Крымские “титушки”, “корсунский погром” и кремлевская пропаганда: факты и свидетельства
История о «Корсуньском погроме» шестой год звучат с экранов российского телевидения и в изложении российских властей. Ею президент России Владимир Путин оправдывает военную операцию по захвату Крыма в 2014 году. С тех пор эта история обросла огромным количеством «подробностей» и мифов, с помощью которых российские власти запугивают жителей Крыма Украиной и «кровавыми бандеровцами», от которых Россия якобы и спасала Крым в 2014-м.
Журналисты телепроекта Крым.Реалии побывали в ключевых местах тех событий и нашли немало фактов и свидетельств, опровергающих российскую версию произошедшего.
События февраля 2014 года под городом Корсунем-Шевченковский Черкасской области легли в основу сразу трех российских пропагандистских фильмов. Согласно версии кинофильма российского журналиста Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», который вышел на экраны в 2015 году, якобы именно после инцидента в Черкасской области в феврале 2014-го в Кремле решили оккупировать Крым. «Когда мы увидели вспышку крайнего национализма, стало ясно, что для людей, Которые проживают именно в Крыму, могут наступить очень тяжелые времена. И только тогда, я хочу это подчеркнуть, возникла мысль о том, что мы не можем просто так бросить людей в беде», – говорит в фильме президент России Владимир Путин.
Впоследствии этот тезис повторили многие российские политики и чиновники, используя его как ключевое оправдание российской аннексии Крыма. Однако цифры и факты сторонников российской версии «Корсуньского погрома» не находят подтверждения, а его очевидцы озвучивают противоречивую информацию.
Так, под Корсунем-Шевченковским, по версии создателей российского фильма, якобы погибли крымчане, и на этом они акцентируют основное внимание. Автор фильма Андрей Кондрашов даже называет «точное число» погибших и пропавших без вести. Ссылаясь на «данные МВД Украины», он говорит, что «Корсунский погром» «унес жизни семи человек, не менее двадцати человек пропали без вести».
Однако детальное изучение этой истории опровергает эти цифры. Мы выяснили, как все было на самом деле. И покажем всю историю – от столкновений протестующих в Мариинском парке в Киеве и до возвращения крымских «антимайдановцев» домой, в Крым.
Приключения крымских «антимайдановцев» в Киеве
В феврале 2014 года, в разгар Революции Достоинства, противники на тот момент президента Виктора Януковича, который отказался от курса страны на евроинтеграцию, располагались на Майдане Независимости в Киеве.
Сторонники действовавшей тогда власти под охраной «Беркута» находились в Мариинском парке. Среди них и «антимайдановцы», которые приехали из Крыма.
Заместитель сотника 14-й сотни Майдана («сотнями» называли самоорганизовавшиеся на Майдане отряды активистов – КР) Иван Кишка рассказывает: 18 февраля 2014 года люди из его сотни первыми вошли в Мариинский парк. Хотели контролировать периметр, но вступили в бой с «антимайдановцами» и не смогли закрепиться там.
«Это был настоящий бой. Одному нашему парню из соседней 15-й сотни оторвало кисть руки. Ведь тогда бросали много гранат – светошумовых и осколочных. Они очень близко подлетали и если тебе попадает в руку, то ясно, что тебе ее оторвет», – вспоминает он.
Затем уже бойцы «Беркута» вытеснили 14-ю сотню из Мариинского парка. Там остались раненые активисты, амуниция и щиты сотни. По словам Ивана Кишки, из 120 человек, входивших в сотню, после этого в строю остались 40.
В следующие два дня боев в Мариинском парке не было. А вот дата 20 февраля 2014 года стала одной из самых трагических в истории Революции Достоинства. От пуль снайперов в форме спецназа «Беркут» в тот день погибли 48 протестующих, которые затем стали героями Небесной Сотни.
И тогда же, 20 февраля, крымским «антимайдановцам» приказали срочно покинуть Мариинский парк Киева, садиться в автобусы и возвращаться домой, в Крым. Спустя шесть лет, мы отправились по тому же автобусному маршруту.
