Кавайная армия Японии
Удивительно наблюдать, как вооруженные силы Японии влюбили в себя японцев. Армии многих стран привлекают масс-медиа и поп-культуру в рекламных целях: Соединенные Штаты сотрудничают с Голливудом; Россия продемонстрировала трехуровневый «военный центр», подозрительно напоминающий штаб-квартиру злодея из Бондианы. И Япония не исключение. Но что делает эту армию необычной, так это тот факт, что она показывает миру вовсе не властное лицо, а, наоборот, милое.
Теплым ноябрьским утром в прошлом месяце я оказался на трибунах во время японского парада Восточной армии. Пока места вокруг меня постепенно занимали зрители, я заметил парочку молодых людей в дутых куртках на взлетной полосе внизу.
Присмотревшись, я увидел между ними фигурку героини одного из аниме. Один молодой человек фотографировал игрушку и, видимо, остался доволен своим кадром с мультяшной девочкой в мини-юбке на фоне военной техники. После этого он вернул фигурку своему компаньону, и они оба заняли свои места на трибунах.
Раньше нечто подобное показалось бы старшему поколению неприемлемым. Для японцев определенного возраста Восточное командование неотъемлемо связано с темным днем в истории их страны. 45 лет назад, 25 ноября 1970 года группа людей во главе с писателем и трехкратным номинантом Нобелевской премии Юкио Мисимой ворвалась на токийскую базу сухопутных войск, взяла в заложники командующего базой и обратилась к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Речь Мисимы была проигнорирована собравшимися.
Под насмешками не впечатленных солдат Мисима совершил сэппуку (покончил с собой). Новости о мрачном финальном акте всемирно известного писателя разлетелись по всему миру, но лишь напомнили японским гражданам о безумии довоенного милитаризма.
Я бы удивился этими джентльменами с фигуркой, если бы за несколько недель до этого не увидел нечто подобного на борту J.S. Izumo – нового огромного вертолетоносца Сил самообороны Японии. Izumo был открыт для публики в рамках Недели флота в середине октября, и его гигантские самолетоподъемники и палубы заполнили гражданские, включая меня самого. В дальнем углу, на фоне зенитного ракетного комплекса Raytheon RIM-116 я увидел парня, который фотографировался практически с такой же аниме фигуркой. Twitter вам в помощь – там можно найти множество фотографий игрушек и косплейерщиков на палубах японских военных кораблей.
Это ощущение шутливости вокруг военной техники никак не укладывается в напряжение, царящее в регионе. Китай и Корея вовсю осуждают расширение японской армии, несмотря на то, что сами не раз вторгались в спорные воды, лишь усугубляя ситуацию. Но здесь, в Токио, это «битье в грудь» практически не ощущается, тем более от Сил самообороны Японии.
Для своих плакатов для вербовки Сухопутные силы самообороны Японии используют несовместимое сочетание аниме девушек с большими глазами и солдат в камуфляже. А когда я был с экскурсией на крейсере «Атаго» во время Недели флота, я увидел молодого моряка с суровым лицом, который стоял на посту рядом с открытым люком, на котором была нарисована аниме девушка, танцующая на волнах.
На крейсере «Кирисима» дела обстояли еще кавайнее. Экипаж создал очаровательную историю для описания одного оборудования под ошеломительным названием сверхбыстрый выстреливатель за борт дипольных отражателей. Установка состояла из шести стволов, созданных для выстреливания помех и отражателей в небо с целью запутать самонаводящиеся снаряды.
В итоге она была похожа на каллиопу в военном косплее. Но несмотря на, точнее как раз из-за, пугающей природы этой установки объяснение экипажа проходило в форме комикса. Главную роль в нем играл «Чаффи» – тот самый выстреливатель, превратившийся в кролика со стволами вместо ушей. Комикс развернулся аж на четыре панели, и последняя весело заявляла: «Теперь, когда мы обманули эти снаряды, мы можем найти и уничтожить тех, кто их запустил!» И везде – и на боеголовках, и на дыме дипольных отражателей были смайлики.
