Депрессивные штаты Америки. Регионы США не знают, как прокормить безработных
Кризис пока что, казалось бы, щадит Америку, несмотря на то, что именно в ней он и зародился. По крайней мере, падение американского ВВП (по всем прогнозам не больше 3% по итогам года) не идет ни в какое сравнение с сокращением, например, российской экономики (правительство прогнозирует падение более чем на 8%). Но если смотреть на другие показатели, да еще и в отдельных штатах, можно увидеть катастрофические картины в духе Михаила Хазина.
Американские регионы, также как и российские, разделились на «депрессивные» и те, что переносят кризис стоически. К депрессивным относятся два пояса: один протянулся от Флориды на Север до канадской границы, а другой – вдоль Западного побережья. Резкое разделение регионов стало в США одним из главных поводов для внутриполитических «разборок».
Находящиеся в глубокой оппозиции республиканцы (при демократическом большинстве в парламенте и демократе-президенте) клеймят демократов за неправильную политику и приводят в пример успешные республиканские регионы, где принята ориентация скорее на нужды бизнеса, чем на социальное благополучие (к примеру, низкие налоги), что, по их словам, дает возможность пережить кризис почти безболезненно. В разборки включились уже и знаменитые экономистывроде Пола Кругмана (давнего и верного демократа).
Большая часть американских штатов чувствует себя неважно. Многие не смогли вовремя (до 1 июля) принять бюджеты на 2010 финансовый год. Лишь недавно бюджетный процесс завершился, и стал понятен масштаб стоящих перед регионами США проблем. Дефицит региональных бюджетов-2010 составил рекордные $162 млрд (или 24% от общего объема бюджетов). А дыра в бюджетах-2011, по прогнозу Center on Budget and Policy Priorities, достигнет $180 млрд.
Долговое бремя штатов за последние 10 лет удвоилось и составляет около $2,3 трлн. А занимать им становится все трудней, так как рейтинги штатов в отличие от суверенного кредитного рейтинга США можно легко снизить. Особенно легко – в регионах вроде Калифорнии или Иллинойса. Они находятся на грани банкротства, так как вынуждены занимать под большие проценты громадные суммы для латания дыр размером в половину бюджета.
«Федералы» не спешат помогать регионам: огромные трансферты в региональные бюджеты – не в американских традициях, каждый должен бороться с трудностями сам. Правительства депрессивных штатов в отчаянии берут в долг, повышают налоги и режут расходы.
Многие штаты сокращают списки тех, кто имеет право на социальное и медицинское страхование. В Калифорнии тысячами увольняют учителей и других бюджетников, в Пенсильвании переняли российский опыт 1990-х: не увольняют, но и зарплату не платят. В штате Арнольда Шварценеггера нехватка денег довела до того, что администрация расплачивается напечатанными ею же долговыми расписками – чем-то вроде суррогатных денег – по которым обещает заплатить долларами когда-нибудь потом.
Звезда боевиков уже понял, что управлять Калифорнией в кризис – это слишком опасная работа – и, судя по всему, по истечении срока в 2010 г. не будет повторно баллотироваться на должность губернатора. Впрочем, Шварценеггер без работы не останется (по слухам, он уже принял предложение Джеймса Кэмерона вернуться к актерской карьере в следующем году). Чего не скажешь о миллионах жителей его штата.
Безработица в среднем по стране достигла 9,5% и не собирается останавливаться. Но есть в Штатах регионы, где безработица приобрела действительно угрожающий характер. На первом месте штат Мичиган с более чем 15% безработных. Хуже всего обстоят дела в крупнейшем городе штата, «моногороде» Детройте. Именно крах американской автоиндустрии привел к резкому взлету безработицы в Мичигане и соседних штатах, которые образовали автомобильный кластер вокруг Детройта.
Но плохо не только им. Девять штатов в этом году обновили исторические максимумы показателей безработицы. Американская экономика падает уже не так быстро, но список «рекордсменов» еще обязательно пополнится.
Сейчас нет эффектных кадров с громадными очередями за бесплатным супом, как во времена Великой депрессии. Но это не потому, что в нем никто не нуждается. Нуждающиеся есть (хотя их, конечно, меньше – в начале 1930-х уровень безработицы составлял 20 – 25%), просто теперь в Штатах все устроено более цивилизовано. Вместо цистерн с баландой на улицах Нью-Йорка – программа Supplemental Nutrition Assistance Program (до 2008 г. она носила более понятное и честное название Food Stamp Program). Это аналог советской системы распределения по талонам для тех, у кого недостает средств на пропитание.
Малообеспеченные в США были и в самые тучные годы. Но сейчас их число растет, и очень быстро. В 2006 г. нуждающихся в «бесплатном супе» было 26 млн. Сейчас – уже 34 млн. Это, пожалуй, самое яркое, с точки зрения простых американцев, свидетельство кризиса: за пару лет в стране стало на 8 млн больше тех, у кого нет средств, чтобы купить себе поесть.
Александр Кияткин, СЛОН
Tweet