Сухому закону – 90
Именно на январь пришлась историческая дата, ознаменовавшая борьбу с «зеленым змием». Ровно 90 лет назад, 16 января 1920 года вступила в силу Восемнадцатая поправка к Конституции США о введении сухого закона, запрещающего импорт, производство и продажу любых напитков крепче 0,5 градуса.
Январь – особый месяц. Пора подарков, веселья, царствования салата оливье и негласно разрешенного на государственном уровне всенародного поклонения Бахусу. За десять дней праздного ничегонеделания есть возможность как «разгрузиться» от проблем ушедшего года, так и «нагрузиться» до состояния риз, не оглядываясь на рабочий календарь.
Именно на январь пришлась историческая дата, ознаменовавшая борьбу с «зеленым змием» на территории США. Ровно 90 лет назад, 16 января 1920 года вступила в силу Восемнадцатая поправка к Конституции США о введении сухого закона, запрещающего импорт, производство и продажу любых напитков крепче 0,5 градуса.
«Пружина» сработала в Атланте
Надо сказать, что решение, принятое конгрессменами, было не первой попыткой введения запрета на обращение алкоголя. Так, в период с 1846 по 1855 год сухой закон вводился в 13 штатах США, но впоследствии его там отменяли и объявляли «антиконституционным». Однако к концу XIX века противники употребления спиртного стали набирать политическую силу. По стране создавались общества трезвенников. Во главе этого начинания встала так называемая Антисалунная лига, которая к началу 1910-х годов превратилась в одно из самых массовых общественных движений США.
Сказать, что в основе всех этих процессов лежали соображения исключительно общественной нравственности, – погрешить против истины. Дело в том, что за спиной Антисалунной лиги стояло объединение аптекарей и фармацевтов, которое щедро спонсировало это движение. На то были свои резоны. Владельцы аптек активно продвигали на рынке альтернативу спиртному – тонизирующие эликсиры и микстуры, в состав которых входила колумбийская кока.
В то время бутылка кока-колы, стоившая 25 центов, содержала в себе солидную дозу наркотика. Из-за мощного психотропного эффекта потребители прозвали ее «пружиной». Свойства кокаина были еще мало исследованы, поэтому не составляло особого труда провозгласить эликсир «безопасным для здоровья и бодрящим дух». Но желаемый эффект от рекламной кампании и надежды на массовый сбыт тонизирующей микстуры были возможны лишь при одном условии. Требовалось провозгласить «вне закона» главного конкурента – виски. И ради этой цели аптекари не скупились.
В 1886 году город Атланта был объявлен зоной, свободной от алкоголя. Благодаря этому местный фармацевт Джон Стит Пембертон, известный как изобретатель первого рецепта напитка кока-кола, повысил объем продаж этого препарата с 25 до 1050 галлонов. Благодаря местным сухим законам аптекари получили возможность расширить свои предприятия. В немалой степени за счет торговли кокаином американская аптека со временем превратилась в многопрофильный торговый центр, объединявший в себе магазин, закусочную и заправочную станцию.
Не менее серьезное воздействие на принятие сухого закона оказали события в Европе. В 1917 году, сразу после вступления США в Первую мировую войну, Антисалунная лига предложила конгрессу запретить продажу спиртного военнослужащим, поскольку перебравшие солдаты не раз устраивали стрельбу на улицах. Кроме того, алкогольная промышленность потребляла так много зернового сырья, что с началом войны в стране возникли перебои с поставками хлеба. И, несмотря на то, что самыми надежными источниками пополнения казны оставались алкогольные и табачные акцизы, правительство поддержало общенациональный запрет на производство спиртных напитков. Если верить американской статистике, то масштабы оказались впечатляющими. Было закрыто 236 водочных и 1092 пивных заводов, 177 790 различных питейных заведений.
Из бутлегеров – в президенты США
Поначалу казалось, что все идет прекрасно. Закон работает, нация оздоровляется. В 1925 году вышла книга «Современная Америка», где ее автор – господин Гослар пишет в превосходных тонах: «За неполные три года его действия (сухого закона) произошло оздоровление общества.
Число арестов уменьшилось в 3,5 раза, в том числе за бродяжничество… В городе Филадельфия через 9 месяцев оказались пустующими 1100 тюрем и камер, а число заключенных сократилось с 2000 до 474, т.е. в 4,2 раза. На 1 апреля 1920 года в тюрьме г. Чикаго из 25 000 заключенных осталось 600. Преступность в США сократилась на 70%. Увеличилось потребление молока населением. Укрепились семейные устои. Возросли сбережения».
Но далее, на фоне снижения мелкой и бытовой преступности, словно сработал «закон сообщающихся сосудов». Резко пошла в гору организованная преступность, как и стремительно выросла сеть подпольных питейных заведений. Подпольное производство и контрабанда спиртного стали приносить баснословные прибыли.
