Рецидивист погорел на любви к антиквариату

Вора-«клюквенника», который в течение трех лет орудовал в Ленинградской и прилегающих областях, задержали сотрудники 9 отдела петербургского уголовного розыска. Мужчина, и ранее судимый за кражи из церквей, освободившись из колонии досрочно, практически через месяц начал «бомбить» близлежащие деревни. Более десятка старинных икон стоимостью 1,5 миллиона рублей уже вернулись в храмы и к законным владельцам.

44-летний Владимир Иванов до этого был судим семь раз. Последний срок (2 года 7 месяцев) он получил в 2004 году как раз за кражу икон. Менее, чем через два года, «клюквенник» (специалист по краже икон) за примерное поведение был досрочно отпущен из колонии. Не прошло и месяца, как он опять взялся за старое. На этот раз мужчина, более не желавший снова оказаться на нарах, разработал очень тщательный (на его взгляд) план. Поселившись у своей матери в деревне Сампо Лужского района области, он обзавелся старыми картами местности. С их помощью Иванов, как полагают в правоохранительных органах, находил старые деревни со старыми храмами. Их он объезжал на «Жигулях» первой или пятой модели (обе машины были записаны на его подругу) и не только отслеживал расписание работы церквей, но и высматривал старые дома, где могли сохраниться старые иконы.

Первую кражу, как считает следствие, мужчина совершил 11 ноября 2006 года. Он выставил окно в частном доме в деревне Шавково Сланцевского района и похитил икону «Праздники» 19 века размером 31 на 36 сантиметров. С начала 2008 года, благодаря методичной «разведке», кражи были поставлены на поток.

В феврале из частного дома в деревне Твердять Волосовского района похищена икона Казанской божьей матери, датируемая 19 веком, в серебряном окладе, размером 45 на 50 сантиметров. В том же месяце в деревне Лужницы Сланцевского района за 10 минут, пока хозяйка вышла к соседке, была украдена икона Благословление младенца.

Наиболее масштабная по размаху кража была совершена Ивановым, как полагают в правоохранительных органах, 14 мая из храма Святого великомученика Георгия Победоносца в деревне Лазголово. Это одна из старых крестецких деревень, с которых начиналось крещение Руси. До революции в деревне жили достаточно зажиточные крестьяне, которые нередко делали храму приношения в виде икон. Ни революция, ни хрущевская зачистка не смогли разорить церковь – в 1998 году, когда она снова открылась, практически все иконы были ей возвращены сохранившими их жителями. Старость сооружения и сыграла с ним плохую шутку. В то время, когда в храме никого не было, вор перепилил ножовкой кованые решетки на окне и похитил шесть икон: «Господь Вседержитель» (19 век, размер 25 на 31 сантиметр), метровую икону «Святой Пантелеймон» (19 век, размер 53 на 105), «Святого Серафима Саровского» (конец 19-начало 20 века, размер 25 на 31), «Покрова Пресвятой Богородицы» (19 век, размер 26 на 31), «Святого Георгия Победоносца» (19 век, размер 17 на 22) и икону «Воскрешение Христово» (литография по жести). Последнюю Иванов посчитал коммерчески не выгодной и выбросил в канаву около своего дома, где ее впоследствии и нашли оперативники 9-го (антикварного) отдела уголовного розыска.

Вор не постеснялся вернуться на место преступления, и 7 июня из часовни при храме, которая находится по соседству, были похищены иконы «Новозаветная Святая Троица», «Казанской Божьей матери» и «Святого Николая Чудотворца», все датируются 19 веком. А уже через месяц мастерство любителя ценностей на себе испытала церковь «Петра и Павла» в Гдовском районе Псковской области. Проникнув в храм, злоумышленник похитил икону «Мария Египетская и воин Иоанн» (19 век, размер 31 на 36) и современную икону, написанную дочерью настоятеля храма, – «Избиение Иродом младенцев». Последним делом «клюквенника» стали храм и часовня в еще одной крестецкой деревне в Сланцевском районе, из которых в октябре были похищены иконы «Николая Чудотворца» (19 век, 31 на 35 сантиметров), «Крест с предстоящими», на которой, как считают прихожане, как раз изображено крещение Руси (19 век, размер 30 на 36).

На след злоумышленника сотрудники уголовного розыска питерского ГУВД вышли в марте этого года. Так как он работал не только на территории Ленинградской области, 9-ому отделу УУР комплекс оперативных мероприятий помогал осуществлять 10-ый отдел департамента уголовного розыска МВД РФ. Разработка объекта осложнялась тем, что деревня, в которой он проживал, была малочисленна, и появление чужаков сразу бы заметили. Иванов, несмотря на «мирную» специализацию, был «вооружен и опасен». Он, как рассказали в ГУВД, не расставался с охотничьим ружьем. Возможно, задержать Иванова удалось бы быстрее, если бы не граждане, которых милиционерам буквально приходилось уговаривать сообщить о совершенной краже. Параллельно с этим сотрудники правоохранительных органов перекрывали все пути сбыта краденых икон.

Владимир Иванов был задержан 20 октября. Все ранее возбужденные дела по статье 158 (кража) УК РФ были объединены в одно производство. Ему было предъявлено обвинение в совершенных кражах. Тем временем иконы, которые практически все были найдены благодаря невероятным усилиям оперативников, проходили экспертизу в Русском музее. Специалисты признали их имеющими культурную и историческую ценность, а эксперты оценили похищенное в 1, 5 миллиона рублей.

Татьяна Востроилова, Фонтанка

P.S. Говорят, что кражи из храмов не остаются безнаказанными не только в рамках земного закона. Владимир Иванов смог убедиться в этом на себе. Дом и баня, которые он построил на вырученные от продажи похищенных икон деньги, незадолго до его задержания сгорели. Причину возгорания до сих пор устанавливают местные пожарные дознаватели.
 

You may also like...