Киев – могильник ядовитых отходов. Самые опасные места столицы
За год только предприятия «Киевэнерго» выбрасывают в воздух столицы более чем 22 миллиона тонн химических веществ, а «Киевводоканал» сбрасывает в реку Днепр свыше 25 миллионов кубических метров опасных отходов.
Увидев эти цифры, сотрудница нашей газеты заявила, что поедет жить с мужем и детьми в Канаду. «Почему в Канаду?» – «Потому что там, в отличие от Киева, чистый воздух. Мне страшно за детей».
Отвлекаемые повседневными заботами, мы обычно не задумываемся о чистоте природной среды в столице. Мало кто из киевлян догадывается о том, сколько и до какой степени опасных для человека веществ используется и хранится в нашем городе.
Возле завода «Радикал» (за ст. метро «Черниговская» и «Лесная»), буквально пропитанного ртутью, нельзя строить дома. и, тем не менее, там вырастают новые высотки. На ГП «Запад» (на пр-те Академика Вернадского) хранятся 111 контейнеров со смертельно опасным бериллием – настоящей бомбой замедленного действия. Утилизировать отходы бериллия нельзя – их можно только захоронить, а идея вывоза их в Россию так и «застыла» на стадии переговоров. в информации, предоставленной Государственным управлением охраны окружающей природной среды Киева, четко указано: сооружения Бортнической станции аэрации физически и морально изношены. за этим кроется реальная угроза экологической трагедии – если прорвет дамбы, которые держатся уже «на честном слове», В Днепр хлынут неочищенные стоки и ил. между тем деньги на решение этих проблем городская власть не выделяет уже десятки лет. пока не грянет гром? ведь, по большому счету, то, на что сейчас закрывают глаза и предпочитают считать проблемами предприятий, скоро может стать нашей с вами проблемой.
ТОЧКА 1 – ЗАВОД «РАДИКАЛ». ОПАСНОСТЬ – РТУТЬ
Промплощадка за ст. метро «Черниговская» и «Лесная»
Киевский завод химикатов «Радикал» был открыт в лесу за городом в 1949 году для выпуска химреагентов, применявшихся в оборонной промышленности и в энергетике. В электролизном производстве широко использовалась ртуть, до 2 тыс. тонн которой ежегодно оседало на территории завода. В результате за 37 лет ее накопилось на территории десятки тысяч тонн. Как рассказал «КС» начальник отдела Киевской городской СЭС Сергей Тимошенко, вследствие ртутной интоксикации мало кто из рабочих «Радикала» доживал до 40 лет.
В конце 80-х годов завод закрыли, и оставшиеся без заработка рабочие стали растаскивать на продажу оборудование из цветных металлов, обильно загрязненное ртутью. В результате пришлось отселять немало семей из жилищ и проводить демеркуризацию жилья.
В 90-е годы на завод назначили санатора для очистки территории, а он стал активно сдавать ее в аренду предпринимателям по низкой цене. Лабораторный корпус завода, как наиболее чистый, купило под склады издательство «Блиц-Информ». Но охранники складов дружно начали болеть – в крови и моче у них обнаруживали ртуть. Тогда издательству пришлось потратиться на проведение глубокой демеркуризации территории. Силами Харьковского спасательного отряда всю видимую ртуть с предприятия собрали и увезли на ртутьдобывающее предприятие в Донбассе. Однако строения и многие участки территории остаются загрязненными, ведь пары ртути накапливаются в стенах и полу. Следы ртути находили даже в почве на
ул. Киото. Специалисты опасаются, что вредный для здоровья жидкий металл может собираться под землей в целые озера и мигрировать с грунтовыми водами в сторону Днепра. В частности, считает Сергей Тимошенко, именно эта причина препятствует освоению территории массива Соцгород под элитное строительство.
Разумеется, невозможно никакое жилищное и даже офисно-торговое строительство и на самой промплощадке «Радикала» и соседнего с ним комбината «Химволокно». Однако, как сказал в беседе с «КС» первый заместитель начальника Управления охраны окружающей природной среды Виктор Токаренко, эта территория может стать крупным логистическим центром на окраине Киева. Для этого можно использовать сохранившуюся промышленно-транспортную инфраструктуру (инженерные сети, железнодорожную спецстанцию, автодороги). При этом инвесторов, считает он, следовало бы освободить от платы за землю, но заставить вложить средства в очистку территории.
