Вооруженная миссия ОБСЕ на Донбассе: факторы риска

Возможное развертывание вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ сопровождается объективными рисками как для самой Миссии, так и для Украины Сначала эта идея появилась на руинах надежд о привлечения миротворцев ООН для урегулирования на Донбассе. Между тем, сама ОБСЕ заявляла о «достаточности» существующей Специальной мониторинговой миссии и дипломатично ссылалась на необходимость дополнительно изучить вопрос» относительно вооружения наблюдателей.

Наконец, прозвучали заявления на высшем уровне, что вопрос вооруженной миссии «вот-вот» уже согласован, и ремарки на том же высшем уровне, что, оказывается, «остается еще много вопросов».

Наконец, советники лидеров нормандской четверки, которые в июне сошлись в Минске, вроде нашли компромисс вокруг вопроса относительно разведения войск и по модальности вооруженной миссии.

 

По словам заместителя руководителя Администрации Президента Украины Константина Елисеева, к тезису, что предстоящие местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областях должны пройти под наблюдением отдельной вооруженной миссии ОБСЕ, «с пониманием» отнеслись все участники процесса.

Но буквально накануне переговоров, в ДНР прошла демонстративная «массовка», направленная как раз против любого вооруженного международного присутствия на Донбассе.

Потом высказался Путин: мол, он соглашается с украинским президентом в контексте усиления миссии ОБСЕ.

Добавьте к этому, что все стороны переговорного процесса, в первую очередь – в формате «Нормандской четверки»+ОБСЕ, четко понимают – прецедентов привлечения вооруженного персонала ОБСЕ для обеспечения безопасности во время выборов на пока что оккупированной территории без четких перспектив для ее освобождения, – таких прецедентов просто не существует в природе.

СУТЬ ВОПРОСА

В конце апреля текущего года, по обращению Украины, Немецким председательством ОБСЕ были обработаны инициативы относительно организационных, правовых и практических аспектов деятельности вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. В целом, конкретные результаты этой работы являются приемлемыми для Украинской Стороны.

Украина соглашается, что вооруженная Полицейская миссия ОБСЕ должна быть отдельной миссией, которая будет нести исключительную ответственность за безопасность среды на оккупированной территории ОРДЛО, а не полицейским компонентом уже существующей Специальной мониторинговой миссии в Украине (далее – СММ ОБСЕ).

Основной целью вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ должно быть содействие стабильности в ОРДЛО, и, как ожидаемый результат – обеспечение надежного и безопасного проведения избирательного процесса в соответствии с законодательством Украины.

Позиция Украины основывается на том, что мандат миссии должен быть максимально широким, а сама Полицейская миссия станет самой масштабной в истории ОБСЕ.

Основным требованием Украины является настаивание на ОБЯЗАТЕЛЬНОМ размещении вооруженного полицейского контингента на неконтролируемом участке украинско-российской государственной границы с целью недопущения его незаконного пересечения вооруженными формированиями и вооруженными лицами, перемещения военной и специальной техники, вооружения и боеприпасов.

По первыми и довольно приблизительным расчетам, к этой работе должны подключиться, по крайней мере, 10 000 полицейских ОБСЕ. Их главной задачей должна быть полная безопасность прикрытие зоны ответственности на круглосуточной основе 7 дней в неделю.

Разумеется, что этот персонал должен быть обеспечен соответствующими техническими средствами. А это около 2500 патрульных автомобилей, бронированные автомобили и прочее. Количество «брони» должно определяться отдельно, с учетом потребностей организации службы в потенциально «горячих» локациях, с целью защиты мирного населения и персонала миссии, или на случай эвакуации.

Кроме того, для такой миссии ОБСЕ понадобятся специальные средства, в частности, автобусы для быстрого развертывания полицейского контингента, водометы для обеспечения правопорядка, вертолеты, средства для транспортировки задержанных нарушителей и тому подобное. Количество этих специальных средств должно определяться отдельно, ведь будет прямо зависеть от развития оперативной ситуации в зоне ответственности.