«Корсуньский погром»: по следам российского мифа
Из Мариинского парка в тот день выехали восемь восемь автобусов. Два – с бойцами внутренних войск Украины из Днепра. Еще шесть – с крымскими «антимайдановцами». Автобусы проехали Подгорцы, Обухов, Кагарлык и Мироновку Киевской области. У Корсуня-Шевченковского Черкасской области колонну остановили активисты Майдана.
Это место хорошо узнаваемо на архивных видео событий 2014 года. Вся автобусная колонна протянулась на несколько десятков метров по трассе.
С участниками событий под Корсунем-Шевченковским мы встретились там же, где все происходило в феврале шесть лет назад. Местные жители Сергей Рипа и Александр Самойленко находились на местном блокпосту 20 февраля 2014 года.
Они рассказывают, что тогда к визиту автобусной колонны из Киева готовились.
«Мы ждали «Беркут». Дошла до нас информация, что здесь будет ехать крымский «Беркут», – говорит Сергей Рипа.
18 февраля 2014 года недалеко от Мариинского парка в Киеве, где располагался крымский «Беркут», погибли 23 «майдановца». В тот же день, на улице Институтской в Киеве, где дежурили бойцы севастопольского «Беркута», погибли пять «майдановцев».
Активисты из Корсуня-Шевченковского рассказывают: были убеждены, что через их город на автобусах едут бойцы крымского «Беркута». За час до появления «антимайдановской» автобусной колонны в Корсуне-Шевченковском узнали, что в одном из автобусов – заложник, которого по дороге захватили на блокпосту в Мироновке.
Первыми активисты остановили и проверили автобусы с бойцами внутренних войск Украины, которые сопровождали колонну.
«Вышел майор один, фамилию не помню. Показал сумку, в которой были затворы от оружия, и сказал, что оружие опечатано, лежит в рундуках автобуса. Открыл, показал, их вывели всех. Они пытались немного бодаться с ребятами, но быстро успокоились. Когда все осмотрели, им разрешили поехать дальше», – вспоминает Сергей Рипа.
Остальные шесть автобусов, с крымчанами, проверку в Корсуне-Шевченковском не прошли. «Они, когда подъезжали, начали бросать из окон светошумовые гранаты», – утверждают активисты.
Водителей автобусов заставили показать содержимое багажных отделений. Кое-что из изъятого Сергей Рипа сохранил. «Там были палки, лемех от плуга. Через шесть лет коррозией покрылся, но тогда он был заточен. И вес его не менее трех килограммов. Щиты были четырнадцатой сотни. Соответственно, это те щиты, которые были в боях, на Майдане и были отжаты у ребят», – утверждает он.
Этот щит мы показали Ивану Кишке – одному из руководителей 14-й сотни Майдана. Амуниция действительно могла принадлежать парню из его подразделения, говорит он. Крушить автобусы под Корсунем-Шевченковским начали, когда активисты нашли самодельные мачете, каски и трофейные щиты майдановцев 14-й сотни Майдана.
«Да, били их, били дубинками. Автобус били, было такое, да. Это был именно пик этой физической расправы, когда увидели именно мачете, арматуру. Ну, всякое такое холодное оружие, каким именно можно убить», – рассказывает очевидец событий Александр Самойленко.
Крымские «антимайдановцы» везли с собой и огнестрельное оружие, утверждает Сергей Рипа. И это тоже послужило причиной, по которой активисты начали крушить автобусы и бить окна.
Были ли расстрелы?
Главная героиня российского фильма «Корсуньский погром» – Оксана Медиева из Симферополя. В кино она рассказывает все в подробностях. Хотя, как утверждают активисты Майдана, всех троих женщин из автобусов они «эвакуировали в первую очередь».
Александр Самойленко вспомнил: «Эта женщина тучная пожаловалась на сердце, насколько я помню. Мы вызвали медицинскую помощь. А других двух молодых, лично я попросил ребят, чтобы они взяли сумки, и их довели до блокпоста. Они постоянно находились там».
После возвращения в Крым в симферопольской больнице Оксана Медиева говорила, что погибших среди крымчан не было. А позже в российском кино сказала, что якобы собственными глазами видела убийства: «Вот так вот вытащили из автобуса, выстрелили в лоб и сразу вот так в лесопосадку выбросили».