Заместитель директора межведомственного экологического центра при НАН Украины Александр Мнищук рассказал «КС» о том, что, хотя в свое время и была проведена уборка помещений предприятия, насколько это было возможно, сегодня существует потенциальная опасность, так как вся его территория «нартучена».
– Тем более опасно то, что этот объект находится в черте города, – отметил Александр Евгеньевич. – Например, санитарная защитная зона вокруг завода должна составлять три километра, и ни один жилой дом не может быть построен в ней. А их вокруг завода строится много.
ТОЧКА 2 – ГП «ЗАПАД». ОПАСНОСТЬ – БЕРИЛЛИЙ
Пр-т академика Вернадского, 38
По этому адресу с 70-х годов работал рядовой советский «почтовый ящик», производивший оптические приборы для подводных лодок. Для шлифовки оптики применялись соединения бериллия. В 1989 году заводик прикрыли, а промышленные отходы бериллия остались. Их поместили в 111 стальных контейнерах и хранят на ГП «Запад», созданном на месте бывшего п/я.
По данным Государственного управления охраны окружающей природной среды Киева, проведенными исследованиями установлено, что почва площадки, где расположены контейнеры с бериллийсодержащими отходами, существенно загрязнена бериллием (значение до
7 раз превышают фоновую величину), а складирование этих отходов на предприятии невозможно даже в герметических контейнерах в связи с опасностью для здоровья как работников, так и населения прилегающих территорий.
По словам Сергея Тимошенко, механизм миграции бериллиевой пыли в природе изучен мало, в Украине нет технологии ее переработки. Между тем хранение бериллиевых отходов на проспекте Вернадского сдерживает развитие этой городской территории.
Как сообщил Виктор Токаренко, Управление охраны окружающей природной среды потратило немало сил и времени в поисках места для хранения злосчастных контейнеров за пределами Киева. Были предложения построить завод по переработке в самой столице, однако скоро все поняли, что для Киева это будет уж слишком. Были поездки чиновников по области, на Полтавщину – и везде киевляне получали отказы местной власти, никто не хотел иметь дело со столичным «добром». Наконец, объявилась киевская фирма «Банкометалл», которая вызвалась вывезти контейнеры в Россию для переработки этих отходов. Сейчас КГГА ведет с фирмой переговоры по технике решения проблемы.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…
– Когда все работы на предприятии прекратились, встал вопрос, что со всем этим делать, – рассказывает директор ГП «Запад» Эрнст Рудой. – Дело в том, что эти отходы нельзя утилизировать, – их можно только захоронить. Вот и был создан пункт временного (!) хранения отходов на территории предприятия.
По словам Эрнста Павловича, ближайший жилой дом или любая другая структура должна находиться на расстоянии от предприятия не менее одного километра. Между тем за забором «Запада» стоят другие здания.
– Мы зарегистрированы как потенциально опасное предприятие, – продолжает Эрнст Рудой. – Нас не финансируют вообще, своих средств у нас нет. Здесь остались одни пенсионеры, на их пенсии мы и работаем. Потому что государство не может обеспечить зарплатой 27 человек.
Вопрос о том, что будет, если эти люди в один прекрасный день не выйдут на работу, больше риторический.
– Работают люди только потому, что с 70-х годов они как одна семья. И не выйти просто не могут, – объясняет Эрнст Павлович. – А народ-то у нас в городе любознательный. И металла на территории много – один контейнер весит тонну. А еще в контейнерах есть приборы с содержанием драгоценных металлов.
Ежемесячно контейнеры проверяются на предмет утечки бериллия, возможной из-за перепадов температур воздуха.
К счастью, территория предприятия пока что охраняется.
ТОЧКА 3 – ИНСТИТУТ ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НАН УКРАИНЫ.