При этом Украина должна настаивать, чтобы вооруженный Полицейский контингент ОБСЕ на период исполнения мандата в пределах ОРДЛО должен был бы размещаться не только во всех пунктах пропуска на временно неконтролируемом участке украинско-российской государственной границы, а в контрольных пунктах въезда-выезда на линии соприкосновения, на всех полицейских участках в пределах зоны ответственности, а также в местах отвода тяжелого вооружения сторон.

Безусловно, что такая отдельная миссия ОБСЕ должна контролировать всю избирательную инфраструктуру, включая все избирательные участки (до оккупации на этих территориях их существовало более 2000), во всех местах проведения предвыборной агитации и тому подобное.

По замыслу, миссия должна начать планирование, организацию и сбор информации о современной военной ситуации в ОРДЛО, по крайней мере, за 150 суток до дня выборов. Личный состав и инфраструктура должны начать развертывание, по крайней мере, за 90 дней до выборов, и полностью завершить этот процесс не далее чем за 45 суток.

Важным элементом миссии должен быть контроль за ситуацией после выборов, в том, что касается легитимизации их результатов и поддержания общественного порядка. Исходя из этого, уже после выборов ОБСЕ должна сохранять контроль над ситуацией еще по крайней мере в течение 30-60 суток, и начинать свое организационное свертывание лишь после определенного завершения электоральных процедур и формирования местных органов представительной власти.

РИСКИ

По оценкам экспертов Центра «Борисфен Интел», даже при самом благоприятном развитии событий, этот процесс несет объективные риски как для самой Миссии, так и для Украины.

Например, один из таких рисков – это то, что Российская Федерация вполне прогнозируемо может использовать формат деятельности вооруженного Полицейского контингента ОБСЕ для легализации и расширения собственного военного присутствия на территории ОРДЛО (в т.ч. в формате так называемых «российских миротворческих сил», как это уже происходило в Приднестровье и в Грузии).

Еще один фактор риска заключается в том, что вооруженный Полицейский контингент ОБСЕ может не восприниматься отдельной категорией населения ОРДЛО как такой, что ставит под сомнение полномочия местных правоохранительных органов». Даже с помощью личного оружия персонал Миссии вряд ли сможет решить подобные осложнения. Вероятны инциденты в сфере безопасности могут привести к преждевременному свертыванию операции вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ в ОРДЛО.

Это может вызвать «цепной эффект» и непредсказуемую реакцию со стороны всех сторон конфликта, что является с потенциальной угрозой его новой эскалации.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

Для того, чтобы страны ОБСЕ могли принять положительное решение о развертывании такой Миссии на Донбассе, вероятно, необходимо инициировать и принять специальное постановление Верховной Рады Украины.

Стоит также помнить, что Конституция Украины, а именно – ст.17 Раздела 1, накладывает ограничения на применение вооруженных иностранных контингентов на территории страны. Цитата: «На территории Украины запрещается создание и функционирование любых вооруженных формирований, не предусмотренных Законом. На территории Украины не допускается расположение иностранных военных баз».

Поэтому, для избежание правовой коллизии и недопущения нарушений требований Основного закона необходимо также принять Закон Украины «О порядке развертывания и деятельности на территории Украины вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ с целью обеспечения безопасности и стабильности».

БЮДЖЕТ

Это важный, даже важнейший вопрос. Развертывание такой Полицейской миссии ОБСЕ с широким кругом полномочий и большим количеством людей и техники потребует немалых средств, которые вряд ли можно будет разыскать в бюджете Украины. Поэтому привлечение иностранных доноров и международных организаций является вопросом неизбежным.

В случае принятия консолидированного решения, секретариат ОБСЕ (Постоянный Совет ОБСЕ) может обратиться к Организации Объединенных Наций с просьбой оказать материальную, техническую, консультативную и логистическую помощь ОБСЕ в вопросах развертывания вооруженной Полицейской Миссии в Украине.

По отдельным оценкам международных экспертов, бюджет развертывание такой миссии на 6-месячный период составит 260-280 млн евро, при том что по украинским оценкам эта сумма может составить около 1 млрд долл. США. Это если процесс пойдет без осложнений.

