«Воры в законе»: конец бандитского передела?
В войне двух мафиозных кланов – «воров в законе» Тариела Ониани (Таро) и Аслана Усояна (Дед Хасан) – наметился явный победитель. В Москву вернулся ближайший сподвижник Деда Хасан Лаша Шушанашвили (Лаша Руставский), в конце прошлого года депортированный из России по решению суда. Часть «воров в законе», изначально поддерживавших Таро, переметнулась на сторону Усояна. А в конце минувшей недели за решеткой оказался и сам Тариел Ониани. Подробности «крысиных забегов».
Как сообщил источник в правоохранительных органах, 10 июня сотрудники 24-го отдела МУРа и УФСБ по Москве и Московской области ворвались в коттедж Тариела Ониани, расположенный в престижном поселке Горки-2.
Оперативники действовали без поддержки спецназа, своими силами. Они быстро нейтрализовали охрану «вора в законе», а вот на поиски его самого ушло довольно много времени. По словам собеседника агентства, Таро спрятался в маленьком помещении огромного особняка и надеялся, что там его не найдут. Когда оперативники вытащили Ониани из укрытия, он долго на русском языке возмущался и кричал, что все действия в отношении него незаконны.
При себе у Таро оказался паспорт на имя Давида Мулухова. Выяснилось, что недавно Ониани вполне официально поменял свои имя и фамилию. Когда 11 июня «вора в законе» доставили в Хамовнический суд для избрания меры пресечения, он неожиданно заявил, что не владеет русским языком и потребовал переводчика. В результате решение о его аресте отложили на 48 часов.
Фото: Усоян и Ониани
Тариел Ониани был задержан по подозрению в организации похищения грузинского бизнесмена. Когда 27 марта 2009 года предприниматель вышел из гостиницы «Золотое кольцо» в Москве, на него набросились неизвестные. Преступники затолкали несчастного в автомобиль и привезли в один из столичных грузинских ресторанов. Там бизнесмена почти сутки избивали, требуя выплатить $500 тысяч, но пленник проявил неуступчивость.
Тогда, по данным оперативников, преступники перевезли его на частную квартиру, где удерживали еще трое суток. Отпустили заложника после того, как он позвонил знакомым, а те передали похитителям $250 тысяч. Такую же сумму коммерсант пообещал отдать после освобождения, поэтому почти сразу ему домой стали раздаваться звонки с угрозами. Поняв, что преступники не отступятся, бизнесмен обратился с заявлением в правоохранительные органы.
По данным источника «Росбалта», в мае сотрудники МУРа задержали одного из участников похищения – уроженца Грузии, входящего в криминальный клан Тариела Ониани. Судя по всему, именно тогда у оперативников и появились улики, свидетельствующие о том, что организовал нападение на бизнесмена «вор в законе» Таро. После задержания Ониани стало очевидно, что его клан полностью проиграл криминальную войну клану другого «законника» Деда Хасана.
Еще в 90-е годы Тариел Ониани перебрался жить в Европу, где сменил несколько стран, пока не обосновался в Испании, в которой проживала весьма представительная криминальная община выходцев из стран бывшего СССР. В 2005 году испанская полиция провела масштабную операцию против русской мафии, впрочем, задержать тогда удалось не всех. Например, влиятельный «вор в законе» Захарий Калашов (Шакро) успел уехать в ОАЭ, где и был арестован в 2006 году по запросу Испании. В международный розыск по линии «Интерпола» был объявлен и Тариел Ониани. Но он продемонстрировал редкое и подозрительное чутье: буквально за месяц до всех этих событий Таро получил российское гражданство. Еще до начала задержаний в Испании «законник» успел уехать в Москву.
По данным оперативников, в столице Ониани сразу развернул активную деятельность. При поддержке ряда других «воров в законе» он решил взять контроль над российскими активами (целым рядом казино и рынков) Шакро, а также над частью криминального бизнеса в Краснодарском крае, где в 2012 году должна состояться Олимпиада.
С такими замыслами Ониани был категорически не согласен один из самых влиятельных российских «воров в законе» Дед Хасан. Криминальный мир Краснодарского края еще с 90-х годов считается его вотчиной, все попытки посягнуть на свою территорию Аслан Усоян всегда жестко пресекал.
Поскольку Захарий Калашов (Шакро) считался ближайшим сподвижником Усояна, временно управлять московской «бизнес-империей» арестованного Шакро клан поставил «вора в законе» Лашу Шушанашвили (Лаша Руставский). Но такой поворот событий не устроил группировку Тариела Ониани.
Несколько лет Тариел Ониани вел работу по дискредитации Лаши среди членов воровской «элиты», а потом перешел к решительным действиям. В апреле 2008 года на одной из сходок сторонники Ониани «раскоронавали» Лашу, обвинив его в излишнем увлечении коммерцией, а также в отходе от воровских традиций. В итоге значительная часть «воровского мира» разделилась на сторонников Ониани и Хасана.