ОПАСНОСТЬ – РАДИАЦИЯ
Пр-т Науки, 47
В институте работает исследовательский атомный реактор ВВР-М мощностью
10 МВт. Отходы работы реактора институт сдает в Россию для переработки. По мнению Сергея Тимошенко, факторами риска для города в данном случае является расположение института в оползневой зоне и интенсивное жилищное строительство – высотки уже подступают к его территории.
ТОЧКА 4 – ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ ИМ. ПИСАРЖЕВСКОГО. ОПАСНОСТЬ – РАДИАЦИЯ
Пр-т Науки, 31
На территории института в рабочем бассейне уже много лет хранятся отходы радиоактивного кобальта, использовавшегося при проведении научных исследований. Для захоронения этих отходов необходимо изыскать около 1 млн. грн. Таких денег у ученых нет.
ТОЧКА 5 – СПЕЦКОМБИНАТ «РАДОН». ОПАСНОСТЬ – РАДИАЦИЯ
Пос. Пирогово
В хранилище спецкомбината с 80-х годов свозили радиоактивные отходы из всех соседних областей страны. Теперь они хранятся на глубине 10 м в специальных контейнерах. Хранилище пополняется отходами с предприятий, больниц и т. д.
По информации Виктора Токаренко, несколько лет назад на спецкомбинате произошла авария с повреждением контейнеров с отходами, в результате чего радиоактивный тритий попал в почву. По оценкам экспертов, через 10 лет этот радионуклид с грунтовыми водами может попасть в речку Вита, протекающую неподалеку и впадающую в Днепр. На финансирование последствий аварии город выделил предприятию 1 млн. грн.
В КГГА, сказал Виктор Токаренко, рассматриваются планы перезахоронения радиоактивных отходов с «Радона» в спецхранилище, создаваемое в зоне отчуждения ЧАЭС. Но на это потребуется 90 млн. грн.
ТОЧКИ 6, 7, 8 – ХЛАДОКОМБИНАТЫ № 2 И № 4, ЗАО «КИЕВРЫБА». ОПАСНОСТЬ – АММИАК
Пер. Красноармейский, 3
Ул. академика Белецкого, 34
Воздухофлотский пр-т, 62
Два года назад на комбинате «Киеврыба» произошла производственная авария с выбросом аммиака. В настоящее время на этих предприятиях ведется подготовительная работа по замене аммиака на более безопасный хладагент.
ТОЧКА 9, 10 – ДНЕПРОВСКАЯ И ДЕСНЯНСКАЯ
ВОДОПРОВОДНЫЕ СТАНЦИИ ОАО “АК «КИЕВВОДОКАНАЛ». ОПАСНОСТЬ – ХЛОР, АММИАК
Минское шоссе, пос. ДВС
Пр-т А. Навои, 1
Высокий износ оборудования станций повышает риск аварии. По данным Государственного управления охраны окружающей природной среды Киева, выбросы загрязняющих веществ в Днепр (так называемых обратных вод) с этих объектов ежеквартально составляют около 3940,924 тыс. кв. м.
Однако, по словам Сергея Тимошенко, город не может в ближайшее время отказаться от очистки воды с помощью аммиака и хлора – альтернативы этим реагентам пока что нет.
ТОЧКА 11 – ТЭЦ-6 КОМПАНИИ «КИЕВЭНЕРГО».
ОПАСНОСТЬ – ВЫБРОСЫ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА
И АЗОТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Деснянский район, ул. Пуховская, 1-а
Станция производит тепло и электроэнергию для Киева и является одним из крупнейших загрязнителей городской среды. Основным топливом на ТЭЦ является природный газ, резервным – мазут. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в четвертом квартале 2007 года составил 818,445 тонн.
Интересно, что уменьшение в прошлом году количества сожженного топлива и сокращение производства электроэнергии повлекло за собой и снижение уровня вредных выбросов в атмосферу сразу на 160,955 тонн, или на 19,7%.
ТОЧКА 12 – ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА. ОПАСНОСТЬ – ГАЛЬВАНИЧЕСКИЕ ШЛАМЫ
Отходы гальванического производства относятся к второму-третьему классам опасности. В 2007 году предприятия города сдали их на переработку 142 тонны, а у себя оставили храниться 437 тонн. Дело в том, объяснил Виктор Токаренко, что стоимость утилизации одной тонны шламов доходит до 3 тыс. грн., и предприятию, конечно же, выгоднее оставить у себя и отходы, и деньги. «А мы, – подчеркнул Виктор Токаренко, – следим за тем, чтобы эти отходы не вывезли ненароком на свалку или просто куда-нибудь в лес. Однако риск для города остается».
