Обнищание по-украински
Минэкономразвития отчиталось об экономических достижениях последних трех лет. Куратор ведомства вице-премьер Степан Кубив гордости не скрывал: успехи очевидны. Хотя некоторые их предпочитают вообще не замечать, пишет Укринформ. Поэтому прежде, чем говорить о том, как изменилась система экономических координат в стране и как она проецируется на жизнь рядового украинца, приведу реальный бытовой эпизод, случившийся на днях. Киев. Спальный район Троещина. Клиент заказал такси. “Ради Бога, ищите мелкие купюры! – говорит приехавший таксист. – Нечем сдачи давать – все, как сговорились, рассчитываются только двухсотками и пятисотками!”.
И это только одно из мелких проявлений тотального “обнищания”, которым так любят пугать народ отдельные политики. Есть и другие проявления – большие и маленькие, и не только в столице. Субъективно, они “малозаметны”, поскольку из-за долговременных эффектов глобальные экономические изменения в стране население начинает чувствовать лет где-то через 5-7. А из-за значительного социального расслоения, образовавшегося в результате системных общественно-экономических кризисов (по данным Госкомстата, доход 34% украинцев, или около 14 млн человек, на сегодня составляет менее фактического прожиточного минимума) это время еще увеличивается.
Макроэкономика – близкая и далекая
Именно в такой ситуации мы сейчас и находимся – ВВП растет, зарплаты и пенсии – тоже, инфляция наоборот снижается, золотовалютные резервы достигли своего максимального уровня за последние годы пять лет, гривна “окрепла”, но украинцы все равно в большинстве убеждены, что “беднеют”. Однако, господа, позвольте, не согласиться. Даже с учетом неравномерного распределения доходов, общая картина в стране отнюдь не апокалиптическая.
За последние три года система экономических координат в Украине существенно изменилась – минусы во многих сферах сменились небольшими, но уже плюсами. Реальный ВВП за последние три года совокупно вырос на 8,4%. Пусть это скромные 2,8% в год, но как это повлияло на жизнь каждого украинца?
Средняя зарплата выросла на 170$ – до 380$ в декабре 2018 года. Минимальная зарплата тоже выросла. Это уже не 55$ в 2016-м, а пусть и очень скромные, но уже 150$. И это только по данным официальной статистики (см. рис. “Уровень жизни”). Сайты поиска работы, например, указывают на то, что в частном секторе средняя зарплата в апреле 2019 года составляет уже 431$ или 11700 грн.
“Это свидетельствует о том, что частный сектор улучшил свои дела и имеет возможность платить высокие зарплаты. Правительство не может административно установить всем высокие зарплаты – это заставит бизнес уходить в тень. Поэтому нашим видением всегда было – создавать условия для развития бизнеса, в частности для производства и экспорта”, – отметил Степан Кубив. Первый вице-премьер-министр также добавил, что уровень теневой экономики во II квартале 2018 сократился с 40% ВВП в 2015 году до 32% ВВП.
О том, что экономика понемногу “светлеет”, свидетельствует и тот факт, что в январе-марте 2019 года, по данным пресс-службы ГФС, в Пенсионный фонд поступило 61,3 млрд грн единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Это на 1,5 млрд гривен, или на 23,2% выше аналогичного показателя прошлого года – и как раз является одним из последствий борьбы с теневыми зарплатами.
«Инфляция 2018 года превысила как наши ожидания, так и наш целевой показатель. Однако впервые за много лет она оставалась в пределах десяти процентов. Мы повысили учетную ставку до 18% и видим результаты. Нам удалось сломать тенденцию, когда инфляция 2015 года превышала 40 процентов, и свести ее до значений, выраженных одной цифрой. Это отличный результат», – сказал Яков Смолий в интервью изданию Central Banking. По его словам, жесткая монетарная политика доказала свою эффективность (в борьбе с потребительской инфляцией может и так, а вот с восстановлением кредитования и более активным промышленным развитием – и нет. – Авт.).
По предварительным данным, международные золотовалютные резервы Украины по состоянию на 1 апреля 2019 года достигли отметки $20,6 млрд (напомним, в 2015 году их объем составил $ 13 млрд). Это нормативный уровень 3,4 месяца будущего импорта, что достаточно для выполнения обязательств Украины и текущих операций правительства и НБУ. В том числе и в части погашения текущих долгов.
“Мое личное мнение – сделано реально много, цифры очень неплохие, но надо еще больше”, – прокомментировал достижения замминистра экономического развития Максим Нефедов (сейчас участвует в конкурсе на должность главы Таможенной службы. – Авт.).
Рубашка, которая ближе к телу
То есть, экономический фон объективно улучшается. И благосостояние, хотя не у всех сразу, но улучшается. Вопрос в том, кто и как это чувствует – украинский бизнесмен, наемный работник, работник, пенсионер, нетрудоспособный… в каждой из этих социальных групп свои возможности и своя “мерка” социальной справедливости.
Но если говорить о трудоспособных, то как раз в этой категории обедневших должно быть меньше. Хотя бы потому, что сейчас границы открыты, и возможностей заработать более $400 – в изобилии. Например, Всемирный банк подсчитал, что за 2018 год объемы денежных переводов украинских заробитчан в Украине составляли $ 14 млрд, что на 19% больше, чем в предыдущем году (хотя НБУ дает цифру ниже – $ 11 млрд). Если отстраниться от того факта, где именно заработаны эти средства, экономическая суть их не меняется – это частные доходы, которые наполняют бюджеты конкретных семей и домохозяйств.
Все же доходы 66% украинцев далеки от прожиточного минимума… Кто же тогда:
– в марте 2019 по данным НБУ купил валюты на $77,3 миллиона больше, чем продал. Тогда как в марте прошлого года ситуация была обратной, когда на наличном рынке было продано на $ 104,9 миллиона больше, чем куплено?
– в 2018 году, по данным НБУ, потратил на зарубежные путешествия $7,8 млрд, оставив только в странах Европы $5,264 млрд (+ 12,9% за последний год)?
– в первые три месяца 2019 года, по данным международной исследовательской компании Nielsen, повысил розничный товарооборот и увеличил Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) на 4.5%?
“Есть признаки положительных изменений. Например, улучшилось социальное самочувствие людей, если его понимать как доступность определенных социальных благ. Сейчас люди считают, что у них больше доступа к определенным благам, чем, скажем, в 2012-2013 годах. То есть это такая противоречивая ситуация”, – отметил украинский социолог, заместитель председателя Института cоциологии НАНУ, доктор философских наук Евгений Головаха. По его словам, уровень социального самочувствия в целом улучшился, в обществе снизились пессимистические настроения и уровень деморализации сегодня ниже, чем был до событий Евромайдана.
Автор: Марина Нечипоренко, Киев; УКРИНФОРМ