Под присягой в Оболонском суде Киева по делу о госизмене беглого президента Виктора Януковича Оксана Медиева об убийствах вновь не сказала ни слова. Вспомнила только выстрелы. «Выбежал человек, стал стрелять в лобовое стекло. И наш водитель Роман выставил руки, потому что прямо в него он стрелял», – сказала она.
Показываем активисту Сергею Рипе эпизод из российского фильма «Крым», похожий на описанный Оксаной Медиевой. На видео – мужчина стреляет в лобовое стекло автобуса.
Он отрицает возможность подобного развития событий: «Нет, выстрелов не было. Были у нас заготовлены, откровенно вам скажу, коктейли Молотова. Это было. Мы готовились к обороне, поскольку с опытными людьми сложно вести переговоры. Особенно с теми, которые расстреливали (людей на Майдане – КР)».
Но выстрелы были. И это слышно на видео. Один из лидеров Майдана в Корсуне-Шевченковском Владимир Зуенко, который тоже находился на блокпосту в тот день, выстрелы признает, но утверждает, что стреляли тогда не в людей. «Никаких призывов к тому, чтобы обстреливать или убивать, с нашей стороны не было. Но один из активистов выстрелил в мотор автобуса, который разворачивался, чтобы «бежать» в Киев. Автобус заглох. Никаких ранений не было, ни одного убитого», – утверждает он. После событий 2014 года Владимир Зуенко перебрался в США, работает дальнобойщиком.
«Подтверждений не нашли»
Об отсутствии погибших и пропавших без вести во время тех событий сообщала полиция Черкасской области. Согласно официальной информации ведомства, следователи проводили розыскные мероприятия в рамках уголовных производств по другим статьям, но на данный момент они закрыты.
«Расследовалось уголовное производство, которое было открыто по части 3 статьи 194 (умышленное уничтожение имущества) Уголовного кодекса Украины и также по части 1, статьи 294 (массовые беспорядки) Уголовного кодекса Украины. С учетом установленных обстоятельств и собранных доказательств следователями 10 октября 2017 года уголовное производство было закрыто», – сообщила и. о. пресс-атташе главного управления Национальной полиции в Черкасской области Наталья Ткачук.
На момент инцидента в Черкасской области председателем Совета министров Крыма был Анатолий Могилев. Он до сих пор осуждает нападение на автобусы с крымчанами в 2014 году. Но тоже признает – тогда никто не погиб.
«Я сам видел эти автобусы. Фотографии этих автобусов. Погибших, слава Богу, нет!», – рассказывал он ранее в интервью Крым.Реалии. Он обещал предоставить эти фотографии нашей редакции, но до сих пор этого не сделал.
Подтверждений убийств нет – признавал это по горячим следам и глава крымского парламента Владимир Константинов.
«Сказали начальнику штаба партии (Партии регионов – КР), что было расстреляно у него на глазах семь человек, трупы погрузили в мусорный контейнер и тут же увезли. Мы подтверждений этому не нашли», – заявлял он в 2014 году.
«Мы титушки и нас наказали»
«Крымчан сжигали в автобусах заживо» – еще один шокирующий эпизод российского кино. Вот лишь несколько цитат от «жертв»: «Они сначала его подожгли сбоку, мы не могли выйти, у нас заклинило двери», «заставляли есть осколки разбитых окон автобуса», «люди брали, несмотря ни на что, ели, потому что жить хотелось всем».
Два автобуса действительно сожгли, рассказали активисты из Корсуня-Шевченковского.
На одном написали краской: «Мы титушки, и нас наказали».
Активисты предоставили нам эти фотографии.
«Это неправда, что их (крымских активистов «антимайдана» – КР) сжигали живьем, абсолютно нет. Их (автобусы – КР) уже сожгли, когда они были с открытыми багажниками, разоружены и совершенно пустые. Автобусы разоружили, вывели всех, и уже тогда бросили в них коктейли Молотова», – утверждает Александр Самойленко.
Стекло же от разбитых автобусов, по его словам, «антимайдановцев» заставляли не есть, а убрать с трассы.
Об этом же в суде по делу о госизмене Януковича говорил и Валерий Луговской – крымчанин, который в 2014 году находился в одном из автобусов. «Заставляли собирать стекло от разбитых автобусов. Мы собирали, сносили в одну кучу, можно сказать, была уборка территорий дополнительная», – рассказывал он.