В принятом законе оказалось много лазеек, которые предоставляли прекрасные возможности для обогащения. Так, вплоть до 1929 года оставалось разрешенным домашнее изготовление алкоголя. Например, этим занималась дочь Франклина Рузвельта, которая в подвале своего дома готовила домашнее вино и пиво для своих гостей.
Другая «лазейка» была диаметром с промышленную трубу. На вполне законных основаниях можно было приобрести лицензию для производства медицинского спирта, прикупить спиртзавод, несколько аптек и продавать спирт самому себе и пациентам, у которых был рецепт или… достаточное количество денег, заменяющих этот медицинский документ. Одним из главных поставщиков спирта на черный рынок стала автомобильная промышленность, где применялся антифриз.
Словно соревнуясь, владельцы компаний по производству косметики или синтетических красок предлагали спирт более высокого качества, нежели автомобилисты. По признанию ответственного за выполнение сухого закона чиновника ФБР Дорогиани, выработка подпольного алкоголя в 7–8 раз превышала официальное производство спирта для медицинских и технических целей.
Главным средством наживы стала контрабанда. Жители прибрежных городков забросили рыбалку. Какой смысл кружить с сетью по волнам, если один удачный рейс, к примеру с Багамских островов, мог обеспечить семью годовым достатком. Для ввоза спиртного были созданы специальные флотилии. В северных штатах на них перевозили виски из Канады, а в южных – ром из стран Карибского бассейна.
Именно контрабанда спиртного во времена сухого закона стала основой первоначального капитала политической династии Кеннеди. Основатель династии, выпускник Гарвардского колледжа Джозеф Кеннеди заработал миллионы долларов на сухом законе.
Схема, по которой Кеннеди создавал капитал, была описана историком Рональдом Кесслером: «Ящик лучшего шотландского виски стоил 45 долларов на Сен-Пьер и Микелон, группе из восьми скалистых островов в северной части Атлантического океана в 16 милях от Канады. Никогда незамерзающие порты этих островов были идеальными для поставщиков виски. Корабли, привозившие товар, шли под французским флагом, и их груз не облагался высокими канадскими налогами.
Доставка грузов в США добавляла 10 долларов к стоимости каждого ящика. Оплата труда и взятки – еще 10 долларов. Получалось, что ящик стоил 65 долларов, а партия из 5000 ящиков стоила 325 тысяч долларов США. Перед продажей виски часто смешивали с водой или другими спиртными напитками, разбавляя его наполовину».
Очень скоро Джозеф Кеннеди стал эксклюзивным поставщиком в США виски Dewar’s scotch и джина Gordon. Для расширения контрабандного бизнеса требовалось заручиться поддержкой преступного мира. Поэтому одним из главных клиентов Кеннеди стал бутлегер и влиятельный мафиози Франк Костелло. Последний познакомил Джозефа с «королями» преступного мира – Голландцем Шульцем, Лаки Лучано, заложившем основы Cosa Nostra в США, и Мейером Лански, одним из тех, кто придумал создание Лас-Вегаса как места для отмывания денег.
К концу 20-х годов гангстеры свели действие закона на нет. Доход мафии от подпольной продажи спиртного превысил 2 миллиарда долларов в год.
На борьбу с нарушителями сухого закона правительство США израсходовало 12 миллионов долларов. Для контроля за выполнением закона государством было назначено 2,5 тысячи специальных агентов. Но даже если бы их удалось расставить по всем границам США, то на долю каждого приходился бы участок протяженностью в 20 миль. Попытки правительства перекрыть ввоз спиртного в страну оказались безуспешными. Уже в 1925 году товарищ министра финансов по делам сухого закона С. Эндрью заявил: «Лишь 5% контрабандистов алкоголя перехватывается властями».
Итог был неутешителен. Под давлением общественности в декабре 1933 года была принята Двадцать первая поправка к Конституции США, отменявшая общенациональный сухой закон.
Принц Датский пил круче
Как известно, в России тоже сложились свои традиции борьбы с «зеленым змием». Власть императорской России долго не считала нужным вводить сухой закон или ограничивать продажу спиртного. В стране периодически существовали винные монополии, позволявшие казне получать солидный доход. Отказываться от «пьяных денег» никто не собирался. И только в начале ХХ века на различных государственных и общественных уровнях стали обсуждать необходимость введения антиалкогольных мер.
В России начало развиваться антиалкогольное движение. Любопытно, что в него оказались вовлечены члены императорской фамилии. К примеру, великий князь Константин Константинович стал председателем Союзов трезвенников – общественных организаций, созданных в большом количестве по всей стране под различными названиями. Известный юрист Анатолий Кони в своем выступлении, посвященном проблеме пьянства, отмечал, что «среднее душевое потребление водки в России составляет 0,61 ведра в год на человека». Но, по его же словам, это был не рекорд. Россия занимала девятое место, а «на первом месте стоит Дания, где приходится 1,72 ведра на человека».
