Ртутная «бомба» замедленного действия
В начале года мировые СМИ обошло сообщение: правительство Норвегии приняло решение поднять с морского дна потопленную немецкую подводную лодку U-864. Со времен Второй Мировой войны, а точнее, с февраля 1945 года, покоилась она на морском дне вблизи порта Берген, на глубине 150 метров. Основная причина этого спешного, сложного с технической точки зрения и дорогого мероприятия (ценою в 110 миллионов евро) состоит в том, что в корпусе лодки находятся стальные баллоны с ртутью, которые, проржавев, дают течь. Опасность экологической катастрофы очень высока.
Японско-немецкое партнерство
Как и почему за несколько месяцев до окончания войны немецкая подводная лодка оказалась у берегов Норвегии? При каких обстоятельствах она была потоплена?
И вопрос, пожалуй, самый главный: почему на борту боевого корабля, основная задача которого – охота за вражескими военными и торговыми судами, оказался такой неожиданный груз, как ртуть. Да еще в большом количестве – по разным источникам, от 60 до 80 тонн, чаще всего говорят о 67 тоннах.
Ответы на эти вопросы позволят нам открыть историю Второй Мировой войны на очень интересной странице, заглянуть в лицо событиям, которые еще недавно, до известия о «ртутной» немецкой подлодке у норвежских берегов, были достоянием лишь сравнительной небольшой группы историков.
Япония и Германия, будучи союзниками во Второй Мировой войне, свои военные действия не координировали. Однако помогали друг другу поставками стратегически важных материалов, новых образцов оружия и боевой техники, обменивались боевым опытом. До того, как гитлеровская Германия напала на СССР, грузовые и пассажирские перевозки между Японией и Германией осуществлялись бесперебойно советской Транссибирской железнодорожной магистралью.
С 22 июня 1941 года этим странам пришлось искать иные пути сообщения. Сначала Германия посылала в Японию суда достаточно крупного водоизмещения, до 10 000 — 16 000 тонн, но англичане и американцы, найдя ключ к немецкому военно-морскому шифру, перехватывали их в океане.
Начиная со второй половины 1942 года, единственным средством сообщения между Германией и ее азиатским союзником стали немецкие подводные лодки. Ведь своих подводных лодок, способных к дальнему (несколько десятков тысяч миль) рискованному плаванью в сложных гидрометеоусловиях, да еще и при постоянном противодействии таких мощных флотов, как английский и американский, Япония не имела. Таким образом, в рейсах использовались, как правило, обычные, «фронтовые» немецкие лодки, которые приходилось отвлекать от боевых операций против англо-американских конвоев.
Германские субмарины использовались для транспортировки в Японию оптических приборов, образцов оружия, немецких конструкторских разработок. Из южной Азии, оккупированной Японией, эти же лодки везли стратегически важное сырье, которым не обладала Германия – каучук, вольфрам, молибден, олово, хинин. U-864, о которой мы ведем речь, как раз и было приказано совершить плавание к японским берегам. Этот поход германское командование зашифровало под названием «Операция Цезарь».
U-864 вошла в строй
Несколько слов, дающих понятие о том, что представляла собой U-864, принадлежавшая к серии IXD-2.
Эти лодки, специально предназначенные для действий в Южной Атлантике и Индийском океане, обладали самой большой в германском подводном флоте дальностью плавания (23 700 морских миль, что составляет 43 000 километров), самым большим водоизмещением (в надводном положении 1 610 тонн) и усиленным вооружением (24 торпеды). Всего их было построено 29.
U-864 вошла в строй 9 декабря 1943 года под командованием корветтен-капитана (в российской военно-морской терминологии – капитана третьего ранга) Ральфа-Реймара Вольфрама (Ralf-Reimar Wolfram.)
U-864 с самого начала ее короткой жизни преследовали неприятности (последняя из них оказалась, как увидит читатель, роковой). Так, 5 декабря 1944 года U-864 вышла из Киля, но в Кильском канале у нее отказало рулевое управление, лодка села на грунт и получила повреждения корпуса.
К октябрю 1944 года высадившиеся в Нормандии англо-американские войска освободили всю Францию, а главные военно-морские базы в самой Германии Киль и Вильгельмсхафен подвергались в это время все более интенсивным бомбардировкам. Поэтому в качестве исходных пунктов для маршрутов в страну Восходящего Солнца использовались только норвежские порты, прежде всего Берген (западное побережье Норвегии) – именно сюда и следовала U-864.
В Бергене лодку загрузили «под завязку», предполагается (о том, почему именно предполагается – чуть дальше), что на борту оказались чертежи и отдельные узлы реактивных самолетов-истребителей Ме-163 и Ме-262, управляемой зенитной ракеты «Вассерфаль», радиолокационной станции фирмы «Сименс». А также 1 857 стальных баллонов с той самой злополучной ртутью.
Груз сопровождали 18 немецких и 2 японских инженера – специалисты в области ракетной техники, электроники и кораблестроения.
«Операция Цезарь» закончилась, не начавшись
Почему на борту U-864 оказались образцы новейших немецких изобретений военного характера, понятно. Гитлер надеялся, что Япония, применив немецкое «чудо-оружие», сможет успешно отражать бомбовые атаки американских «воздушных крепостей» и оттянет на себя часть американских сил.
