Перелетные птицы. Теория и практика предательства по-украински

На рынке политических трансферов — новый сезон. Два ведущих кандидата в президенты активно «скупают» народных депутатов для формирования парламентского большинства сразу после победы на выборах. На ценниках — миллионы долларов. И только если сторговаться не удастся, Верховная Рада будет распущена. 

Миграция для политиков — процесс куда менее безопасный, чем для пернатых. Когда в 2006 г. БЮТ покинул первый мигрант, «бело-сердечные» объявили о начале спецоперации под кодовым названием «Зубик». Депутату-перебежчику с этой фамилией обещали ежедневно напоминать, «что он родился напрасно».

По словам нардепа, на его мобильный каждый день сыпались sms с угрозами, самая мягкая из которых – «закошмарить» беглеца. Впрочем, это не остановило не только его, (к слову, сейчас вполне комфортно чувствующего себя в рядах фракции Партии регионов), но и еще пару десятков вчерашних коллег по «оранжевой» коалиции.

Перебежчики из БЮТ и НУНС продолжали укреплять большинство «бело-голубых», пока редеющая оппозиция не вынудила президента досрочно распустить парламент. Над Верховной Радой вновь завис дамоклов меч внеочередной перезагрузки. На этот раз роспуск парламента — средство не «от», а «для» смены его обитателями фракционной прописки.

Вероятность остаться за бортом после парламентских перевыборов оставляет равнодушными немногих носителей депутатской неприкосновенности. И позволяет выгоднее «скупить» народных избранников для сколачивания большинства под будущего гаранта. Правда, обладатели депутатских портфелей готовы объявлять о дезертирстве, только когда имя нового главы государства станет очевидным. Чтобы раньше времени не вызывать на себя огонь спецопераций, носящих их собственные фамилии.

Искусство искушения

Первые сигналы о том, что не все спокойно в парламентском королевстве, прозвучали еще в ноябре. На оппозицию, пытающуюся перекупить участников существующей де-юре коалиции, письменно наябедничал бютовец Андрей Кожемякин. «Сейчас эти же лица (представители ПР — прим. ред) пытаются повторить позорную практику подкупа народных депутатов в 2007 г. В том числе такая работа ведется среди членов фракции БЮТ. Обо всех этих их попытках нам хорошо известно», — его предупредительный сигнал пресс-служба БЮТ передала конкурентам, никак, впрочем, на обвинения не отреагировавшим.

Политологи не сомневаются, что у Кожемякина были все основания для столь резкого заявления. «В принципе, весь процесс украинского парламентаризма сопровождается постоянными переговорами и искушениями депутатов относительно выхода из фракции, сотрудничества и т. д. Поэтому я думаю, что у г-на Кожемякина есть основания говорить о таких вещах, — считает политолог Кость Бондаренко.

— Я знаю его как офицера и человека порядочного. Не думаю, что он на голом месте придумывал бы какую-то сенсацию». О попытках регионалов купить любовь оппонентов заявляют не только в БЮТ, но и в дружественной «бело-сердечным» части НУНС. «Когда шла речь об изменении конфигурации фракции блока НУНС (попытка совместно с регионалами сменить лояльное к Тимошенко руководство в конце ноября  ), то фигурировали суммы около $2 млн за каждый голос депутата, — утверждает нунсовец Юрий Кармазин. — Я знаю, что разговоры проводились с людьми, которые колебались, принимали для себя окончательное решение. Тогда я понял, что по каждому из нас идет отдельная планомерная работа».

О методах окучивания депутатов переговорщиками, заинтересованными в формировании коалиции, отлично осведомлены социалисты, в 2006 г. изменившие «оранжевому» альянсу с регионалами и коммунистами (по версии БЮТ, не бескорыстно). Фронтвумен СПУ Валентина Семенюк-Самсоненко в беседе  дала понять, что и у стороны, выступающей в роли «обвинителя», рыльце в пушку: «На воре и шапка горит. Когда у БЮТ не получается командной игры, начинаются споры внутри фракции, они говорят, что их перекупают. Думаю, на такие мысли их наталкивает то, как они сами пытались осуществить перекупку депутатов в 2006 г. Тогда бютовцы делали то же, в чем обвиняют ПР. Их же салом им по губам и возят. И еще: их бы не покупали, если бы они не продавались».