РАДИАЦИОННАЯ ЗОНА СТАНЕТ ЖИЛОЙ?
На радиоактивной территории киевского спецкомбината «Радон» и вокруг него могут появиться жилые дома. По данным Киевского эколого-культурного центра, 160 гектаров зараженной земли, оказавшейся вблизи элитных киевских районов, стали объектом интересов застройщиков.
Эксперты предсказывают Киеву экологическую катастрофу
Кравчук решил, «Радон» не сделал
Спецкомбинат «Радон», который в народе называют кладбищем атомных отходов, расположился в Голосеевском районе столицы, недалеко от элитной Конча-Заспы и Феофании. Он окружен внушительной санитарно-защитной зоной, которую ранее планировали превратить в заповедную.
«Радон» всегда представлял реальную угрозу для Киева. Сюда уже полвека свозят радиоактивные отходы не только из Киева, но и из пяти ближайших областей – Житомирской, Черкасской, Черниговской, Хмельницкой и Винницкой. Само хранилище находится в аварийном состоянии. Но это не смущает желающих заполучить радиоактивные гектары. Что ждет киевлян в результате очередного земельного передела?
Как только улица Коммунальная, где расположен этот спецкомбинат, оказалась в черте города, сразу же заговорили о его выселении за пределы столицы. Но хотя дальше разговоров дело так и не пошло, сейчас комбинат, похоже, начинают активно выживать, задействуя проверенный временем механизм различных проверок.
А последнее десятилетие, поскольку давно истек срок эксплуатации железобетонных конструкций хранилища, он находится в аварийном состоянии. Эксперты предупреждают, что это может обернуться серьезной экологической катастрофой. И хотя Киев настойчиво просит правительство избавить его от такого соседства, вопрос не решается. Средств, выделяемых самим городом, едва хватает на то, чтобы хоть как-то держать ситуацию под контролем.
Кстати, Минздрав Украины еще до Чернобыльской катастрофы требовал, чтобы спецкомбинат был вынесен за пределы Киева. Но после взрыва, напротив, его стали расширять и свозить туда все «фонящие» отходы. Требовал его переноса уже в 90-х годах прошлого столетия и президент Украины Леонид Кравчук, подписав об этом соответствующее распоряжение. Но его не выполнили.
Подзаг Тритиевый вопрос
Такая беспечность обернулась первой трагедией, которую сложно назвать локальной. На «Радоне» была утечка трития, о чем общественности сообщили экологи. Он с водами протекающей рядом речушки Виты оказался в Днепре. А это вещество при попадании в человеческий организм способно вызывать не только раковые заболевания, но и мутации. Но и это не заставило правительство решать проблемы, с которыми спецкомбинат самостоятельно справиться не в силах.
Кстати, тритиевый вопрос не закрыт до сих пор. Из железобетонных траншей необходимо откачать еще около 400 кубов загрязненной воды. На это из городского бюджета выделены 900 тысяч грн. Киев уже приобрел более 250 специальных контейнеров — для транспортировки опасного груза, но вопрос с новым местом захоронения завис в воздухе.
Средств, чтобы хранить тысячи кубометров радиоактивных отходов, не хватает. «Территория, где хранится вся эта отрава, сильно загрязнена, — разъясняет директор Киевского межобластного предприятия «Радон» Владимир Андриевский, — а с нас требуют платить налоги за зараженную землю»
Если предприятие не заплатит налоги, то это за него сделают застройщики, которые интересуются гектарами «Радона». «Стоит на загрязненной территории построить дома, как сразу же найдутся желающие в них поселиться. – считает директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. – Вся территория спецкомбината загрязнена не меньше, чем зона возле Чернобыльского реактора. Но, к сожалению, на наши заявления об этом никто не обращает внимания».
Лариса Усенко, Известия в Украине