Петля Рудольфа Гесса. Кому нужна была смерть заместителя Гитлера?
По свидетельствам очевидцев, сотрудники британских спецслужб попытались отправить в могилу вместе с нацистским преступником скандальные тайны Второй мировой войны. Подтверждают ли это секретные документы? Ровно 20 лет назад, 17 августа 1987 года, в берлинской тюрьме Шпандау умер 93-летний заключённый, которого охрана называла просто — «узник № 7». Приговорённый в Нюрнберге к пожизненному заключению, последние годы он провёл совершенно один в огромном комплексе из 132 камер, рассчитанном на 600 человек. Его стерегли сто военнослужащих СССР, Британии, Франции и США — содержание ежегодно обходилось в миллион долларов. По официальным данным, бывший заместитель Гитлера по партии, редактор «Майн кампф» Рудольф Гесс в этот день повесился в домике в тюремном саду. Согласно мнению его семьи, адвоката, троих сотрудников тюрьмы, а также медицинской экспертизе в Мюнхене — был задушен агентами спецслужб. В 20-летнюю годовщину одной из самых загадочных смертей XX века корреспондент «АиФ» сопоставляет документы и мнения, пытаясь понять — что же всё-таки произошло тогда в Шпандау?
«Надзиратель увидел шнур на его шее»
…ТЮРЕМНАЯ администрация разъясняет обстоятельства смерти Гесса по-военному сухо. 17 августа в 13.30 заключённому разрешили выйти в сад. Одевшись, в 14.10 он спустился на лифте вниз и направился к садовому домику, где сел в кресло и приступил к чтению газет. Около кресла были установлены две лампы. Примерно через пять минут надзиратель заглянул в окно и увидел, что Гесс лежит на полу с электрошнуром на шее, — конец провода привязан к оконной ручке. Надзиратель вызвал санитаров, которые сделали заключённому искусственное дыхание и массаж сердца. В 15.32 в Шпандау приехала «скорая», Гесса срочно доставили в госпиталь, и в 16.10 была констатирована смерть.
Нестыковки в официальной версии начались почти сразу же: один из очевидцев происшествия, служащий тюрьмы Абдаллах Мелауи, дал совершенно другие показания:
«Случайно зайдя в сад, я увидел следующую сцену: Рудольф Гесс лежал на земле, а рядом курили двое незнакомых мне военных в форме США. Я попробовал пульс Гесса — он не прощупывался — и крикнул: «Вы не видите — этот человек умирает?» Один из незнакомцев стал массировать Гессу грудную клетку: причём с таким усердием, что сломал ему девять рёбер и разорвал несколько внутренних органов. Официально заявляю: эти люди в форме специально делали всё, чтобы Рудольф Гесс не выжил».
…Однако с этим утверждением категорически не согласен Владимир Черных (бывший советский директор межсоюзной тюрьмы Шпандау в 1983–1988 гг.), приславший в редакцию «АиФ» обширное письмо. Он подтверждает, что рёбра у заключённого № 7 действительно были сломаны, но это «является нормальным последствием интенсивного массажа сердца». Как свидетельствует г-н Черных, на теле не было никаких синяков или следов избиения, кроме ссадины на затылке и лёгкого ушиба правой височной мышцы, появившегося, очевидно, при падении на спину.
«Будешь убивать себя — зови на помощь»
…СЫН Рудольфа Гесса, инженер Вольф-Рюдигер, продолжал расследование смерти отца 14 лет, пока сам не умер от инфаркта. Семь лет назад в интервью в Мюнхене он подробно изложил мне своё видение того, что именно произошло в Шпандау в тот день:
«Отца убили два переодетых агента британской специальной службы — Ми-5 (хотя обычно ликвидацией неугодных персон за рубежом занимается Ми-6). КГБ СССР в известность о готовящейся операции не поставили. Её спланировали так быстро, что она даже не получила обычного в таких случаях кодового названия. Агенты прибыли в Шпандау 15 августа, получив надлежащие инструкции. Отца попытались задушить четырёхфутовым кабелем, но он стал вырываться и звать на помощь — об этом позднее дал подробные показания американский сержант Джордан. Далее последовало «искусственное дыхание», закончившееся переломанными рёбрами. В 1989 году мне передали жалобу Гесса администрации Шпандау (экспертиза подтвердила, что он писал её 4 апреля 1987-го) — в ней он требовал увольнения охранника, который говорил отцу: «Если соберёшься убить себя, обязательно позови меня на помощь». У меня также имеется аудиозапись переговоров двух офицеров, сделанная спецслужбами в тюрьме: «Летний домик в саду будет сожжён в течение 48 часов, и даже основная улика — электрический провод — превратится в дым. И никто не сможет никогда доказать, что старый нацист не повесился собственноручно».
Дом и верно сожгли, а саму тюрьму Шпандау снесли через неделю — поразительная скорость. Вскрытие тела моего отца, проведённое всемирно известным профессором Шпанном в Мюнхене, показало, что Гесса сначала задушили, а потом уже подвесили на шнуре от лампы: на его шее двойной след от петли. Я передал документы в Скотленд-Ярд, который возбудил «дело об убийстве». Однако вскоре по приказу генпрокурора Алана Грина дело было прекращено без объяснения причин».
…Экс-директор Шпандау Владимир Черных называет такую теорию «бредовой» и объясняет, что нацистский преступник оставил в кармане пиджака предсмертную записку: графологическая экспертиза доказала, что она написана его рукой. Гесс-младший, признавая подлинность этой записки, тем не менее утверждал, что «отец составил её в декабре 1969 года, когда заболел воспалением лёгких. Позднее записка была у него изъята охраной и помещена в архив тюрьмы. Когда я позже обратился за ней, мне сказали, что она утеряна. Я видел отца за день до смерти, он чашку кофе не мог держать в руках. Однако, по данным осмотра тела в Шпандау, он затянул себе провод на шее с такой силой, что тот врезался в кожу до кости. Каким образом ему это удалось?»
…И тут возникает интересный вопрос: а что такого мог знать дряхлый заместитель Гитлера, за что его следовало убивать? Общеизвестно: 10 мая 1941 года Гесс совершил неожиданный полёт в Британию, где выбросился с парашютом над Шотландией и сообщил, что «приехал заключить мир». В Третьем рейхе Гесса объявили сумасшедшим, а в Лондоне поместили в тюрьму Тауэр, подвергнув серии допросов. Содержание этих бесед до сих пор находится под грифом «секретно»: их планировалось рассекретить лишь в 2017 году. Однако недавно было заявлено: рассматривается вопрос, чтобы отложить открытие архивов ещё на 34 года, хотя, по словам властей, «материалы не содержат ничего сенсационного». В 1982 году сын Гесса тайно передал отцу небольшую записку во время личного свидания: «О чём же велись разговоры в камере Тауэра?» Ответ потряс его своей откровенностью…
Подпольная переписка «узника № 7» с сыном и священником — что содержалось в перехваченных охраной письмах? Почему директор Шпандау, военная переводчица и старший надзиратель придерживаются разных мнений о причине смерти Рудольфа Гесса?
Продолжение следует
На фото вскрытие тела Гесса в клинике Мюнхена. На шее — две разные борозды от удушения.
Георгий Зотов; фото из архива семьи Рудольфа Гесса, АиФ