Как бы там ни было, а переманивание народных избранников путем подкупа — явление, наличие которого в стенах ВР не признают разве что «подозреваемые» в нем. Но и доказать не могут даже заядлые борцы с коррупцией. «Единственный за все время моего пребывания в парламенте (с 1994 г.) случай, когда удалось доказать факт получения депутатом денег, был в 1999 г., — вспоминает недавно исключенный из фракции БЮТ нардеп Григорий Омельченко, долгое время возглавлявший антикоррупционный комитет в ВР.

— Тогда Павел Лазаренко пытался выйти на контакты в парламенте, чтобы депутаты не голосовали за снятие с него неприкосновенности. Я подал запрос в Генпрокуратуру и там подтвердили, что на валютный счет депутата Владимира Нечипорука от структур, близких к Лазаренко, поступили крупные суммы денег (почти $20 тыс. — прим. «ВД»). Нечипорук действительно не голосовал за это решение». Тогда Григорий Омельченко озвучил эту информацию в парламенте и обратился в Генпрокуратуру, но… доказать подкуп не удалось. «Нечипорук заявил, что Лазаренко просто вернул ему долг. Как подтвердить обратное? Причину поступления этих денег на его счет доказать невозможно».

Бизнес-отщепенцы

Впрочем, прямой подкуп — далеко не единственная технология в арсенале желающих заручиться поддержкой оппонентов. Гораздо более распространенный способ, помимо раздачи должностей, — обещание содействия бизнесу народных избранников. Сейчас эта технология доступна одному из двух ведущих кандидатов на президентский трон, стартовавшему в избирательной кампании из власти. А вот ставку на переманивание именно нардепов-предпринимателей делают оба фаворита гонки.

«И регионалы, и члены БЮТ в кулуарах говорят о том, что значительная часть их фракций может перейти на сторону победителя президентских выборов, — утверждает Андрей Парубий, народный депутат от фракции НУНС, входящий в ориентированную на президента группу «За Україну!». — Если президентом станет Янукович, регионалы рассчитывают, что значительная часть членов БЮТ, в первую очередь бизнес-крыло, перейдет к ним. И наоборот: бютовцы в случае победы Тимошенко видят в числе своих сторонников депутатов-промышленников от нынешней оппозиции».

Уверенность в том, что после президентской победы Януковича ПР удастся «откусить» часть фракции «бело-сердечных», нардеп-регионал Василий Хара объясняет просто: «Бизнес не имеет политической окраски и всегда тяготеет к власти». Это мнение укрепляет тот факт, что в БЮТ давно назрела внутренняя оппозиция к некоторым бизнес-группам: Богдана Губского, Андрея Портнова, Александра Буряка, Антона Яценко.

Потенциальные сторонники президента Тимошенко — промышленники из ПР: Вячеслав Богуслаев, Владимир Ландик, Григорий Скударь, Николай Янковский и др. Премьер давно старается поддерживать их лояльность доступными способами. Скажем, президенту ОАО «Мотор Сiч» Вячеславу Богуслаеву в ушедшем году достались подряды на модернизацию ГТС и производство самолета Ан-70, а совладелец концерна «Стирол» Николай Янковский все-таки добился льгот на оплату газа.

Да и сами промышленники не скрывают, что их приоритет — спокойствие предприятий, а не политические флаги. «Бизнес в принципе не может находиться в оппозиции или существовать сам по себе, — разводит руками Валентин Ландык, нардеп от ПР и президент группы «Норд».

— Нравится мне нынешнее правительство или нет — все равно я буду идти к министру, премьер-министру, буду договариваться. Если я этого не сделаю, то поставлю под угрозу десятки тысяч людей, которые за нами стоят». Эти же мотивы в прошлом году заставили крупнейшую в ПР бизнес-группу Ахметова — Колесникова тактически поддержать идею широкой коалиции с БЮТ. И хотя на время президентских выборов Борис Колесников предпочитает одаривать Тимошенко комплиментами вроде «некомпетентный премьер», в парламентских кулуарах эту группу считают вполне вероятным сторонником президента с символом алого сердечка.

Отдельная борьба между фаворитами предвыборных соцопросов развернулась за осколки некогда президентской фракции НУНС, еще не перешедшие в лагерь Тимошенко. Юрий Кармазин поделился  любопытным прогнозом. Отколовшаяся от нашеукраинцев депутатская группа «Единый Центр» Виктора Балоги, в последнее время сотрудничающая с ПР, может сделать ставку на альтернативного кандидата.

