Спецслужбы и безопасность Украины в условиях войны с Россией
В последнее время террор российских спецслужб внутри Украины заметно усилился, заставляя обозревателей задуматься над тем, почему украинские органы безопасности проигрывают в этой тайной войне, которая, собственно, со стороны Москвы никогда не прекращалась ‒ и нет никаких оснований считать, что прекратится когда-либо в будущем.
Особенно циничным и наглым было убийство почти в центре Киева полковника ГУР (Главного управления разведки) Министерства обороны Украины Шаповала, убийство в зоне АТО полковника СБУ Возного, не менее вызывающими были покушения на жизнь бойцов добровольческого чеченского батальона имени генерала Дудаева Адама Осмаева и Руслана Махаури в Киеве.
И это лишь некоторые наиболее резонансные преступления, следы которых ведут на территорию России. Теракты в Киеве привели к тому, что руководство футбольного клуба «Мариуполь» (в базовом городе которого отказался играть ФК «Динамо-Киев») потребовало от руководства киевского «Динамо» гарантий безопасности мариупольских футболистов во время их игры в столице. Киев становится опаснее Мариуполя? То ли смешно, то ли грустно…
Каждое государство имеет такие спецслужбы и такое войско, которые хочет иметь власть, руководящий класс этой страны
Здесь придется перейти к общим и почти философским вопросам. Прежде всего, идеологии и практики формирования спецслужб в независимом украинском государстве. Ведь каждое государство имеет такие спецслужбы и такое войско, которые хочет иметь власть, руководящий класс этой страны. К сожалению, после 1991 года решительных шагов по созданию именно украинских соответствующих структур обороны и безопасности не произошло.
Потому что власть Кравчука, Кучмы, Ющенко (несмотря на патриотическую риторику) и Януковича исходила из не всегда артикулированного, но практически воплощенного лозунга: «Мы будем Украиной, но немного и Россией». В армии остались почти советские униформы у солдат и офицеров, советские флаги воинских частей, их советские названия, культ сталинских маршалов и российских имперских генералов и тому подобное. Кое-что в последние годы под давлением «снизу» было изменено, но далеко не все. И сегодня в Киеве на Печерске на входе в военный лицей имени Ивана Богуна вас встречает не памятник известному украинскому полковнику, а российскому генералиссимусу Александру Суворову, герою многих агрессивных войн Российской империи…
Со спецслужбами после 1991 года тоже было не лучше…
Стратегическая ошибка?
Как показывает история многих спецслужб мира, опыт и профессионализм приобретаются в практической работе
После краха СССР были два возможных пути создания национальных спецслужб. Первым воспользовались страны Балтии ‒ Литва, Латвия, Эстония. Они разогнали местные филиалы КГБ СССР и на пустом месте, с нуля создали свои национальные спецслужбы из новых людей без чекистского прошлого и без советских сантиментов. Конечно, их упрекали в недостатке опыта и профессионализма новых кадров. Но, наверное, руководители Балтийских стран ориентировались на призыв первого посткоммунистического президента Чехии Вацлава Гавела: «Лучше пять лет ошибок, чем пятьдесят лет саботажа».
И как показывает история многих спецслужб мира, опыт и профессионализм приобретаются в практической работе. Многие основатели крупнейших спецслужб какого-либо предыдущего профессионального опыта не имели. Не было такого опыта у Феликса Дзержинского (разве что конспиративно-подпольный), основавшего огромного монстра ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ, не имели предыдущего опыта шеф СС нацистской Германии Генрих Гиммлер и шеф СД Рейнгард Гейдрих, не имел его Аллен Даллес, сначала руководитель нью-йоркского бюро только что созданного Управления стратегических служб, а затем один из основателей ЦРУ США, не имел его Иссер Харель, создатель легендарной спецслужбы Израиля «Моссад».
Не могли похвастаться предыдущей службой в каких-либо структурах и создатели СБ ОУН Николай Лебедь и Николай Арсенич, но Служба безопасности ОУН много лет успешно противостояла НКВД-МГБ-КГБ и Гестапо с СД, спецслужбам Польши, Венгрии, Румынии. Без СБ ОУН освободительная борьба украинского народа на западных землях не была бы такой активной и длительной. Украина после 1991 года выбрала второй путь ‒ превращение республиканского обломка КГБ СССР в украинскую национальную спецслужбу.
Некоторые сегодня говорят, что, мол, в КГБ УССР были какие-то национальные сантименты и потому эту структуру якобы можно было в корне изменить. Но, как говорил шеф КГБ УССР, генерал-полковник Федорчук (на период руководства которого пришелся апогей преследований украинской интеллигенции): «Мы работаем на Союз, никакой Украины в нашей работе нет». Поэтому вызывает удивление выражение известного общественного деятеля и бывшего политзаключенного Семена Глузмана ‒ «украинский КГБ». В чем заключалась его «украинскость»? В привязке к определенной территории? По такой логике Аушвиц-Биркенау (Освенцим) ‒ «польский лагерь смерти»…
Кстати, богатый опыт и профессионализм сотрудников СБУ в Крыму и на Донбассе не помешал большинству из них перейти на сторону агрессора и активно участвовать в преследовании украинских патриотов. Как сказал один из лидеров крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз: «Сейчас в Крыму те, кто предал Украину, судят тех, кто ее не предал».
Как помочь делу?
СБУ более 20 лет в значительной степени использовалась для «феодальных войн» с политическими оппонентами власти и бизнес-конкурентами
К сожалению, СБУ более 20 лет в значительной степени использовалась для «феодальных войн» с политическими оппонентами власти (не Украины!) и бизнес-конкурентами, для «крышевания» предпринимательской деятельности и защиты сомнительных сделок. Журналистский центр расследований дал интересный сюжет на некоторых телеканалах о том, что некоторые офицеры СБУ ездят на элитных автомобилях, абсолютно несовместимых по стоимости с их официальной зарплатой. Не обременена ли эта спецслужба так называемой непрофильной деятельностью? А стоило бы сосредоточиться исключительно на контрразведке, антитеррористической работе, защите государственного строя, борьбе против пятой колонны, против сепаратизма и подрывных проявлений и тому подобное.
Спецслужбам Украины требуются коренные реформы, создание действительно украинской национальной структуры безопасности без чекистского прошлого
Спецслужбам Украины требуются коренные реформы, а, возможно, даже создание действительно украинской национальной структуры безопасности без чекистского прошлого. Сами по себе спецслужбы Украины вряд ли смогут выиграть поединок с российским монстром без массовой поддержки украинского народа, потому что народ ‒ это миллионы глаз и миллионы ушей. Эта борьба, как и на фронте, должна стать всенародной и тогда она будет победоносной. Однако для этого народ должен доверять спецслужбам Украины, а такого доверия, как и ко всей действующей власти, пока не наблюдается. К сожалению, деятельность власти и контролируемых ею спецслужб оснований для доверия не дает.
Что уж говорить, украинская Служба внешней разведки три года не имела руководителя, потому что Верховный главнокомандующий все время (военное время!) искал, как всегда, лично преданного человека на эту должность… Однако все эти проблемы не являются принципиально непреодолимыми, если бы была политическая воля. А с ней власть постоянно имеет проблемы. Не понимая, что без решительного обновления спецслужб будет этих проблем значительно больше.
P.S.: Статья уже была написана, когда произошел инцидент на артиллерийских складах в Винницкой области, одной из версий которого является теракт.
Автор: Игорь Лосев, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА, Радіо Свобода
Tweet