Кривороржский морг: медики торговали органами покойников?

Незаконная трансплантация органов и тканей из доноров-трупов – такое обвинение правоохранители предъявляют криворожским судмедэкспертам. СМИ мигом облетела жуткая новость о том, что родственникам умерших обманом подсовывались некие документы, которые заверяли, что родные соглашаются на изъятие органов из тел своих близких. Уверяют, в дальнейшем органы поставлялись в богатые зарубежные страны – естественно, за существенную мзду.

Борются за каждого покойника

Подобный скандал уже гремел на Днепропетровщине несколько лет назад. Завязкой нашумевшей истории послужила смена заведующего криворожским отделением судмедэкспертизы – на эту должность был направлен Александр Комолов.

О расположении криворожского морга здесь стоит сказать особо: вокруг большого больничного двора, в котором он располагается, находятся похоронные службы. Целых 5 конкурентов соперничают за предоставление ритуальных услуг. С одним или двумя из них и «сотрудничал» предыдущий заведующий, обеспечивая им стабильный приток клиентов.

Его же преемник решил отдать право выбора самим родственникам и не вмешиваться в похоронный бизнес. Тут же посыпались разного рода угрозы, сводившиеся к тому, что он должен уехать восвояси и не мешать никому работать.
– Буквально через неделю на Комолова было совершено покушение, – вспоминает главный судмедэксперт области Валерий Войченко. – Утром его встретили ребята с металлической трубой, нанесли удары по спине и ногам, сломали ему обе конечности. Два месяца он провел в больнице с переломами.

Несмотря на это, принципиальный заведующий не отказался от должности. Угрозы то утихали, то продолжались. Владельцы налаженного похоронного бизнеса неоднократно упоминали о налаженных связях и с местными чиновниками, и с правоохранителями.

– Да, это земля городская, но сам морг – наша служба, – объяснил «Газете…» Валерий Владимирович. – Структура судебно-медицинской службы такова, что мы не можем подчиняться кому-либо на местах: ни прокуратуре, ни милиции, ни местным органам здравоохранения. Экспертиза должна быть независима. В районах она подчиняется непосредственно нам, точно так же, как и мы подчиняемся только Минздраву Украины.

Милиция не знает законов?

Тем не менее, вскоре грянул гром – скандальные статьи о том, как медики вырезают органы у едва остывших трупов и изымают кости, заменяя их палками. СБУ возбудила уголовное дело, которое в конце концов закрыли, не дойдя до суда.
Сейчас история фактически повторяется. Только теперь у милиции имеется на руках несколько заявлений от родственников, которые утверждают, что разрешение на взятие тканей у погибших подписывали под давлением. Опять открыто уголовное дело.

Медики настаивают – никакие трансплантации не проводились, фактически произошла подмена понятий. В дело вмешалось МОЗ Украины, обнародовав письмо, в котором прямо говорится о «юридической неосведомленности стражей порядка и корреспондентов СМИ».

«Представлена неправдивая и некомпетентная информация относительно деятельности, которая не является трансплантацией вообще и никак не связана с органами человека для последующей трансплантации», – гласит обращение, подписанное директором координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток Александром Кухарчуком и директором Государственного научно-производственного предприятия МОЗ «Биоимплант» Игорем Алещенко

– «Органы умершего человека для трансплантации не могут быть изъяты в бюро судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомическом отделении в виду их непригодности после констатации биологической смерти».

В ведомстве объясняют, что биоимплантаты – это средства медицинского назначения, и для трансплантации они не используются. Их применяют в лечении травм, опухолей, аномалий развития позвоночника и костей скелета как имплантанты, что вполне законно.
– Да, действительно, согласно статье 3 действие закона Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» не распространяется на вживление биоимплантантов. Хотя условия и порядок получения анатомических материалов предусмотрен статьей 16 данного закона, – подтвердил юрист Александр Цаплин. – Но порядок дальнейшего использования биоматериалов не входит в сферу его действия.

Аффект длился полдня?

СМИ также активно муссируют версию, что родственники подписывали некие бумаги, не осознавая, что за документ они держат в руках. Корреспондент «Газеты…» лично изучила соглашение на взятие анатомических тканей.

Черным по белому на официальном бланке, форма которого утверждена Минздравом, указано, что ткани изымаются «с целью изготовления биоимплантантов, необходимым для предоставления медицинской помощи больным».

«Сомнительной бумажкой» это может назвать лишь тот человек, который самого документа и в глаза не видел. Впрочем, некоторые упирают на то, что родственники подписывали бумаги в состоянии аффекта.

– Аффект – состояние сильного душевного волнения, т.е психическое состояние человека, которое характеризуется кратковременным и интенсивным развитием, сильным и глубоким негативным эмоциональным переживанием, которое сужает сознание действительности и снижает контроль за своими действиями, – комментирует Александр Цаплин.

– Для признания, что лицо действовало в состоянии аффекта, необходимо, чтобы между деяниями не было разрыва во времени.

От смерти же до доставки тела в морг, по словам медиков, проходит не меньше шести, а нередко и двенадцати часов.
Так или иначе, шумиха вокруг препарата, который вернул к полноценной жизни не одного больного, уже поднята. Медики готовы доказывать свою правоту, но в суд до сих пор никого так и не вызвали. Состоится ли он вообще, остается под большим вопросом.

Цифра

Около 5000 биоимплантантов ежегодно используют в Украине в 110 лечебно-профилактических заведениях для оказания специализированной хирургической помощи. Для срванения – в США до 600 тысяч американцев ежегодно получают медпомощь с использованием биоимплантатов, изготовленных из тканей умерших людей

Ольга Калитка, Газета по-днепровски

You may also like...