Украина: контрабандный рай на вес золота
Ежегодно в Украину контрабандно завозится до 15 тонн серебра и золота. Конфискуют – килограммы. По закону конфискованные драгметаллы таможенники должны передавать в Государственное хранилище, но эксперты не знают таких случаев. К тому же, несмотря на все заявления о пойманных преступниках, ни один из них на самом деле не понес наказание. Как в государстве процветает «ювелирная мафия»
Количеством украшений харьковчанка Александра напоминает витрину ювелирной лавки. Кольца, цепочки, браслеты, серьги меняет через день. «Авторская работа», — говорит она, демонстрируя массивный блестящий кулон с затейливым узором. Для семейного бюджета такие вещички обходятся почти даром: муж Саши — ювелир — знает, где купить драгметаллы по минимальной цене. Даже клеймо изготовил и сам штампует каждое изделие, якобы оно заводское.
— Почти все золото я привез из Турции, купил на стамбульском рынке, — хвастается супруг Александры Максим. — Было время, возил в «промышленных масштабах», но уже несколько лет как завязал: слишком рискованно. Сейчас из остатков делаю украшения для жены. Она любительница побрякушек. А пробу ставлю, чтобы ни у кого вопросов не возникало.
По словам бывшего контрабандиста, наша страна просто завалена украшениями из заокеанских драгметаллов. За кордоном выгодно покупать сырье. Через границу провезти, даже небольшими партиями, можно без проблем — хоть в трусах. Максим брал на переплавку исключительно цепи и браслеты, некоторые не ленился подшивать к молниям, некоторые прятал в пояса. За один раз мог спокойно доставить несколько килограммов золота. И таких контрабандистов – пруд пруди.
«Нелегалы» в промышленном масштабе
По данным Ассоциации ювелиров Украины, сегодня на отечественном рынке работает порядка двух тысяч предприятий. Однако львиную долю изделий выпускают около 160 компаний. Годовой оборот внутреннего рынка продукции составляет приблизительно 9 млдр гривен. Из этого количества на долю контрабанды приходится около 8—10%: в среднем 12—15 тонн драгоценных изделий.
Для посвященных давно не секрет — золото и серебро на вес в некоторых странах можно приобрести намного дешевле. Даже в тех, которые не могут похвастаться наличием собственных приисков. К примеру, в Турции благородные металлы не добывают, но стоимость продукции почти в три раза ниже, чем в Украине. Это объясняется хорошо налаженным каналом поставок в государство контрабандного сырья из России и Африки.
По словам генерального директора Ассоциации ювелиров Украины Григория Мажаровского, к нам тоже часто завозят импортное сырье и изделия, минуя всевозможные службы контроля. Большая часть тут же попадает на прилавки магазинов. Причем некоторые побрякушки не только не могут похвастаться качеством, но и способны нанести вред здоровью владельца: в сплавах иногда находят опасные вещества, например, цинк, добавление которого строго запрещено законодательством.
Доставить в страну товар, пусть и в промышленном объеме, теневикам не составляет большого труда. Путь следования контрабандных драгметаллов и ювелирных изделий к прилавкам украинских магазинов отлаживался годами. Крупным «импортерам» вполне хватает усилий лобби, чтобы беспрепятственно ввозить «черный» и «серый» импорт.
Учитывая довольно впечатляющую цифру (12—15 тонн нелегальной продукции), можно сделать вывод, что контролирующие службы пока не могут «засечь» каналы переправки ценностей. Кроме этого, по словам ювелиров, даже если на границе и обнаруживают контрабандную партию, о ее судьбе впоследствии ничего не известно.
— По закону конфискованные драгметаллы таможенники должны передавать в Государственное хранилище, но пока я не знаю случаев, чтобы это происходило, — рассказывает Григорий Мажаровский. — К тому же, несмотря на все заявления о пойманных преступниках, ни один из них на самом деле не понес наказание.
Теневики наступают
Довольно сложно поверить, что огромные объемы нелегального «импорта» поступают на территорию Украины незамеченными для компетентных органов. Но ни одно силовое ведомство за последние годы не смогло похвастаться задержанием крупной партии драгоценных металлов. Пока известно лишь о небольших «уловах» в несколько килограммов, а наиболее солидный не превышал 100 кг.
В 2007 году завершилась двухгодичная межведомственная операция по недопущению незаконного оборота драгоценных камней. По ее результатам прокуратура возбудила лишь десять уголовных дел и составила всего 16 протоколов. В прошлом году с подачи Гостаможслужбы открыто производство по четырем уголовным делам, которые касались контрабанды ювелирных изделий примерно на $0,24 млн. Возбуждено 125 дел о нарушении таможенных правил в части незаконного перемещения «ювелирки» на сумму $0,3 млн. За последние месяцы удалось пресечь лишь незначительное количество попыток ввоза нескольких килограммов благородных металлов. До 12 тонн это не дотягивает, следовательно, все остальные партии проходят незамеченными.
Эксперты утверждают, что контролирующие службы лишь для отчета фиксируют мелкие правонарушения, о крупных поставках якобы знают, но молчат.
Правоохранители пока затрудняются подсчитать объемы прибыли теневиков. Зато в открытых источниках озвучиваются самые разнообразные данные — от 5 до 30 млрд гривен в год.
— Присутствие контрабандной продукции в Украине очевидно, — считает Григорий Мажаровский. — Представьте, сколько должно стоить изделие, легально поступившее в страну, если к его первоначальной цене нужно добавить 20% таможенной пошлины, 20% НДС, а также 0,2% таможенных услуг.
Именно поэтому существует очень много примеров, когда фирма из пяти человек умудряется демонстрировать рост темпов производства: каждый сотрудник выдает в день до 600 изделий. В то время как крупное предприятие, технологически оснащенное гораздо лучше, от силы может выпустить в месяц всего-то 450 экземпляров. Эксперты убеждены, что это и есть так называемая отмывка контрабандных драгметаллов.
Ведь в Украине собственное производство такой продукции — достаточно хлопотное и затратное дело. $50–100 тысяч необходимо потратить для того, чтобы открыть производство со штатом до пяти человек. Плюс аренда помещения и деньги на закупку сырья. 320 грн. надо заплатить за лицензию на изготовление и торговлю драгоценностями. Если захочется открыть небольшой магазинчик, придется отдать $200–250 тысяч.
А при реализации контрабанды можно получать до 100% прибыли. В то время как рентабельность отечественных производителей, по словам ювелиров, составляет около 10–15%. Довольно сложно согласиться с тем, что привыкшие к большим заработкам участники теневого рынка откажутся от своей деятельности.
Руслан Светин, Вечерние вести
Tweet