столько времени, сил и средств было потрачено сначала на усмирение саддамовского Ирака, а потом его преобразование, явно неудачное, что сама мысль о новых жертвах приводит американцев или британцев в негодование.
Вообще участие Запада в делах на Ближнем и Среднем Востоке вечно оборачивается всё новыми проблемами, вырастающими из попыток решить прежние. До сих пор не удаётся укротить Талибан и "Аль-Каиду", созданные когда-то, чтобы противодействовать Советскому Союзу в Афганистане. "Аль-Каида", кстати, объявила себя врагом ИГ, а талибы, наоборот, выразили готовность с ним посотрудничать. Притом что это новообразование вообще-то выросло из "Аль-Каиды": под её эгидой ряд террористических группировок объединился когда-то в организацию "Исламское государство Ирака и Леванта", минувшим летом переименовавшуюся в ИГ.
Казалось бы, естественным союзником в борьбе против исламистов должен стать сирийский президент Асад, но нет, ни турки, ни американцы не могут пойти на радикальный отказ от прежней политики, борьба против Асада не прекращается. Тегеран тревожится о судьбе иракских шиитов и тамошних шиитских святынь, но сблизиться по этому поводу с США для него совершенно недопустимо. Туркам бы курдов поддержать против ИГ, но они боятся курдского сепаратизма.
Курды, в свою очередь, не прочь воспользоваться ситуацией и таки создать на обломках Сирии и Ирака своё независимое государство, что и пугает турок. Россия поддерживает Асада, которого не поддерживают США, но страшно боится распространения ИГ на Кавказ и дальше: о таких планах уже заявляли боевики — выходцы из России. В этом клубке взаимных претензий и ожиданий сложно не запутаться.
Между тем Багдад ожидает атаки со стороны окруживших его исламистов. Возможно, те для начала отрубят снабжение столицы водой и электричеством. Запад ждёт террористических атак ИГ на свои города, есть сообщения об их подготовке. И только исламисты ничего не ждут, вкладывая награбленное в захваченных городах (около $3 млрд) и вырученное от нелегальной продажи нефти (до $3 млн в день) в джихад. У них большие планы, ещё стольких нужно убить. Стимул есть — в конце пути их уже заждались похотливые гурии.
Фото: АР, RRAP
Автор: Леонид Швец, ФОКУС