«Та часть нашей фракции, которая называется ЕЦ, по моей информации, имеет определенные договоренности о местах в списке ПР, если они совместно будут действовать на выборах. Но все зависит от того, как они дальше формализуют эти отношения, потому что ситуация у них немного меняется, — утверждает нардеп. — Говорить, что этот союз с ПР у ЕЦ стабильный, я бы не спешил».

Предлагает повоевать за себя и Блок Литвина. Здесь выражают готовность дружить с любым победителем президентской гонки, но, похоже, только когда его фамилия станет очевидной. «Наше позиционирование не зависит от каких-то личных симпатий и антипатий, — утверждает нардеп-литвиновец Олег Зарубинский.

— Если к Владимиру Михайловичу прислушиваются, конечно, речь можно будет вести с любой фракцией, подразумевая, что в основе парламентского большинства должны быть не политические интересы, а законодательные». А пока литвиновцы никому ничего не обещают. И поэтому, находясь в правительственной коалиции, вместе с регионалами голосуют за закон о повышении соцстандартов, вызывающий аллергию у Тимошенко. Не желая рисковать, большинство колеблющихся предпочитает подождать с принятием окончательного решения. Это явно смущает основных соперников за кресло гаранта, заинтересованных оформить пропрезидентское большинство как можно быстрее. Поэтому те и припугивают народных избранников разгоном.

Запасной козырь

На самом деле каждый из двух ведущих соперников в нынешней президентской кампании объявит досрочные выборы в ВР только в том случае, если ему не удастся сформировать устойчивую пропрезидентскую коалицию. В большей степени не заинтересована объявлять моментальный разгон обладателей депутатских портфелей Леди Ю. Выбив кресло из-под Виктора Ющенко, она получает возможность одновременно влиять и на президентскую вертикаль, и на правительство через подконтрольного и. о. премьер-министра (Александра Турчинова).

Нынешний премьер как никто другой постарается сохранить действующий парламент и сколотить под себя большинство, чтобы уже официально назначить приближенного преемника в Кабмин. Судя по заявлениям депутатов, попытки обойтись без досрочных выборов в Верховную Раду делают и регионалы. Не исключено, что основных спонсоров ПР просто не прельщает идея оплачивать еще одну избирательную кампанию.

Очевидно, что с каждым днем, приближающим Украину к президентским выборам, ВР будет стремительно превращаться в площадку для политических торгов. Кандидатам в президенты дешевле перекупить недостающие голоса, нежели ввязываться в новую парламентскую кампанию. Но для того чтобы сбить цену в ходе нынешних торгов, им нужны страшилки в виде досрочных парламентских выборов, после которых в парламенте может не оказаться не только отдельных депутатов, но и целых фракций. Эта угроза — один из факторов, способных сделать народных избранников сговорчивее и девальвировать расценки на смену ими политической окраски.

Тарас Чорновил: «У ПР сегодня нет таких колоссальных финансовых ресурсов на массовый подкуп депутатов, как в 2007 г.»
Народный депутат от фракции ПР, вышедший из рядов этой политсилы в прошлом году, поделился с «ВД» своими соображениями насчет коалиционных торгов в парламенте после президентских выборов.

БЮТ заявляет о попытках подкупа членов их фракции. Почему Партия регионов отвечает на эти обвинения молчанием?
— Я бы не очень серьезно относился к таким заявлениям. Они, как правило, делаются или на упреждение ситуации, или для дискредитации. В БЮТ ведь прекрасно понимают, что их мальчики тоже не против взять деньги. Известно, что иногда в соответствующий момент у них красиво не срабатывают кнопки для голосования, что иногда отдельные их депутаты голосуют отлично от всей фракции, а потом объявляют, что этого не делали. Поэтому, я думаю, заявление Кожемякина носит больше политический характер, направленный на упреждение, а не на констатацию факта.

Какую роль будет играть фактор подкупа депутатов во время формирования пропрезидентского большинства после выборов?
— Думаю, что торги будут. В случае победы Тимошенко это будет преимущественно торговля портфелями. Многие депутаты будут сами переходить на их сторону, потому что поймут, что власть концентрируется в одних руках, и будут стараться проявить лояльность. Ставки очень резко упадут. И тогда тот же Юрий Костенко, который вернется к Тимошенко, не сможет требовать для своих трех-четырех депутатов три министерские должности.