 

Фото: day.kyiv.ua

Фото: day.kyiv.ua

 

ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ

Все стороны, вовлеченные в урегулирование конфликта, должны согласовать «rules of engagement», то есть правила применения оружия, ведь от этого зависит как безопасность персонала, так и успех всей Миссии. Персонал полицейской миссии ОБСЕ, будет иметь право руководствоваться «Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами при поддержании правопорядка», принятыми Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с нарушителями (Гавана, Куба; 27 августа – 7 сентября 1990 года).

Цитата«Служащие органов правопорядка не должны применять огнестрельное оружие против людей, за исключением самозащиты или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного травмирования; для предотвращения совершения особо серьезного преступления, связанного с серьезной угрозой жизни; для ареста лица, которое представляет такую угрозу и оказывает сопротивление их приказам, или для предотвращения его побега, и только тогда, когда менее решительных мер будет недостаточно для достижения этих целей. При любых обстоятельствах умышленное применение силы, имеет смертельное следствие, допустимо только тогда, когда это совершенно невозможно избежать с целью защиты жизни».

 

Последствия обстрела боевиками Горловки / Фото: Юрий Зозуля Укринформ

Последствия обстрела боевиками Горловки / Фото: Юрий Зозуля Укринформ

 

Учитывая, что посттравматический синдром будет накладываться на избирательный психоз, безусловное и сознательное согласование местного населения с мандатом вооруженной Миссии ОБСЕ и этими правилами является критически важным.

НЕОБХОДИМЫЕ ОГОВОРКИ

Приведенные ниже соображения ни в коем случае не является попыткой подвергнуть сомнению целесообразность развертывания вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Но обойти их нельзя, Украина, в первую очередь, должна учитывать эти факторы, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Предостережение первое. По оценкам независимых экспертов, сейчас отсутствуют согласованные политико-дипломатические механизмы принятия консолидированного решения по организации деятельности отдельной вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. В Секретариате ОБСЕ нет конкретных предложений относительно функций, задач, полномочий, а также необходимой численности персонала вооруженной Полицейской миссии и необходимых ресурсов для ее развертывания на временно неподконтрольной Украине территории.

Предостережение второе. Немецкое председательство в ОБСЕ сегодня имеет также лишь ориентировочные оценки, которые на данном этапе не могут отражать реальные параметры и необходимые ресурсы вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ.

Все элементы и составляющие относительно развертывания вооруженной Полицейской миссии ОБСЕ обязательно должны быть прописаны в мандате, который еще надо разработать и принять всеми 57 странами-членами ОБСЕ. Возникает справедливый вопрос, насколько реально завершить такой процесс, с учетом членства и позиции в ОБСЕ такой страны как Россия?

Предостережение третье. Проект ОБСЕ на Донбассе, если будет реализован, – первый в своем роде. ОБСЕ еще ни разу за время своего существования не проводила никакой миротворческой операции (миссии) по принуждению к миру и даже по поддержанию мира (или поддержания правопорядка).

ОБСЕ до сих пор выполняло полномочия только в рамках наблюдательных миссий (мониторинга и контроля ситуации) и посредничества – обязательно в рамках соглашения между ООН и ОБСЕ – и то, только после завершения конфликта.

Миротворческие операции (миссии), разные по содержанию, направленности и конечным результатом, может вводить и проводить только ООН.

В этом контексте любые попытки путинского режима протянуть на Донбасс так называемых «российских миротворцев» под маской ОБСЕ, как свидетельствует печальный опыт подобных действий в Приднестровье и Грузии – это сугубо коварные планы расширения и легитимизации военного присутствия России на оккупированной территории Украины.

Поэтому, Украине стоит смотреть во все стороны. Хотя понятно, откуда и что прилетит, но, на самом деле, прилететь может отовсюду. Это, последнее утверждение, – без всяких оговорок.

Автор: Юрий Радковецвице-президент Независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел», кандидата военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса, УКРИНФОРМ

 

You may also like...