Использование милой иконографии на оружии может смутить западных зрителей, которые ошибочно принимают это за способ привлечения детей. Но важно помнить, что к «няшности» в Японии относятся очень серьезно, ведь именно в этой стране было придумано множество очаровательных персонажей – от Пикачу до Hello Kitty. Этот «культ милости» настолько характерен для современной японской культуры, что даже на других языках его часто называют кавай.
Хотя кавай – это всего лишь один из многих визуальных стилей, появившихся в японских мультфильмах и комиксах, он стал своеобразным фильтром милости, который можно применить к чему угодно, даже к армии. Этому стилю характерные закругленные формы, большие глаза и «расплющенные» пропорции, обезоруживающие зрителя и даже внушающие ощущение родительской защиты.
Японская индустрия развлечений уже давно знакома с военными тематиками: Годзилла давила крошечные танки, высокотехнологичные армии роботов воюют в открытом космосе. А Силы самообороны Японии вот уже много лет используют различные талисманы. Но лишь в 21-ом веке гражданские начали смотреть на вооруженные силы Японии через призму кавайности. Самым ярким примером можно считать популярную видеоигру и аниме под названием «Флотская коллекция» (Combined Fleet Girls Collection).
В этой серии военные корабли Второй мировой войны изображены в виде симпатичных девушек в откровенных униформах. Они живут вместе на военной базе, где подростковые драмы разыгрываются на фоне подводных войн. В реальной жизни тысячи людей погибли на кораблях, которых представляют эти девушки. Сложно представить, чтобы американцы или немцы изобразили бы точно также свои корабли «Аризона» или «Бисмарк».
Однако такое кавайное изображение не считается неуважительным. Скорее, это свидетельство глубокой двойственности, которую японцы по-прежнему сохраняют как к своей истории, так и к меняющейся роли своих вооруженных сил. Этой весной премьер-министр Японии Синдзо Абэ был вынужден публично извиниться за то, что сказал «наши военные», вместо стандартного «наши силы самообороны».
Через несколько месяцев он лишь усугубил обстановку, сняв многолетний запрет на отправку японских войск за границу. Этот скандальный законопроект, вызвавший споры в правительстве и демонстрации по всей столице, стал причиной для беспокойства среди граждан и соседних стран.
Эти напряженные непрекращающиеся споры лишь подпитывают парадокс «милой» армии. В Японии, где ценится косвенное общение, симпатичные иллюстрации долгое время играли роль «смягчителей» напряжения и примирителей в конфликтных ситуациях. Таким образом, кавайные талисманы, будь то девушки в мини-юбках или пусковые установки в виде кроликов, являются одновременно и отражением тенденций в поп-культуре, и способом разрядить очень щепетильную обстановку вокруг неоспоримого присутствия военных. Другими словами, волноваться стоит, если японская армия откажется от своих кавайных нарядов, потому что тогда это будет означать, что гражданские и солдаты смирились с этой темой.
Помимо обязательной традиции вставать во время национального гимна, на параде не было других проявлений патриотизма. Многие места были заняты семьями, которые, судя по всему, пришли сюда, чтобы разнообразить свой досуг; на других местах сидели компании молодых парней в футболках с героями аниме. Солдаты хоть и вели себя дисциплинированно, были прекрасно одеты и натренированы, просто не излучали той угрозы, которая обычно ассоциируется с армией и военными в целом. Всего за час мимо зрителей прошло около 1400 войск, 150 транспортных средств и 20 вертолетов разных типов.
Но они напоминали похожие конвои японской военной техники, которые мы постоянно видим в фильмах и аниме – так и хочется представить, что они вот-вот укатят за горизонт сражаться с очередным монстром. «Это самая неугрожающая демонстрация военных сил, которую я когда-либо видела», – сказала моя жена-японка после парада. А потом, словно в доказательство этим словам военный оркестр заиграл музыку. Это была знаменитая тема из «Звездных войн».
Автор: Мэтт Альт, NEWYORKER / перевод newyorker-ru.livejournal.com
Tweet