Оба «вора в законе» в мае провели сходки, на которых поднимали вопрос о «раскоронации» друг друга. На сторону и того, и другого встали весьма влиятельные «законники». В частности, Хасана и Руставского поддержал Вячеслав Иваньков (Япончик), а Ониани — Джемал Хачидзе и Анзор Хуцишвили.
Вслед за этим последовал весомый удар по клану Усояна – сам Дед Хасан был задержан оперативниками ДБОПиТ МВД РФ по подозрению в причастности к одному из преступлений. Вскоре, правда, он вышел на свободу, но обстановка в криминальном мире накалилась до предела.
По данным «Росбалта», Тариел Ониани, чтобы как-то смягчить ситуацию, решил провести масштабную сходку «воров в законе». Как позже Ониани признался своим сторонникам, на ней он планировал собрать соратников, «воров», которые еще не заняли чью-либо сторону, а также представителей клана Деда Хасана. В качестве своеобразного третейского судьи на сходку пригласили Вячеслава Иванькова, известного как Япончик.
Как пояснял Ониани, он планировал объявить, что надо больше «короновать» славянских авторитетов, заслуживающих титула «вора в законе». Тем самым намереваясь сделать приятное «воровской легенде»: якобы засилье среди «криминальных генералов» выходцев из Грузии, составляющих сейчас 80% «элиты» преступного мира, не нравится и самому Ониани.
Но сходка не заладилась изначально. Большинство влиятельных славянских «воров в законе» отказались принимать участие в мероприятии. В результате единственным влиятельным славянским «законником», решившимся на визит, стал Александр Бор (Тимоха), который давно и тесно связан и с Усояном, и с Иваньковым.
Все организационные вопросы по проведению сходки Тариел Ониани поручил своему давнему сподвижнику Геле Церцвадзе. По данным оперативников, именно он и придумал провести сходку на теплоходе, который отплывет из Москвы и отправится на Пироговское водохранилище. Всего на сходку собрались около полусотни человек, в том числе 33 «вора в законе».
8 июля 2008 года теплоход отправился в свой вояж, но вскоре на судно ворвались оперативники ГУ МВД по ЦФО, которым для этого пришлось использовать катера и вертолет. Все участники сходки были задержаны, но уже на следующий день большинство из них отпустили. За решеткой остался только «вор в законе» Георгий Манагадзе (Гия Кутаисский), у которого не оказалось документов, дающих ему право находиться на территории России.
По данным «Росбалта», после этого многие «криминальные генералы» высказали серьезные претензии Тариелу Ониани, который (как организатор мероприятия) должен был отвечать за безопасность участников. Его даже попытались обвинить в том, что утечка информации была допущена намеренно. Чтобы как-то исправить ситуацию, Ониани решил добиться освобождения Георгия Манагадзе. Оперативники, считают, что побег Гии из Центра содержания иностранных граждан (ЦСИГ) № 1 ГУВД Москвы организовал сподвижник Ониани Гела Церцвадзе.
А вскоре сотрудники ГУ МВД по ЦФО неожиданно нанесли удар и по клану Деда Хасана. 19 сентября 2008 года в подмосковной Барвихе был задержан Лаша Шушанашвили. Уже на следующий день суд признал, что он, незаконно получивший паспорт гражданина России, на территории страны находится нелегально, поэтому Лаша был выслан из России. Ему было запрещено появляться на территории РФ в течение пяти лет. Лашу отправили на Украину, откуда он спокойно улетел в Грецию.
В России же криминальная война продолжала набирать обороты. Дед Хасан вместе с другими «ворами в законе» провел целый ряд сходок, на которых было принято решение «короновать» сразу 12 человек. Примечательно, что это решение одобрил и Япончик. На этих же сходках обсуждался и конфликт с Тариелом Ониани.
А 17 ноября 2008 года прозвучали первые выстрелы. В 11:15 двое неизвестных в черных матерчатых масках у дома 22 корпус 3 по Веерной улице открыли огонь по Геле Церцвадзе. Он получил ранения в грудь, живот и левое бедро, но выжил.
В этом году от рук киллеров погибли два «вора в законе», тесно связанных с Усояном – в феврале в Москве был расстрелян Алик Миноян, известный как Алик Сочинский, а в мае неизвестные расправились в столице с Андреем Голубевым (Скиф). Оперативники, впрочем, не связывают эти преступления с войной Ониани и Усояна. По их данным, у Минояна незадолго до убийства произошел конфликт с одним из криминальных авторитетов Краснодарского края, а смерти Скифа предшествовала борьба за влияние внутри его собственной группировки.
Более того, с началом этого года клан Деда Усояна перешел в решительное наступление. По информации «Росбалта», представители «вора в законе» сумели загадочным образом добиться того, чтобы ФМС оформила документы, разрешающие Лаше Шушанашвили въезд в Россию. В результате он прилетел в Москву, где и находится по сей день.
Следом за этим ряд «воров в законе», изначально поддерживавших Тариела Ониани, пришли на «поклон» к Деду Хасану. В частности, так сделал «вор в законе» Джемал Хачидзе. Теперь же, когда Тариел Ониани оказался за решеткой, в криминальной войне наметился явный победитель.
Юрий Вершов, Росбалт
Tweet