А будет просить хотя бы одного-двух замминистров. Тогда же группа Владимира Литвина будет в более скованной ситуации. В случае победы Януковича попытки торга тоже будут, но уже с помощью наличности. Торговать должностями Янукович не сможет: развалить коалицию просто так невозможно, а какие должности президент распределяет сам? Да практически никаких. Нужно будет чем-то купить отдельных нашеукраинцев, что-то предложить литвиновцам.

Причем желательно наперед. Но у ПР сегодня нет таких колоссальных финансовых ресурсов, чтобы раскрутить массовый подкуп. Это не 2007 г., когда можно было вовсю играться в такие вещи. Тогда у ПР был финансовый ресурс, у них было правительство, бюджет. Сегодня у них этого нет — и основные финансовые спонсоры партии отказываются давать такой неограниченный ресурс. Поэтому шансов купить достаточное количество депутатов у Януковича на этот раз будет меньше — просто из-за нехватки финансового ресурса.

В БЮТ есть депутаты, которые потенциально могут перейти на сторону фракции Партии регионов?
— Конечно, и в БЮТ не все так гладко. Но сегодня там больше всего колеблются те, кто принадлежит к т. н. национально-патриотическому крылу. У них есть большое неудовлетворение тем, что происходит. Но в случае победы Януковича они-то как раз цементируются в БЮТ. А что касается бизнес-крыла, думаю, оно просто не рискнет пойти в самостоятельное плавание и нарваться на применение императивного мандата, на очень жесткую обструкцию.

Та же группа Портнова вряд ли на это решится. Ведь она завязана не на всю ПР, а на определенные мозговые центры, в частности, на контакты, которые координируются через Александра Лавриновича. В случае если президентом станет Янукович, как раз эта группа, на мой взгляд, не будет иметь такого серьезного влияния в ПР. Верх возьмут два центра принятия решений: группа Фирташа — Левочкина и депутаты, собравшиеся вокруг Николая Азарова.

Андрей Кожемякин: «Депутаты пришли к руководству и рассказали о том, что им предлагают деньги»
Первый зампредседателя фракции БЮТ недавно обвинил Партию регионов в попытках за деньги переманить «бело-сердечных» в альтернативную «антиправительственную коалицию». В беседе с «ВД» он признал, что и в его политической силе есть «колеблющиеся депутаты», над лояльностью которых как раз работают политические конкуренты.

Готовы ли вы рассказать, кто и кому конкретно предлагал деньги за переход бютовцев на сторону оппонентов?
— Детальнее назвать имена пока не могу. Пока никто из тех людей, к которым обращались с подобным предложением, не перешел из фракции, в этом нет смысла. Но такая информация у меня есть и я в ней уверен.

В 2007 г. БЮТ назвал имена депутатов, которых пытались подкупить, и даже обещал передать материалы в СБУ. Но громкий скандал окончился ничем. Какую цель преследовала ваша политсила, предавая огласке эту информацию?
— Безусловно, цель была не допустить выхода наших депутатов из фракции. И мы ее достигли. Ни один из тех, кто тогда фигурировал на фотозаписи, не ушел от нас.

Назовите количество депутатов, которых пытались подкупить на этот раз?
— Количество людей определяется тем, сколько Партии регионов необходимо голосов для подписания коалиционного соглашения. Т. е. речь идет о четырех-пяти депутатах, кроме тех, которые уже от нас ушли.

Попытки подкупа касаются только фракции БЮТ?
— Мне известно только о попытках подкупить нашу фракцию, о депутатах из других фракций мне ничего не известно. У нас фракция дисциплинированная: депутаты пришли к руководству и рассказали о том, что им предлагают.

По какому принципу оппоненты отбирают депутатов, которым предлагаются деньги?
— Очень просто. Они, как правило, ищут тех, кто якобы не удовлетворен позицией руководства политической силы или фракции, у кого есть проблемы с партийными органами. Так сказать, обиженных депутатов. На них выходят и потом с ними идет планомерная работа.

Новому президенту будет легче перекупить голоса депутатов или распустить парламент?
— Конечно, легче перекупить. Думаю, что если победит Виктор Янукович, они постараются поступить именно так. Потому что, когда у президента сразу после победы есть большинство в парламенте, это гораздо удобнее, чем тратить большие деньги на досрочные выборы. В случае победы Юлии Тимошенко моя личная позиция как депутата, даже не как первого заместителя главы фракции БЮТ, состоит в том, что если и дальше будет продолжаться ситуация, которая есть в парламенте сегодня, когда блокируются все вопросы и законопроекты, президент должен назначить досрочные выборы.

Алиса Юрченко, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...