Возникшему антиалкогольному движению противостояли мощные силы. Еще в 1911 году крупный промышленник барон Гинзбург открыто заявлял: «От поставок водки для казенных винных лавок, от промышленного винокурения я получаю больше золота, чем от всех моих золотых приисков. Поэтому казенную продажу питий надо любой ценой сохранить и оправдать в глазах пресловутого общественного мнения». С этой целью винные «бароны» выделили серьезные средства, чтобы подвести под потребление алкоголя научную базу и доказать, что употребление в день чайного стакана (250 г) водки безвредно для человека. Однако попытки привлечь на свою сторону серьезных ученых, в частности академика Павлова, провалились.
В бюджет 1914 года был заложен доход от винной монополии в 1 миллиард рублей. С одной стороны, колоссальные деньги, с другой – с 1911 по 1913 год потребление водки выросло на 17%. Всех рассудила Первая мировая война.
Зная особенности традиций своего народа отмечать горе и радости, за две недели до объявления войны с Германией и проведения мобилизации царь Николай II решил подстраховаться и издал Указ о запрещении и продаже всех видов крепких спиртных напитков на территории России. «Запрет», однако, не касался продажи алкоголя в ресторанах, посещавшихся представителями состоятельных классов и сословий. То есть «принудительная трезвость» была направлена исключительно на рабочий класс, в котором нуждалась промышленность.
Это дало результаты. Хотя возросло тайное самогоноварение, но душевое потребление алкоголя снизилось более чем в десять раз. Исследования, проведенные фабрикантами и заводчиками, показали, что уже на следующий (1915) год производительность труда повысилась на 13%, а прогулы снизились в среднем на 40%.
После февральских событий 1917 года Временное правительство оставило в силе все ограничения, действующие в рамках сухого закона. Практически так же поступила и советская власть. Страна оставалась формально непьющей до 26 августа 1923 года, когда ограничения на производство и продажу спиртных напитков были окончательно сняты.
Минералка или чай?
В наши дни наибольшей известностью пользуется горбачевская антиалкогольная кампания. 16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», прозванный в народе «полусухой закон». Как известно, инициаторами кампании выступили члены Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев и Егор Лигачев. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех союзных республиках. К решению поставленной задачи в обязательном порядке подключили системы здравоохранения, образования, профсоюзы и даже творческие союзы.
В стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликеро-водочной продукцией. Те же из них, в которых продавалось спиртное, могли это делать лишь с 14 до 19 часов. Поскольку антиалкогольная кампания не подразумевала полный отказ от спиртного, то народ так и не понял – ради чего затевался сыр-бор. В массовом сознании людей инициатива властей выглядела абсурдной. Водка просто пополнила перечень товаров, которые нужно было доставать. В магазинах выстраивались длиннющие очереди, дело доходило до мордобоя. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, пропагандировались безалкогольные свадьбы.
Автору этих строк довелось побывать на одной из таких свадеб в Лиепая. В первый день торжества власти этого латышского городка сделали послабление новобрачным и их гостям, но второй день должен был выглядеть образцово-показательным. «Вам крепкого чая или минеральной воды?» – поинтересовался у меня официант. – «Если чай, то в конце». – «Понимаю», – улыбнулся официант и поставил передо мной открытую бутылку боржоми. Щедро налитая в стакан «минералка» оказалась… водкой. Сидевший рядом мужчина хитро подмигнул, наливая себе «чай» с приятным запахом коньяка.
В довершении ко всему было вырублено 30% виноградников, по сравнению с 22%, погибшими во время Великой Отечественной войны. Под нож отправили уникальные коллекционные сорта. Например, был полностью уничтожен сорт винограда «эким-кара», компонент знаменитого в советские годы вина «Черный доктор».
Впрочем, нельзя не сказать, что, по данным многочисленных исследований, в течение 1986–1990 годов продолжительность жизни мужского населения Советского Союза увеличилась на 2,5 года и достигла почти 63 лет. Этот факт никто не подвергает сомнению. Наметился перелом в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Преступность в состоянии алкогольного опьянения уменьшилась в несколько раз.
И все-таки это была роковая ошибка тогдашнего генсека Михаила Горбачева. Уменьшение продаж алкоголя нанесло серьезный ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд рублей. К тому же подешевела нефть, и случился Чернобыль. Дефицит бюджета в 1988–1989 годах увеличился по отношению к 1985 году в 5,8 раза. К концу 80-х Горбачев растерял весь кредит народного доверия.
Борис Ельцин учел опыт своего предшественника, и одним из его первых указов стала отмена государственной монополии на производство водки. В результате, по разным оценкам, объем теневого рынка в этой отрасли сегодня составляет 40–45%. Нынешним властям не удается пресечь теневое производство водки и суррогатов.
Не далее как 10 января наступившего года главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что ежегодно от отравлений алкоголем в России погибают 75–80 тысяч человек. Попытки властей восстановить государственную монополию также выглядят безуспешными. Акцизы от продажи спиртного составляют всего 50 миллиардов рублей (3–5% поступлений в бюджет), и все понимают, что эта сумма должна быть как минимум в несколько раз больше.
Равиль ЗАРИПОВ, ТРИБУНА
Tweet