Но как объяснить наличие в лодке ртути, да еще в количестве, измеряемом десятками тонн?
Этот ларчик открывается просто – ртуть была буквально позарез нужна японской военной промышленности для производства так называемой гремучей ртути, необходимого компонента при изготовлении запалов, детонаторов, капсюлей. Ну а без них патроны, гранаты, артиллерийские снаряды, авиационные бомбы, торпеды, разного рода мины и прочие боеприпасы – просто бесполезные куски металла, начиненные взрывчаткой. Поэтому каждая подводная лодка, направлявшаяся в Японию, брала с собой груз ртути.
В начале февраля 1945 года U-864 вышла из Бергена, намереваясь следовать в северную Атлантику. Но ей снова не повезло, «забарахлил» один из двух дизельных двигателей, лодка вернулась в базу.
8 февраля повторный выход, очередная неприятность – выяснилось, что все тот же проклятый двигатель слишком шумел, демаскируя лодку. На следующий день, 9 февраля, командир принял решение вернуться в Берген еще раз. Он не знал, что, выражаясь словами бессмертного Михаила Афанасьевича Булгакова, «Аннушка уже разлила масло» – англичане контролировали и расшифровывали радиообмен между Токио и Берлином по поводу U-864, и в засаде уже ждала английская подводная лодка «Венчурер» (Venturer, что в переводе, между прочим, значит «Отважный, склонный к риску»), командир Джеймс Лаундерс (James H. Launders). Гидроакустик Venturer обнаружил U-864 по сверхнормативному шуму одного из ее двигателей и вцепился в нее мертвой хваткой.
В полдень 9 февраля, после трехчасовой игры командиров подводных лодок в «кошки-мышки», Джеймс Лаундерс приказал выполнить залп из четырех торпед.
Одна из торпед попала в U-864, лодка разломилась на две части, лежащие ныне в сорока метрах друг от друга. Погибли все 73 человека, бывшие на ее борту.
Операция «Цезарь», таким образом, закончилась, не начавшись.
Опасное «живое серебро»
Останки U-864 были случайно обнаружены в 2003 году рыбопромысловым судном. Известие о «ртутной» подлодке встревожило норвежское правительство. Ртуть, как известно, высокотоксична, и на месте гибели лодки наблюдается сильное загрязнение воды и донных отложений. В районе Бергена запрещен промысел рыбы, крабов и других морепродуктов.
Если не принять срочных мер, экологическая катастрофа неизбежна.
Есть два варианта решения дальнейшей судьбы U-864.
Первый – накрыть фрагменты лодки и пространство между ними саркофагом из песка, камня и бетона. Этот проект выглядит весьма заманчиво, так как отличается относительной дешевизной (10-12 миллионов евро).
Оппоненты этого варианта указывают на то, что лодка затонула в районе с сильными морскими течениями, в котором нередки подводные землетрясения, и со временем саркофаг может разрушиться.
Второй вариант – осуществить подъем лодки на поверхность. Проект этот технически сложный, но выполнимый. Правда, и здесь есть свои «но». Неизвестно, как поведут себя при подъеме 24 торпеды, находящиеся на борту лодки. Невозможно также исключить, что значительная часть ртути из проржавевших стальных баллонов, несмотря на все меры предосторожности, может пролиться в море.
Есть еще одно возражение против подъема U-864, несравненно более существенное.
Дело в том, что точного перечня грузов на борту U-864 нет.
Оригиналы сопровождающих груз документов не сохранились, эти сведения известны из радиограммы, посланной из Берлина в Токио, перехваченной и расшифрованной англичанами. Но радиограмма была принята с искажениями, к тому же есть все основания полагать, что часть грузов в ней умышленно не упоминалась.
Чтобы было понятней, о чем идет речь, надо знать, что двумя месяцами позже U-864, 15 апреля 1945 года, из того же Бергена вышла к японским берегам подводная лодка U-234. На ее борту, среди прочего груза, находилось 560 килограмм урановой руды, нужной японским специалистам как исходный материал для проводившихся ими работ по созданию ядерной бомбы. U-234 достигла уже средней Атлантики, когда пришла весть о капитуляции Германии. Командир сдался американскому эсминцу, патрулировавшему в этом районе.
Как утверждают некоторые эксперты, урановая руда, скорее всего, была и на борту U-864. Также есть косвенные признаки того, что на U-864 были размещены определенные объемы «тяжелой воды», также предназначенной для японских атомщиков.
Взвесив все плюсы и минусы вышеуказанных проектов, правительство Норвегии все же склонилось в пользу второго варианта. Правда, окончательное слово остается за парламентом, его мнения мы пока не знаем.
Но в любом случае, каким бы ни было окончательное решение, работы по обеспечению экологической безопасности у норвежских берегов должны начаться уже в 2010 году. Время не ждет, четыре миллиметра в пятимиллиметровой стали баллонов со ртутью ржа уже проела, остался лишь один малюсенький миллиметрик.
Яков Черкасский, Русская Герамания
Tweet