О чем молчит российская пропаганда
От села Мироновка до Корсуня-Шевченковского – почти 30 километров. В российских пропагандистских фильмах о Мироновке – ни слова. Хотя именно там автобусы с крымскими «антимайдановцами» наткнулись на первый блокпост активистов Майдана.
На нем крымчане-«антимайдановцы» нескольких избили, а одного взяли в заложники, рассказывают местные. Активисты в Корсуне-Шевченковском узнали об этом и принялись искать этого пленника, остановив автобусную колонну. Это слышно на единственном видео, снятом на месте событий.
Владимир Зуенко – один из тех, кто утверждает, что своими глазами видел заложника. «Я видел одного, когда выводили людей (из автобуса – КР). Он закричал: «Меня не трогайте, я из Мироновки», – вспоминает он.
Что именно случилось в Мироновке, достоверно неизвестно и теперь, спустя почти шесть лет. Выяснить обстоятельства мы пытались в местном горсовете. Бывший милиционер Виталий Савенко – мэр Мироновки с 2010 года. Об этой истории знает.
В Мироновке мы нашли владельца микроавтобуса, который пытался помешать автобусной колонне крымчан в 2014 году. Он отказался говорить на камеру и попросил не называть его имени. На условиях анонимности рассказал, что сам в столкновении с «антимайдановцами» почти не пострадал. Но другого жителя Мироновки, по его словам, крымские «антимайдановцы» ранили ножом, а еще одного взяли в заложники и угрожали, что «живым его уже не увидят». Освободили пленника на блокпосту под Корсунем-Шевченковским.
Никто из троих пострадавших в Мироновке публично говорить о событиях 20 февраля 2014 года не хочет. Но подтверждение истории мы нашли в районной больнице села Мироновка. В тот день в 2014 году за помощью действительно обращался парень, говорит заместитель главного врача. Записи об этом сохранились в журнале.
«Госпитализирован в хирургическое отделение. Из слов пострадавшего, около часа назад получил удар ножом в правую голень.То есть врач все подробно описывает, и анамнез тоже. Госпитализирован в хирургическое отделение, была резаная рана», – рассказала она.
Этот случай подтвердили и в полиции Мироновки. Но уголовного производства правоохранители не открывали. Поясняют, что пострадавший «от объяснений по поводу получения телесных повреждений отказался и написал заявление, в котором отметил, что уголовного преступления по отношению к нему совершено не было и претензий по данному поводу он ни к кому не имеет».
«Вы подумали, мы будем убивать, а мы вас спасли»
История крымчан в Черкасской области не окончилась 20 февраля 2014 года. В течение суток активисты Майдана собирали «антимайдановцев» по соседним селам. Те разбежались после того, как автобусную колонну остановили под Корсунем-Шевченковским.
«Мы на двух грузовых автобусах собирали их по дороге, по лесополосам и свозили на железнодорожную станцию. Одни поехали на уцелевших автобусах, а другие – около 60 человек, с железнодорожной станции двинулись в сторону Крыма», – рассказывает Владимир Зуенко.
Он утверждает, что за свой счет покупал крымчанам билеты на поезд, перевозил автомобилями через блокпосты. Жители Корсуня-Шевченковского, по его словам, кормили крымских «антимайдановцев» и покупали для них продукты в дорогу.
«То все ерунда, что они рассказывают. Мы купили билеты за свой счет и поехали они, минуя тем самым остальные блокпосты, которые были по дороге», – утверждает Сергей Рипа.
В открытом доступе сохранились видео с событий в Корсунь-Шевченковском 21 февраля 2014 года. Тогда на железнодорожный вокзал крымчан выстроили в шеренги. За кадром –- голос Владимира Зуенко. «Вы подумали, что мы вас будем убивать, а мы вас спасли и отправляем домой. В отличие от того, что ваши творили в Мариинском парке. Убивали наших», – обращается он к «антимайдановцам».
В итоге им передали флаг Украины и попросили исполнить национальный гимн. Крымчане спели.А после возвращения домой рассказали свою версию истории российским журналистам. На основании этих сведений кремлевская пропаганда распространила фейк о так называемом «Корсуньском погроме». После чего Владимир Путин решил «спасать» Крым и крымчан.
Авторы: